– Рудик, сынок, ну шо? На улице сильный дождик? – кричит еврейская мама из окна третьего этажа сыну, играющему с пацанами в футбол.
– Не-а, мама – отвечает её Рудик не отрывая глаз от мяча.
Его маме самой понятно, что дождь только начинается, но усиливается и до ливня, скорее всего, еще несколько минут.
– А если пойдет ливень, Рудик, что выберешь: играть или домой?
– Мам, не мешай! – по-прежнему не поворачивая головы, парирует независимый Рудик
– Хорошо, – голос еврейской мамы невозмутим – но если что, футбол не намокнет, а ты намокнешь. Футбол заболеть не может. А если тебе на горло и на голову нужны будут таблетки (так и сказала «на горло и на голову») возьмем с тех, что копим на твой гироскутер. Других нету – и отошла от окна.
Рудик отмахнулся, мол, его это совершенно не волнует. Но уже через пару минуту он машет игрокам, подзывает их к себе. После краткого совещания, под усиливающимся дождем, группа пацанят расходится по домам.
Видимо Рудик сумел им втолковать, что футбол не намокнет, а купленный без проволочек гироскутер, внесет разнообразие не только в его досуг.
Этот диалог мамы и её сына лет десяти был подслушан в одном из дворов города Алматы. Казалось бы, где казахский город и где евреи.
Но диалог любопытен с психологической точки зрения. Это не банальный приказ-принижение: «Рудик не видишь что ли, дождь идет. Быстро домой» и это не приказ-угроза «Быстро домой, заболеешь – лечить не буду».
Мудрость еврейской мамы в этом случае проявляется в двух моментах:
1. Ребенку самому предлагается оценить погодные условия (Шо, на улице сильный дождик?) и самому выбрать, что делать в случае ухудшения (Пойдешь домой или доиграешь?).
2. Рисуется картина последствий, если будет принято недальновидное решение (Если понадобятся лекарства, возьмем с тех, что копим на твою мечту).
Мать запустила мыслительный процесс в голове сына. И ручаюсь, она это делает мастерски уже не первый раз. Он делал равнодушный вид, но в итоге, таки, пошел домой.
Похоже, еврейское воспитание тоньше, чем мы себе представляем из цитат и шуток.
Это не как в анекдоте: «– Моня – домой!– Шо, мама, я замерз?– Нет, ты хочешь кушать». Все гораздо дальновиднее.
Делюсь наблюдениями, советами, описываю опыт работы в детском саду.
В блоге все вертится вокруг практического подхода. Такие рассказы как этот собираются в папке "Житейская психология"
Если вам удобнее заходить через Telegram, там недавно появился канал «Психолог из детсада». Рада буду вашим реакциям и подписке.
Еще из наблюдений: