Найти тему

Метеорология и Морской Дизельный Двигатель

Мощность дизеля и удельный расход топлива гарантируются только при определённых внешних условиях, к которым относятся температура, барометрическое давление, влажность воздуха.

Мачта на пеленгаторной палубе (навигационный мостик), для Морских РЛС и навигационного оборудования. Фото автора.
Мачта на пеленгаторной палубе (навигационный мостик), для Морских РЛС и навигационного оборудования. Фото автора.

Суда и установленные на них дизели работают как в северных, так и в южных широтах, при меняющемся барометрическом давлении и влажности, доходящей до 90 % и более.

  • При этом температура забортной воды колеблется от 275 K (в северных морях), до 313 K (в тропиках).
Погодные условия в море, могут измениться в любую минуту. Фото автора.
Погодные условия в море, могут измениться в любую минуту. Фото автора.

Изменение метеорологических условий в определённой степени отражается на работе дизеля – влияет на его мощность и экономичность.

Суэцкий канал. Впереди Красное море, жара только начинается. Фото автора.
Суэцкий канал. Впереди Красное море, жара только начинается. Фото автора.

При повышении температуры воздуха, поступающего в цилиндры дизеля, уменьшается плотность воздушного заряда, а следовательно, и коэффициент избытка воздуха при сгорании (при неизменной порции впрыскиваемого топлива).

  • Это приводит к ухудшению сгорания топлива и повышению его удельного расхода.
Бывает из-за высокой температуры так нагревается теплоход, что кажется металл плавится, и ты вместе с ним, аж в глазах всё плывёт и мысли затуманиваются,
Бывает из-за высокой температуры так нагревается теплоход, что кажется металл плавится, и ты вместе с ним, аж в глазах всё плывёт и мысли затуманиваются,
  • При неизменном положении органов управления топливоподачей будет снижаться величина Pmi (среднее индикаторное давление), а значит, и мощность дизеля.

Температура выпускных газов из-за повышения температуры заряда и ухудшения сгорания топлива возрастёт, в результате чего увеличатся средняя температура цикла и теплонапряжённость дизеля.

Пробежался по вахте, проверил утиль-котёл, а заодно насладился спокойным, морским вечером. Фото автора.
Пробежался по вахте, проверил утиль-котёл, а заодно насладился спокойным, морским вечером. Фото автора.

Для приведения температуры выпускных газов к нормальному значению приходится уменьшать подачу топлива на цикл, что вызывает падение величины Pmi (среднее индикаторное давление), а для дизеля, работающего на винт – заметное снижение частоты вращения.

  • Сказанное в полной мере может быть распространено лишь на дизели без наддува.
Мировой Океан, никогда не бывает одинаковым, всё постоянно меняется, как и сама жизнь. Фото автора.
Мировой Океан, никогда не бывает одинаковым, всё постоянно меняется, как и сама жизнь. Фото автора.

В дизелях с наддувом влияние температуры окружающего воздуха на их энерго-экономические параметры ощущается в меньшей степени, так как благодаря наличию воздухоохладителя можно поддерживать температуру воздуха перед подачей в цилиндры примерно на одном уровне.

ГТН (газо-турбо-нагнетатель) Главного судового двигателя "B&W". Фото автора.
ГТН (газо-турбо-нагнетатель) Главного судового двигателя "B&W". Фото автора.

Надо иметь в виду, что эта возможность часто ограничивается температурой, прокачиваемой через воздухоохладитель забортной воды, которая, как правило, тем больше, чем выше температура наружного воздуха.

  • Снижению температуры наддувочного воздуха препятствует также его влажность.
Уже ближе к ночи, погода начала стремительно ухудшаться. Фото автора.
Уже ближе к ночи, погода начала стремительно ухудшаться. Фото автора.

Иногда необходимую температуру воздуха невозможно поддерживать потому, что при охлаждении влажного воздуха до точки росы происходит выпадение из него влаги, которая затем поступает в цилиндры дизеля вместе с воздухом.

Воздухоохладитель наддувочного воздуха Главного двигателя "B&W". Фото автора.
Воздухоохладитель наддувочного воздуха Главного двигателя "B&W". Фото автора.
  • Так как удельный расход воздуха в дизелях составляет 8,5 – 9,5 кг/ (кВт * ч), то в цилиндр мощностью 1300 кВт в каждом рабочем цикле при определённых внешних условиях может попадать до 25 г воды.
Летящие над морем облака, кажется, что рукой можно достать. Такие моменты, запоминаются на долго. Фото автора.
Летящие над морем облака, кажется, что рукой можно достать. Такие моменты, запоминаются на долго. Фото автора.

При работе дизеля на режиме полной нагрузки такое количество воды сразу же испаряется и проходит весь выпускной тракт, включая ГТН и утилизационный котёл, не конденсируясь.

Главный морской, судовой, двухтактный, малооборотный двигатель "B&W", с двумя ГТН (газо-турбо-нагнетатель). Фото автора.
Главный морской, судовой, двухтактный, малооборотный двигатель "B&W", с двумя ГТН (газо-турбо-нагнетатель). Фото автора.
  • Однако на частичных нагрузках наличие конденсата в наддувочном воздухе приводит к кислотной коррозии стенок втулки цилиндра и поршневых колец, особенно при работе на топливе с содержанием серы более 1 %.

Во избежание выпадения в воздухоохладителях влаги ряд дизелестроительных заводов рекомендует ограничить температуру охлаждения воздуха пределом, лежащим несколько выше температуры конденсации влаги в данных условиях.

Надеялись, что туман остался позади. Фото автора.
Надеялись, что туман остался позади. Фото автора.

Эта температура зависит от давления воздуха и его относительной влажности; её определяют по специальным таблицам, прилагаемым к инструкции по эксплуатации дизеля.

  • Барометрическое давление влияет как на плотность воздуха, поступающего в цилиндры дизеля без наддува, так и на режим работы ГТН дизеля с наддувом.

Так как с уменьшением барометрического давления плотность воздуха снижается, то одновременно уменьшается давление газов перед ГТН и за ним.

Но туман только усилился и стал более густым. Красиво, таинственно, но опасно, нужно быть предельно внимательными. Фото автора.
Но туман только усилился и стал более густым. Красиво, таинственно, но опасно, нужно быть предельно внимательными. Фото автора.

Совместное влияние этих факторов приводит к некоторому падению мощности дизеля и увеличению bₑ (удельный расход топлива), причём в дизелях с наддувом, из-за более высокого давления воздуха перед цилиндрами, влияние барометрического давления сказывается несколько меньше, чем в дизелях без наддува.

  • В условиях эксплуатации влагосодержание окружающего воздуха изменяется весьма существенно.
Море ещё длительное время снится, после того, как приходишь из очередного рейса. Фото автора.
Море ещё длительное время снится, после того, как приходишь из очередного рейса. Фото автора.
  • При зарядке цилиндров дизеля влажным воздухом уменьшается содержание сухого воздуха и кислорода в цилиндрах.

При постоянном положении органов управления топливоподачей, коэффициент избытка воздуха снижается пропорционально изменившемуся объёму влаги в воздухе.

Телеграф (рукоятки управления пуском и работой Главного судового двигателя). Машинное отделение, ЦПУ (центральный пост управления). Фото автора.
Телеграф (рукоятки управления пуском и работой Главного судового двигателя). Машинное отделение, ЦПУ (центральный пост управления). Фото автора.
  • В результате ухудшаются условия сгорания топлива, а это ведёт к уменьшению Pmi (среднее индикаторное давление) и мощности дизеля.
  • Температура выпускных газов несколько возрастает, что может вызвать перегрузку дизеля.

Очень важно учитывать метеорологические факторы при эксплуатации судовых дизелей!

Что нас ждёт впереди, никто не знает. Поэтому, нужно хорошо подготовиться, насколько это возможно, к любым сюрпризам переменчивой погоды. Фото автора.
Что нас ждёт впереди, никто не знает. Поэтому, нужно хорошо подготовиться, насколько это возможно, к любым сюрпризам переменчивой погоды. Фото автора.

Статья и фото: “Журнал Морского Волка”

Если Вам понравилась статья, не забудьте поставить оценку. Подписывайтесь на канал, пишите комментарии, задавайте вопросы.

-18