Найти тему

Приносящие убытки, или прокрастинация на работе

Добрый день, друзья!

Всем вам хорошо известно слово «прокрастинация», давно поселившееся в интернет-мемах. Кто такой прокрастинатор? Это человек, который вечно откладывает важные дела на потом, тянет с завершением задач до последнего. Прокрастинация особо опасна для бизнеса — прежде всего, серьезными финансовыми убытками.

Бизнес — это люди

Самое вредное для бизнеса явление — групповая прокрастинация на работе, когда решения вроде и принимаются, но к делу в коллективе никто не переходит. Проекты могут обсуждаться ежедневно и ежечасно, но все заканчивается разговорами, а когда за результатом приходит клиент, начинаются поиски виноватых.

Поэтому во главе компании, отдела должен стоять человек, способный заражать остальных энтузиазмом, идеей. Если руководитель не культивирует активность, инициативность, то яркие члены команды постепенно будут увольняться, а на их место придут более «удобные». В результате бизнес превратится в стоячее болото, и на горизонте замаячит банкротство.

Но если коллектив в целом достаточно активный — разве могут нанести ему вред 1-2 прокрастинатора?

Еще как могут! Например, в ситуации, когда в компанию обращается состоятельный клиент, чтобы решить важный вопрос за определенные сроки. Такие люди не будут ждать слишком долго, им проще уйти туда, где сервис окажется быстрее и качественнее — поэтому, если сотрудник, сидящий «на входящих», промедлит с обслуживанием, вы потеряете перспективного клиента.

Эта проблема решается введением строгих регламентов и дедлайнов. Каждый работник должен знать последовательность действий для определенных ситуаций и сроки выполнения задачи. Руководству достаточно просто периодически контролировать людей.

Некоторые руководители (обычно тоже прокрастинаторы) ленятся вводить регламенты. Им проще мотивировать сотрудников на действия премией: людям выплачивается голый оклад, а за сделанную работу начисляются бонусы. Но это не приносит нужного результата, так как часто, чтобы заработать премию, человек должен приложить сверхусилия.

Помимо выполнения ежедневных задач, любая компания должна смотреть в будущее. Рынок лабилен: если продажи идут хорошо сейчас, это не означает, что благополучие будет длиться вечно. Нужно предугадывать быстро меняющиеся потребности клиента, чувствовать тенденции рынка, и, разумеется, рисковать. Но прокрастинаторы не рискуют — им бы доделать то, что они не успели вчера.

Как определить прокрастинатора на собеседовании

Нужно понять, что прокрастинатор — это не лентяй. Это тот, кто не берется сразу за сложные, важные дела, а разбрасывается на мелочи, на текучку, откладывая действительно нужные и срочные вещи на потом. Сотрудник - прокрастинатор необязательно желает компании вреда. Среди подобных людей встречаются и отъявленные трудоголики, и настоящие радетели благополучия фирмы. Однако в особо запущенных случаях такой человек — бомба замедленного действия.

Как обнаружить прокрастинатора на этапе собеседования или на испытательном сроке?

  1. Дать пробное простое ТЗ, с которым кандидат может справиться за день. И поставить дедлайн 3 дня. Прокрастинатор сдаст работу максимально близко к концу срока. В тяжелом случае попросит увеличить срок еще на 1-2 дня. Такие кандидаты принадлежат к одному из двух типов прокрастинаторов:
  • немотивированные на выполнение задачи, предпочитающие до последней минуты заниматься чем угодно, но только не работой;
  • способные работать исключительно под давлением, и поэтому выполняющие ТЗ в последний момент, когда сроки уже поджимают.
  1. Есть и прокрастинаторы - «трудоголики», люди, страдающие перфекционизмом — они сделают маленький кусочек работы за день и будут «чистить» его до победного, а потом впопыхах доделают остальное. Сюда можно отнести и сотрудников с синдромом «самозванца», которые откладывают задачу, потому что боятся, что не справятся с ней. Этот вид прокрастинаторов не умеет делить большие задачи на части, не знает, как подступиться к крупным проектам, отличается нерешительностью и неуверенностью (причем среди представителей этого вида встречаются реально крутые специалисты).
  2. На испытательном сроке прокрастинаторов выловить просто: это те, кто чаще остальных ходит на перекуры, выходит попить водички, старается вовлекать коллег в длинные, продолжительные обсуждения и разговоры, а под конец рабочего дня внезапно начинает активно работать.

Как бороться с прокрастинацией на работе

Все техники работы с прокрастинацией сводятся к устранению первопричины. Попробуем разобраться, что делать, если вы приняли сотрудника на работу, не разглядев в нем прокрастинатора, или ваш лучший спец вдруг стал тянуть с решением задач?

Второе, кстати, случается нередко — после пяти лет работы на одном месте большинство сотрудников начинает испытывать выгорание. На заслуженных «старичков» руководству сложнее давить — они опытные, «знают все без напоминаний», и справятся «в последний момент». Победить прокрастинацию в этом случае можно разнообразием. Дайте новые задачи, интересные проекты, предложите повышение, переведите в другой отдел. Это решение работает в 95 случаях из ста — и на новом месте сотрудник - прокрастинатор практически всегда демонстрирует высокую эффективность.

А что делать с новичками? Если люди начинают откладывать важные проекты ради «приятных», им нужно чётко объяснить приоритеты и сроки. Обязательно контролировать скорость выполнения задач. А если прокрастинацию провоцирует высокая нагрузка — новенький сотрудник не знает, за что схватится — надо уменьшить объем работы.

Устраняем групповую прокрастинацию

  1. Отчетность и планерки. Рабочий день начинаем с короткой переклички: сотрудники рассказывают, что сделали вчера, что планируют сегодня, озвучивают сложности (клиент не прислал фотографии, не подписал документы, финдиректор тянет с согласованием).
  2. Дедлайны. Сокращаем официальные сроки выполнения задач. Это защитит бизнес от убытков и последствий прокрастинации, создаст запас сроков на непредвиденный случай.
  3. Сложности с переносом сроков. Работник сам устанавливает сроки — с точностью до часа. И в случае задержки обязан написать объяснительную о причинах переноса, согласовать перенос с вышестоящим начальством. Это хорошо учит сотрудников планировать работу.
  4. Делим большие проекты на маленькие. Прокрастинаторы боятся приступать к большим и сложным проектам (даже при высокой квалификации). Поэтому имеет смысл разбивать задачи.

Когда прокрастинаторов нужно увольнять

Тревожный звонок — ложь. Человек:

  • срывает сроки, нарушает договоренности, не соблюдает обязательства, но обещает, что скоро все будет;
  • ссылается на обстоятельства, на непрофессиональный подход к делу со стороны клиента;
  • обвиняет других сотрудников;
  • замалчивает проблемы, выдумывает истории, причины, по которым не смог своевременно решить вопрос.

Подставив компанию однажды, он подставит её снова — только будет действовать уже хитрее, с учётом сделанных ошибок.

Второй повод уволить прокрастинатора — его высокая должность. Поверьте, поиски нового линейного руководителя обойдутся значительно дешевле по сравнению с восстановлением целого отдела или покрытием нанесенного ущерба.

Третий вариант — когда сотрудник перестает себя контролировать, невзирая на получаемые выговоры, штрафы, прочие наказания. Он заявляется на работу к обеду, игнорирует требования начальства, оттягивает моменты принятия важных решений, выполняет задачи спустя рукава, не меняется, даже если его переводят на новое место или предлагают нестандартные проекты. Вы попробовали все озвученные в предыдущем блоке способы, но это не помогло? Однозначно увольнение.

Еще больше о проблемных сотрудниках вы можете прочитать в моей прошлой статье.

А вы прокрастинируете на работе? Как к этому относится начальство?