Добрый день, друзья!
Представьте, что тёплым летним днем вы собираете яблоки. В ведро вместе с хорошими, крупными, чистыми плодами случайно попадает гнилой. В понедельник вас срочно вызывают из отпуска. А в четверг вы возвращаетесь на дачу и обнаруживаете, что варенье варить не придётся — все плоды можно смело выкинуть.
Проблемный сотрудник в коллективе — это то самое гнилое яблочко. Сегодня вы узнаете, как такого человека выявить и стоит ли его уволить, пока он не разрушил организацию изнутри.
Тема касается руководителей и эйчаров. Хороший эйчар может поправить ситуацию или точно определить, нужна ли в данном случае ампутация — и отрезать без сожалений. Кроме того, с тяжелым сотрудником надо суметь грамотно расстаться, и тут не последняя нагрузка ложится на HR-отдел.
Даже самые опытные рекрутеры могут случайно взять на работу сложного человека, польстившись на профессиональную характеристику и задвинув в сторону личные качества. Приведу пару примеров.
- Кадровое агентство предложило компании потрясающего продажника, активного и с приличным опытом — для него не было ничего невозможного. Но отсутствие ограничений, как выяснилось, касалось не только продаж. Регламент, ценности, цели компании — нет, не слышал. А чтобы добиться собственной цели, этот великолепный менеджер мог пройти одинаково легко по головам и по трупам. Его не интересовала прибыль, на первом месте стояла продажа. Никакого планирования — ввяжемся в драку, сорвем контракт, а там как получится. Проблем от него оказалось значительно больше, чем пользы от крутых продаж.
- Новоявленный работник сразу задал высокую планку. Он дольше всех засиживался в офисе и мог решать сложнейшие задачи. О таком темпе и результатах многие и не мечтали. Но эмоциональная стабильность персонажа оказалась под большим вопросом. Он ругался со всеми, включая административный отдел, обвинял и подозревал коллег в подсиживании, лени, срыве сроков, причём скандалы обычно заканчивались угрозой расправы в буквальном смысле. Выяснилось, что человек служил в срочную службу в войсках и участвовал в боевых действиях. Уволить его боялись — не хотелось потом всю жизнь ходить, оглядываясь по сторонам.
Разберем основные типы сложных сотрудников
- Хейтеры. Стремятся достичь вершин, занять чужое место, но не работать. Прилагают множество усилий, чтобы донести до начальства «правду», подставить других, распространить неприятные слухи.
- Скандалисты. Психологически зависимы от конфликтов. Пытаться понять или исправить бесполезно. Для них главное — победа в противостоянии, даже если воевать не за что.
- «Харизматичные» персоны. Они очаровывают и впечатляют, предлагают гениальные (на первый взгляд) идеи и махинации, но всегда слишком заняты, чтобы действовать. Внешняя удачливость и яркость — банальное прикрытие нарциссизму и хвастливости. Могут подсказать решение, а когда человек провалится, с жаром заметить: «зачем взялся, я же говорил!». Другая разновидность данного типа — «в доску свои». Им скучно (и лень) трудиться, они заполняют время шутками, анекдотами и беседами, отвлекая других, просят коллег помочь (сделать за них задачи), каждые полчаса устраивают себе обеденный перерыв, мешают сосредоточиться и работать.
- Любители удовольствий. Алкоголь, клубы, прочие способы мгновенного удовлетворения стоят у них на первом месте. Это зависимость и трата времени одновременно, которые обязательно впоследствии отразятся на работе.
- Вечно недовольные. Проблемный сотрудник всегда со всем несогласен: он постоянно выказывает недовольство, делится с окружающими очевидной глупостью руководства, говорит о том, что выполнит задание, но идея в целом плохая. Нередко работает в пику и саботирует остальных. Любит жаловаться на тяжелые задачи и горькую долю.
- Сплетники. В большинстве коллективов без сплетен не обойтись. Но существуют люди, промывающие косточки другим регулярно. Это унижает тех, кого обсуждают за спиной, дестабилизирует команду и ворует время у желающих действительно трудиться, а также грозит созданием ненужных группировок и утечкой информации к конкурентам.
- Белое пальто. У них виноваты все: поставщики, коллеги, клиенты, уборщица баба Маня и даже соседи по офису. При этом они всегда «на высоте» и умнее других.
- Всезнайки. Сюда относятся те, кто превозносит свой опыт, и вместо решения задач заняты ожиданием «паствы», которой может понадобиться мудрый совет. Они считают, что могут взяться за задание без подготовки, высокомерно относятся к курсам повышения квалификации и саморазвитию.
- Неэффективных работников тоже причисляют к проблемным. Неэффективный сотрудник — это тот, кто всегда пассивен, чужд инициативности и ответственности. Большую часть рабочего времени сидит в ожидании указаний, всегда находит оправдание бездействию. Такие люди часто прикрываются лозунгом: «это не моя работа», уверены, что руководитель несправедлив к ним, а коллеги попросту завидуют и придираются.
Как ведется работа со сложными сотрудниками? Мы уже писали о том, как обнаружить трудных кадров на этапе собеседования. Но если человек уже принят и создает сложности, надо определиться, как это влияет на продуктивность команды. Если профессионализм кадра серьезно перевешивает его минусы, указанные выше недостатки проявляются в небольшой степени, как редкие недоразумения, то:
- общайтесь спокойно и уверенно;
- не давайте возможности уйти от ответственности за проступок;
- не поддавайтесь эмоциям, не занимайте позицию обороны;
- четко разграничивайте полномочия;
- частые мелкие споры переводите в открытые противостояния.
Если же личные качества мешают работать и самой персоне нон грата, и остальным членам коллектива, то его лучше уволить.
Как уволить проблемного сотрудника?
Не начинайте увольнение с войны! Не усугубляйте переговоры отрицательной, недружелюбной нотой. Но и не откладывайте решение надолго, чтобы не передумать.
- Предупреждайте о неприятной вести заранее. Человек сможет морально настроиться и подыскать новое место работы.
- Преподнесите новость лично и прямо. Будьте вежливы, спокойны и доброжелательны.
- Не упрекайте, не отвечайте на агрессию, не сочувствуйте.
- Причины увольнения лучше объяснить после того, как работник успокоится. Объясните, что личные качества не причем — всему виною внешние факторы.
- Напоследок подбодрите. Похвалите профессиональные качества, обрисуйте перспективы. Можно надавить на самолюбие, сказать, что сотрудник перерос свою должность.
- Иногда есть смысл вручить прощальный подарок или устроить обед.
Правильное увольнение поможет избежать ответной агрессии, мести, сохранить доброжелательную атмосферу в коллективе и поддержать репутацию фирмы. Если вам сложно взяться за дело самостоятельно, обратитесь в HR-компанию за соответствующей услугой «сокращение сотрудника».