Найти в Дзене

Самые неэффективные и проблемные сотрудники: о тех, кто может разрушить вашу компанию

Оглавление

Добрый день, друзья!

Представьте, что тёплым летним днем вы собираете яблоки. В ведро вместе с хорошими, крупными, чистыми плодами случайно попадает гнилой. В понедельник вас срочно вызывают из отпуска. А в четверг вы возвращаетесь на дачу и обнаруживаете, что варенье варить не придётся — все плоды можно смело выкинуть.

Проблемный сотрудник в коллективе — это то самое гнилое яблочко. Сегодня вы узнаете, как такого человека выявить и стоит ли его уволить, пока он не разрушил организацию изнутри.

Тема касается руководителей и эйчаров. Хороший эйчар может поправить ситуацию или точно определить, нужна ли в данном случае ампутация — и отрезать без сожалений. Кроме того, с тяжелым сотрудником надо суметь грамотно расстаться, и тут не последняя нагрузка ложится на HR-отдел.

Даже самые опытные рекрутеры могут случайно взять на работу сложного человека, польстившись на профессиональную характеристику и задвинув в сторону личные качества. Приведу пару примеров.

  1. Кадровое агентство предложило компании потрясающего продажника, активного и с приличным опытом — для него не было ничего невозможного. Но отсутствие ограничений, как выяснилось, касалось не только продаж. Регламент, ценности, цели компании — нет, не слышал. А чтобы добиться собственной цели, этот великолепный менеджер мог пройти одинаково легко по головам и по трупам. Его не интересовала прибыль, на первом месте стояла продажа. Никакого планирования — ввяжемся в драку, сорвем контракт, а там как получится. Проблем от него оказалось значительно больше, чем пользы от крутых продаж.
  2. Новоявленный работник сразу задал высокую планку. Он дольше всех засиживался в офисе и мог решать сложнейшие задачи. О таком темпе и результатах многие и не мечтали. Но эмоциональная стабильность персонажа оказалась под большим вопросом. Он ругался со всеми, включая административный отдел, обвинял и подозревал коллег в подсиживании, лени, срыве сроков, причём скандалы обычно заканчивались угрозой расправы в буквальном смысле. Выяснилось, что человек служил в срочную службу в войсках и участвовал в боевых действиях. Уволить его боялись — не хотелось потом всю жизнь ходить, оглядываясь по сторонам.

Разберем основные типы сложных сотрудников

  1. Хейтеры. Стремятся достичь вершин, занять чужое место, но не работать. Прилагают множество усилий, чтобы донести до начальства «правду», подставить других, распространить неприятные слухи.
  2. Скандалисты. Психологически зависимы от конфликтов. Пытаться понять или исправить бесполезно. Для них главное — победа в противостоянии, даже если воевать не за что.
  3. «Харизматичные» персоны. Они очаровывают и впечатляют, предлагают гениальные (на первый взгляд) идеи и махинации, но всегда слишком заняты, чтобы действовать. Внешняя удачливость и яркость — банальное прикрытие нарциссизму и хвастливости. Могут подсказать решение, а когда человек провалится, с жаром заметить: «зачем взялся, я же говорил!». Другая разновидность данного типа — «в доску свои». Им скучно (и лень) трудиться, они заполняют время шутками, анекдотами и беседами, отвлекая других, просят коллег помочь (сделать за них задачи), каждые полчаса устраивают себе обеденный перерыв, мешают сосредоточиться и работать.
  4. Любители удовольствий. Алкоголь, клубы, прочие способы мгновенного удовлетворения стоят у них на первом месте. Это зависимость и трата времени одновременно, которые обязательно впоследствии отразятся на работе.
  5. Вечно недовольные. Проблемный сотрудник всегда со всем несогласен: он постоянно выказывает недовольство, делится с окружающими очевидной глупостью руководства, говорит о том, что выполнит задание, но идея в целом плохая. Нередко работает в пику и саботирует остальных. Любит жаловаться на тяжелые задачи и горькую долю.
  6. Сплетники. В большинстве коллективов без сплетен не обойтись. Но существуют люди, промывающие косточки другим регулярно. Это унижает тех, кого обсуждают за спиной, дестабилизирует команду и ворует время у желающих действительно трудиться, а также грозит созданием ненужных группировок и утечкой информации к конкурентам.
  7. Белое пальто. У них виноваты все: поставщики, коллеги, клиенты, уборщица баба Маня и даже соседи по офису. При этом они всегда «на высоте» и умнее других.
  8. Всезнайки. Сюда относятся те, кто превозносит свой опыт, и вместо решения задач заняты ожиданием «паствы», которой может понадобиться мудрый совет. Они считают, что могут взяться за задание без подготовки, высокомерно относятся к курсам повышения квалификации и саморазвитию.
  9. Неэффективных работников тоже причисляют к проблемным. Неэффективный сотрудник — это тот, кто всегда пассивен, чужд инициативности и ответственности. Большую часть рабочего времени сидит в ожидании указаний, всегда находит оправдание бездействию. Такие люди часто прикрываются лозунгом: «это не моя работа», уверены, что руководитель несправедлив к ним, а коллеги попросту завидуют и придираются.

Как ведется работа со сложными сотрудниками? Мы уже писали о том, как обнаружить трудных кадров на этапе собеседования. Но если человек уже принят и создает сложности, надо определиться, как это влияет на продуктивность команды. Если профессионализм кадра серьезно перевешивает его минусы, указанные выше недостатки проявляются в небольшой степени, как редкие недоразумения, то:

  • общайтесь спокойно и уверенно;
  • не давайте возможности уйти от ответственности за проступок;
  • не поддавайтесь эмоциям, не занимайте позицию обороны;
  • четко разграничивайте полномочия;
  • частые мелкие споры переводите в открытые противостояния.

Если же личные качества мешают работать и самой персоне нон грата, и остальным членам коллектива, то его лучше уволить.

Как уволить проблемного сотрудника?

Не начинайте увольнение с войны! Не усугубляйте переговоры отрицательной, недружелюбной нотой. Но и не откладывайте решение надолго, чтобы не передумать.

  1. Предупреждайте о неприятной вести заранее. Человек сможет морально настроиться и подыскать новое место работы.
  2. Преподнесите новость лично и прямо. Будьте вежливы, спокойны и доброжелательны.
  3. Не упрекайте, не отвечайте на агрессию, не сочувствуйте.
  4. Причины увольнения лучше объяснить после того, как работник успокоится. Объясните, что личные качества не причем — всему виною внешние факторы.
  5. Напоследок подбодрите. Похвалите профессиональные качества, обрисуйте перспективы. Можно надавить на самолюбие, сказать, что сотрудник перерос свою должность.
  6. Иногда есть смысл вручить прощальный подарок или устроить обед.

Правильное увольнение поможет избежать ответной агрессии, мести, сохранить доброжелательную атмосферу в коллективе и поддержать репутацию фирмы. Если вам сложно взяться за дело самостоятельно, обратитесь в HR-компанию за соответствующей услугой «сокращение сотрудника».