Тайга — мир представителей экстремальных профессий: геологов, охотников, золотоискателей, а еще здесь встречаются лихие люди, прячущиеся от общества и закона. Времена меняются, но остается верной поговорка: «Закон - тайга, прокурор — медведь». В тайге может случиться всякое и рассчитывать приходится только на себя или друзей, если они с тобой рядом. Вот о таежных приключениях и пойдет речь в фильмах этого обзора.
"По следу властелина" 1979 г.
Уссурийский край. 1946 г. Щебет птиц, шум ветра. Большой, упитанный тигр идет по лесистым сопкам. Медленно поворачивает бархатную морду и уверенно осматривается. Сразу ясно, кто здесь властелин, но есть в лесу и люди.
Один из них, высокий и светловолосый молодой горожанин, идет через тайгу и замирает, увидев оленей. По поляне расхаживает красавец-самец, вызывая на бой соперников. Наблюдатель достает манок и подыгрывает ему, изображая призывный рев. Внезапно раздается выстрел и одно из молодых животных падает, а остальные убегают.
На поляну выходит другой человек. Он постарше, покряжистее, видно, что битый жизнью, но сильный и ловкий. Охотник начинает свежевать и разделывать добычу. Кроме ружья на его походной сумке лежит пистолет. Блондин, воспользовавшись занятостью стрелка, быстро выходит из укрытия и забирает оружие.
Начинается допрос: «Кто вы? Знаете ли вы, что находитесь на территории заповедника?» Браконьер называет себя возвращающимся из Европы фронтовиком из местных, про заповедник, конечно, знал, но вот хотел жену порадовать, да и зверья полно развелось, пока воевали. Пистолет прихватил с войны, знает, что запрещено, готов отдать и еще золотые часы прибавить.
Последние слова производят неприятное впечатление на молодого начальника. Он объявляет, что браконьер арестован и конвоирует его. По дороге выясняется, что бдительный молодой человек — новый директор заповедника, а речь его спутника становится все более угрожающей.
Внезапно браконьер срывается бежать. Директор бросается вдогонку и попадает под стрелу самострела, которая прикалывает его за плечо к дереву. Враг, ухмыляясь, подходит с ножом. Он не просто браконьер и давно уже не фронтовик, а предатель.
Прежде всего следует отметить натурные съемки леса и животных. Люди и человеческое жилье вписаны в кадре в красивую, живущую независимой и естественной жизнью природу, что дает почувствовать нашу связанность с ней и необходимость гармоничного сосуществования. Временами кажется, что смотришь передачу «В мире животных».
Противостояние добра и зла в лице героя и его антагониста, может быть, схематично, но Владимир Самойлов (Когтев) играет колоритного злодея и поддерживает интерес к приключенческой линии картины. Каждый отстаивает свои принципы , полагаясь на собственные духовные и физические силы, а тигр гуляет где-то рядом.
В фильме также снимались: Юрий Беляев, Людмила Зайцева, Максим Мунзук, Юрий Назаров, Иван Рыжов и другие.
"Парень из тайги" 1941 г.
Сибирь, 30-е годы. К местному ресторану подходит колоритная пара таежников, отец и сын Потанины. Они - артельщики, в отличие от рабочих государственных шахт. Те имеют зарплату, премии, восьмичасовую смену, а старатели ищут в тайге фарт. Найденное золото они сдают государству, но уж сколько добудут — делят поровну.
Потанины - самые фартовые. У отца - нюх на золотоносные места. На все вопросы о прибыли он отвечает скромно: «Моем помаленьку!», хотя в остальном горд и даже самодур. Сын Степан, плечистый русоволосый молодец, которого, по виду, хоть в грудь молотом бей — не пошатнется, характером пошел в папашу.
Золотоискатели переступают порог заведения и сдают в гардероб картузы. Ресторан выглядит в дореволюционном купеческом вкусе. Оркестр наяривает фокстрот, официанты подобострастно бегают с салфетками на руке. За столами, в основном, сидят бородатые и патлатые таежники, шумно реагирующие на появление Потаниных.
В зале находится пара невезучих компаньонов, собирающихся грустно заказывать кашу. Одному из них, со следами образования в манерах, приходит в голову идея. Его приятель был в артели Потанина и не поладил с ним, но, ради гуся с яблоками, самолюбием можно и пренебречь. Предполагаемых спонсоров заманивают за стол. Вдруг, когда речь заходит о самом дорогом — закуске, Степан отменяет заказ отца, мотивируя тем, что у них не хватит наличных денег. Он, без родительского ведома, купил насос с мотором.
Начинается семейная ссора. Старший спрашивает — как он смел без спроса, младший отвечает, что сейчас — не при хозяевах. Отец говорит, что он-то как раз хозяин — он эту землю от беляков и японцев защищал, сын — что это с детства каждый день слышит, но и сам человек достойный уважения.
Разгневанный родитель заявляет, что все уважение у людей не к нему, а к купленному за заработанное в отцовской артели барахлу и требует снять пиджак. Степан демонстративно снимает. Под пиджаком - три форсистые жилетки, которые окончательно выводят старика из себя.
Степан хладнокровно снимает и их. Отец требует обратно намытый золотой песок. Сын высыпает его на пол. Наконец, дело доходит до сапог, и парень босиком, но, нацепив в гардеробе картуз, уходит в ночь зарабатывать уважение с нуля.
Разумеется, оба этих упертых лба больше всего гордятся друг другом.
Сюжет интересный, но, главное, - картина колоритнейшая. Типажи, диалоги, музыка — смотреть, слушать и любоваться. Конечно, образы положительных советских руководителей решены в традиционном ключе, но это — капля неизбежного разочарования в море удовольствия.
Гвоздь программы — молодой богатырь Иван Переверзев в роли Степана Потанина. Его партнеры тоже зажигают вовсю и смотреть на взаимное общение героя с крутым, но любящим отцом Федором Кузьмичом (Владимир Гардин), страстной бывшей подружкой Нюркой (Людмила Занковская), хлипким, но боевым дедом-сторожем (Николай Чиндорин) и уголовным хлюстом Васькой Щербаком (Ростислав Плятт в молодости) можно зачарованно. Кто бы ожидал, что гуманный и интеллигентный исполнитель роли пастора Шлага способен красочно изображать ленивого, беспринципного, но изобретательного и остроумного Ваську?
«Костер в белой ночи» 1984 г.
Летом 1971 года в Иркутской области стояла аномальная жара, что плохо сказывалось на скотоводстве, но было подарком для геологоразведочной экспедиции, пока лопаты рабочих не уперлись в вечную мерзлоту. Начальник экпедиции Хаенко был в отъезде и оставил за себя мастера Елтышева. Сергей Петрович Елтышев же приказал рабочему Ивану Копыреву оттаивать шурфы кострами, а за его возражения насчет техники безопасности, начал гонять по работе.
Иван решил не ссориться с начальством, но костры жег аккуратно. Елтышев, смягчившись, отпустил его обедать на зимовье через реку и обещал последить за огнем. Сам же, подвалив в костры сучьев побольше, ушел на охоту. Через некоторое время Иван, выйдя из зимовья, увидел столбы дыма, поднимающиеся на том берегу.
Вернувшийся на место мастер пытался уничтожить следы причины возгорания, уговаривал Ивана взять вину на себя: мол, скажи, что сам запалил, без спроса, погнался за длинным рублем, но не понадобилось. Пожар развернулся, накрывая место возгорания, и теперь уже установить его причину - трудно.
Елтышев договаривается о лжесвидетельстве с наемным рабочим, пьяницей Вениамином Красноштановым, готовым подтвердить, что загорелось от сухой грозы, внезапной молнии. В общем, кто тушит, а кто концы хоронит. Из-за Красноштанова, бросившего свой участок, пожар перекидывается на ту сторону реки. Пылают высокие деревья, с ревом бегут испуганные звери и даже люди попадают в кольцо огня.
Самый впечатляющий персонаж фильма - старый каюр Авачан (Николай Олзей-Оол) с его мировоззрением о единстве и разумности всей природы. Отправив вперед молодого внука и маленького правнука, он отправляет собаку выгонять из зоны огня оленей. Кучум, выполнив задачу, возвращается к хозяину. Старик убивает сначала любимого пса, затем - себя, чтобы избежать мучительной смерти в пожаре.
Фильм о том, как жадность, бездушие и трусость одних людей приводит к огромному злу, от которого страдают невинная природа, животные, люди. Одни - походя губят и норовят выйти сухими из воды, другие - самоотверженно спасают и расплачиваются жизнью и здоровьем. Маленькие дети разносят воду пожарникам, а Красноштанов прикидывает, чью версию катастрофы выгоднее подтвердить.
Картина снята по роману "Пожар" Юрия Николаевича Сбитнева, к сожалению, скончавшегося в апреле этого года. Название "Костер в белой ночи" носит другая его повесть, о любви молодого столичного ученого и девушки-дикарки с Севера, отчасти повторяемая в сюжете линией отношений Ивана Копырева и Лены.
В 1971 г. в районе поселка Ербогачен, действительно, был крупный лесной пожар и автор, в частности, отразил в книге организационную работу секретаря райкома Ручьева, прототипом которого являлся реальный секретарь райкома Георгий Павлович Масягин.
Заметные роли в картине сыграли: Владимир Антоник (Иван Копырев), Галина Мунзук (Лена, жена Красноштанова), Вадим Андреев (Елфимов), Николай Гравшин (Вениамин Красноштанов), Виктор Тарасов (Иван Иванович Ручьев),
Ну, вот и все на сегодня о тайге и ее опасностях. Если вам понравилась статья, советую прочесть и предыдущую на похожую тему: "В таежном краю": 3 забытых советских фильма о борьбе с бандами Сибири в 20-е годы".
Не удивляйтесь, что новых статей в ближайшем будущем не появится. Автор заболел популярной болезнью. Читайте предыдущие статьи блога, переходите по ссылкам в конце статей, там много интересных, остросюжетных фильмов.