Она на их настенных рисунках разная. Мне даже кажется, что каждый вкладывает в ее портрет частичку себя. Но что-то общее у всех этих "муз печали" все-таки есть - любовь к поэту. Все фото в материале - мои.
Итак, если вы, будучи в Петербурге, ни разу (пишу и не могу в это поверить) не были в музее Фонтанного дома или - хотя бы! - Шереметевском сквере (том самом, уютном, тенистом, по радиусу которого расставлены скамейки для любителей поэзии), то то, что я сейчас покажу, вас немного удивит.
Арка Фонтанного, пожалуй, единственное место в Центральном районе города, где стены являются настоящими "голосами поколений", потому что отмечаются на них люди разных возрастов - как очень юные, так и не очень. Рисуют, оставляют свои впечатления от прогулок по Петербургу, пишут стихи - свои и классиков Серебряного века, в числе которых не только "великая АА", Анна Андреевна, "Чехов в юбке", но также Маяковский, Есенин, Гумилев, Блок, Северянин, Цветаева.
Пару раз встречала четверостишия Мирры Лохвицкой. И, конечно же, Иосиф Бродский! Он на стенах Фонтанного присутствует многообразно - "пароходом и человеком". Вернее, стихами и иллюстративно, то есть - портретно.
Но так было не всегда. Вернее, стихи на стенах были всегда, но четко Ахматовой и Бродского. Потому что они имеют непосредственное отношение как к самому дому, так и к музею.
Поэтической трибуной страны стены стали пару-тройку лет назад. И этого уже не изменить. И хорошо. Потому что читая то, что на них написано, вы понимаете, чем живут сегодняшние юные, что их беспокоит, чему они поклоняются, что низвергают и с "кого делают жизнь".
И им очень нужно, чтобы их читали, слушали и слышали. Поэтому в арке Фонтанного и в сквере все ведут себя чинно-благородно: подошли, отметились, почитали своих "коллег", сфотографировались на фоне этой "открытой книги" для истории и - пошли дальше.
А Анна Андреевна, благосклонно наблюдая за ними с огромной афиши на старинных воротах, понимает, что подобное искусство - это ни разу не вандализм. Что сколько ни закрашивай эту "наскальную живопись" (что коммунальщики делают постоянно), завтра (да уже сегодня, чего уж там!) она появится снова.
Потому что "рукописи не горят".