Главной телепремьерой этой осени станет “Седьмая симфония”, рассказывающая о премьере музыкального произведения, которое Дмитрий Шостакович посвятил блокадному Ленинграду. Но это не первое кинематографическое отображение тех событий. В 1957 году на “Мосфильме” сняли ленту “Ленинградская симфония”.
Картина в целом очень крепкая, но по эстетике она находится где-то между тем, что мы называем оттепельным кино, и фильмами сталинской поры. “Плюсы” из первого, “минусы” из второй. Игра актеров - это явно старая школа. То есть с излишним нажимом, театральностью, красивостью поз. На сцене вся эта условность смотрится органичнее. А на экране сразу отдает фальшью. Но все же не фатально.
Ритм повествования уже ближе к 60-м. Здесь несколько сюжетных линий, узнаваемые виды города на Неве, простые эмоции и музыка Шостаковича. Однако к вершинам отечественного кинематографа эту работу сложно отнести.
Руководитель оркестра Карл Элиасберг для исполнения собирал музыкантов по всему Ленинграду. В новом сериале главному герою оставили имя дирижера. А вот в советской ленте фигурирует какой-то Орест Добросельский. Вклад реального человека таким образом оставили в тени.
Музыковеды отмечают, что Седьмая симфония не относится к числу лучших у Шостаковича. Ее значение не столько эстетическое, сколько историческое. Как-то мы с товарищем прослушали ее целиком, довольные, что у нас оказалось больше терпения, чем у нашего ректора, который ушел раньше. Что ж, теперь больше народа сможет тоже прикоснуться к классике. А мы посмотрим новую киноверсию и сравним.