Россия, северо-запад Тверской области, здесь в стороне от самой оживлённой железнодорожной магистрали нашей страны между Санкт-Петербургом и Москвой от станции Бологое-Московское берёт своё начало заповедная магистраль Бологое-Полоцк, которая задумывалась нашими предками в самом начале ХХ века исключительно как стратегическая линия с направлением Центр-Запад для быстрой переброски войск к границам Российской Империи.
Дорога пролегла по безлюдной местности с первобытными условиями приложения населением своего труда, так гласит дореволюционный краткий очерк о развитии наших железных дорог, изданный в С.-Петербурге в 1913 году.
Как дорогу магистрального типа Бологое-Полоцкая сооружалась капитально, на века. Предполагалось, что в военное время дорога будет активно использоваться. По ней должны будут идти наши войска на запад, для сдерживания агрессии многочисленных немецких войск в Восточной Пруссии, что, собственно, и произошло в годы Первой Мировой войны, а затем повторилось и во время Великой Отечественной. Поэтому каждый её километр, как мне кажется, насквозь пропитан душевной скорбью этих солдат и офицеров, которых много лет назад везли по ней в составе воинских эшелонов на фронт. Это невозможно передать никакими словами, это можно только прочувствовать, осознано путешествуя по дороге поздней осенью с этой мыслью.
"Ни в какое время года не почувствуешь особую отрешённую печаль этой дороги так, как поздней осенью, в пору долгих дождей и быстрого облетания листвы".
А.Б. Вульфов цитата из художественно-документального к/ф "Бологое-Полоцкая" кинофирма "М-Фильм", 1997 год.
В далёком уже 1997 году к 160-летию российских железных дорог по заказу Министерства Путей сообщения вышел художественно документальный фильм режиссёра Алексея Вульфова о магистрали Бологое-Полоцк (участок Бологое-Великие Луки ОКТ ж/д), с которого и началось моё осознанное увлечение историей и буднями этой самобытной дороги. Его не показывали в то время на экранах по центральным телеканалам. Фильм разошёлся ограниченным тиражом среди работников МПС на уже ставших сегодня настоящим раритетом видеокассетах формата VHS в специальном подарочном боксе.
В кинофильме, на примере отрешённой от Большого Мира железной дороги Бологое-Полоцк, её истории и повседневности, самобытной старинной архитектуры и местности, окружающей её, был представлен особый пласт российской жизни. Бологое-Полоцкая — это тот уголок бытия, который чаще всего так и остаётся незаметным человеку, особенно городскому, однако заинтересованный взгляд найдёт здесь в обыденности всегда столько смысла и красоты в былом величии... С тех далёких пор, будучи ещё совсем юным мальчишкой, я год за годом постепенно изучал железнодорожную магистраль Бологое-Великие Луки, собирая о ней исторические факты и снимки из разных эпох.
Так или иначе за долгие годы прожитой жизни мне удалось побывать буквально на каждом её километре. В силу профессии машиниста тепловоза неоднократно конечно же успел вдоволь поездить по ней, но многие локации затем изучал более подробно, отправляясь в её отдалённые уголки на автомобиле, либо пробираясь пешком в самую глушь лесного перегона.
Лучше всего на этой дороге сохранился участок Бологое-Осташков, который практически оказался нетронутым за две прошедшие Мировые войны, где мы можем всё ещё увидеть действующие старинные деревянные вокзалы IV класса, водонапорные башни с ажурными шатрами, керосиновые погреба, служебные сараи, ретирадники и неплохо сохранившиеся аутентичные линейно-путевые здания на перегонах.
На моих глазах много раз сменялись времена года на магистрали Бологое-Полоцк, и поздняя осень действительно могу теперь и я сказать Вам с уверенностью является самой удивительной порой на заповедной магистрали.
Железная дорога идеально вписывается в окрестные пейзажи будучи на всём своём протяжении от Бологое до Великих Лук однопутной и неэлектрофицированной линией.
Дорога пролегла в глухом краю посреди дремучих лесов и многочисленных болот. Одно из огромнейших здесь — болото Лебяжье. Оно раскинулось на десяток другой километров вдоль магистрали в районе между двух бывших станций Горовастица и Чёрный Дор.
Большим препятствием для строителей дороги явились непроходимые болота, которых в этом краю множество. В заливах таинственных болотистых речек с чёрной водой водятся бобры, которые строят свои плотины прямо у железнодорожной насыпи.
Каждый год по осени сотрудники инфраструктуры дороги начинают проводить активную кампанию по разбору бобровых плотин и запруд вдоль железнодорожной насыпи.
За годы безвременья на рубеже ХХ и ХХI века на Бологое-Полоцкой дороге постепенно стало угасать по ряду причин движение поездов, в связи с чем были закрыты многие станции: Шлина, Горовастица, Чёрный Дор, Охват, Мартисово, Скворцово, Великополье. Чаще всего здания вокзалов на бывших станциях как правило уже нигде не сохранились, сгинув невозвратно в небытие в результате пожаров или плановых сносов. Путевое развитие при них после закрытия обычно демонтировалось. Однако на некоторых станциях, как например в Горовастице, путевое развитие осталось не разобранным до сих пор.
Движение транзитных поездов здесь полностью прекратилось в 2000 году и дорогу перевели на дневной режим с 8 утра до 20 вечера как какой-то магазин. Каждый день оставшиеся на линии железнодорожные станции открываются и закрываются как раздельный пункт диспетчерскими приказами. Когда наступает поздний вечер, и вся работа прекращается, дежурные по станции сдают смену и закрывают на замки служебные помещения на вокзале. Оставшийся внутренний грузопоток на линии ничтожно мал. Весь объём грузоперевозок на участке Бологое-Осташков обслуживается маломощным маневровым локомотивом, который работает на линии лишь по нечётным дням недели.
Картину тоски и уныния разбавляет по выходным дням недели пригородный ретропоезд "Селигер" сообщением Бологое-Осташков, курсирующий с новыми межобластными вагонами постройки Тверского вагоностроительного завода.
Удивительно, но комфорт современного классного вагона действительно всё же удалось неплохо совместить с элементами старины в его интерьере. Но нам, как всегда, хотелось бы чего-то большего и эксклюзивного, чтобы по-настоящему погрузиться в атмосферу прошлого Бологое-Полоцкой.
Прокатится на ретропоезде "Селигер" под паровой тягой от Бологое до Осташкова может любой желающий за относительно небольшую в 295 рублей согласно пригородному тарифу.
После станции Фирово далее по пути расположена очень известная и между тем относительно труднодоступная локация Бологое-Полоцкой линии. Это бывший разъезд 48 км в посёлке с говорящим названием Лесной в Фировском р-не Тверской области. Разъезда, способного принимать поезда для "обгона" или на "скрещение", как такового здесь давно уже не осталось. Сохранилось лишь действующим примыкание на перегоне Баталино-Фирово, ведущее на леспромхоз, за счёт которого без преувеличения можно сказать всё ещё и теплится весь здешний край, обеспечивая работой местное население.
Стрелка на ответвление надёжно заперта по прямому направлению на замок Мелентьева и закладки. Ключ от замка стрелки находится в пульте у дежурного по станции Фирово. Все проходящие поезда проследуют стрелку, ведущую на примыкание на данном перегоне со скоростью не более 40 км/ч и особой бдительностью. Вокзалом на бывшем разъезде 48 км когда-то служила деревянная типовая путейская казарма.
А вот и следующая станция, расположенная на 39-40 км Бологое-Полоцкой линии - Баталино.
Станция Баталино работает только по нечётным дням недели, когда на участок из Бологое приезжает маневровый тепловоз. Уже как несколько лет Баталино постоянно находится под угрозой закрытия, балансируя на тонкой грани между жизнью и смертью.
Станция Баталино получила своё название в честь инженера путей сообщения Александра Фёдоровича Баталина, строившего здесь участок этой дороги.
В ходе строительства инженер внезапно заболел и затем скоропостижно скончался. Похоронили Александра Фёдоровича в соседнем селе Рождество.
Очень точно и красочно описывают Бологое-Полоцкую писатель Алексей Вульфов в одном из своих авторских сочинений:
"Вот утлый переезд, глубокая дорога с лужами в ямах. Безлюдье, заколоченный магазин, давно некрашеные черные избы, отдельные рваные дымы из труб, сырые поленницы, которые всегда и везде живописны".
Станции Куженкино повезло больше всех станций на этой линии. В 2018 году по инициативе ВОЛЖД при поддержке компании ОАО "РЖД" здесь были проведены масштабные реставрационные работы, в ходе которых вокзал и все остальные постройки начала ХХ века обрели свой первоначальный исторический облик и сегодня представляют собой уникальный музейный комплекс "Старинная станция".
Внутри служебных помещений вокзала разместилось несколько экспозиций, в том числе и совсем недавно открытый зал ожидания для пассажиров I и II классов.
Наличие буфета считалось большим благом для пассажиров вот на таких маленьких станциях как Куженкино. Сюда приходила местная интеллигенция, здесь читались газеты и обсуждались последние новости.
Главным героем станционного буфета, как и любого русского трактира, являлся, конечно, самовар. Его наличие было непременным атрибутом.
"На вокзале было пусто и темно. Буфет освещала только сонная лампа на стойке… наконец откуда-то запахло самоваром и вокзал стал оживать, освещаться… пряно запахло по буфету этим ночным вокзальным самоваром…"
(И. Бунин «Жизнь Арсеньева», книга пятая).
А это конечная станция нашего виртуального путешествия - Бологое-Московское.
Здесь на территории локомотивного эксплуатационного депо ТЧЭ-4 отдыхают на горячем простое паровозы серии Л в перерывах между поездками в составе ретропоезда "Селигер".
На календаре ноябрь. Листва уже вся опала с деревьев. Пройдёт ещё совсем немного и снег белой пеленой укроет заповедную дорогу до весны. Перевернётся ещё одна страничка её истории, и начнётся настоящий русский зимний путь, о котором рассказывал в своём произведении "Новая дорога" Иван Бунин о подобной магистрали.
Ставьте лайк👍, если вам понравилось и подписывайтесь при желании на мой канал "Заповедная магистраль", чтобы не пропускать новые публикации. Спасибо за просмотр!
Ещё больше интересных фото на личной странице автора в Instagram