Что такое сенсорная интеграция, не знают только те, кто в начале пути с больным ребёнком, ну или, в танке.
А те, кто не в танке, знают, что это - ... ну... когда колючий шарик ребёнок трогает? Или в гречке колупается? Или... по колючему коврику ходит. Ну, разное трогает, получает разные ощущения. И вот, говорят, полезно.
Что полезно, зачем полезно, не понятно. Но вот полезно.
Можно пойти в гугл и почитать, что такое сенсорная интеграция, и если вам станет понятно, отлично. Можно прочесть книгу Джин Айрес «Ребенок и сенсорная интеграция». Возможно, тоже что-то станет понятно.
Прочитать, конечно, всё это нужно.
Но можно всё это прочитать, можно делать повсюду рекомендуемые упражнения, но в итоге ничего не понимать и, как следствие, только с глубокомысленным видом говорить, что вот мы раз в неделю ходим на сенсорную интеграцию в сенсорную комнату или, да-да, мы, конечно, же играем с крупами, все это делают, и мы. И поделки делаем из разных материалов. Всем же известно, что это полезно. И тяжёлым одеялом мы ребёнка накрываем, он уже много лет под ним спит, ага. Это же полезно для аутистов.
При этом всё это чтение, все эти упражнения с одеялами, к сожалению... не очень дают понимание, а куда смотреть, когда начинаешь ребёнка погружать в эту самую сенсорику? В какой последовательности что делать? Она, оказывается, должна быть, последовательность... И самое главное, всё это должно заканчиваться. Гречка с ковриками и одеялами - они должны уйти в прошлое. Когда? Что-то никто нигде об этом не пишет, к сожалению.
Вот такая печаль.
При этом огромное количество проблем аутичных детей как раз решаются с помощью сенсорной интеграции. Такие как:
- Гипер или нечувствительность к звукам.
- Гипер или нечувствительность к свету.
- Гипер или нечувствительность к тактильным ощущениям.
- Гипер или полное отсутствие обоняния, как следствие, пожирание всякого нехорошего.
Чаще всего именно неправильную работу этих чувств (слух, зрение, обоняние и осязание) легко заметить.
Ребёнок орёт от звуков, необязательно громких, разных. Ребёнок не может мыться и носит одну и ту же одежду. Или вопит от того, что на него упала капля воды. Ребёнок не может пребывать на солнечной улице, не обязательно с ярким солнцем. Ребёнок не может находиться в помещении, в котором пахнет чем-то, что вызывает раздражение. И это может быть что угодно. Не обязательно сильный запах.
Одна дама озвучила интересную метафору на этот счёт. Это словно у человека радио с неправильно выкрученными настройками. Здесь очень много, а здесь совсем ничего.
И ходит вот такой человек по земле и пытается со всеми этими неправильными настройками как-то существовать. Да ещё взаимодействовать с людьми, учиться. А всё, абсолютно всё вокруг причиняет ему физическую боль. Но, так как мало кто об этом знает, а сам он или не говорит, или не знает, что у других иначе, поэтому и не рассказывает об этом. И как ему живётся? Как думаете? И все его попытки справиться с такими настройками своего организма очень и очень похожи на психиатрию... Ибо, ещё раз, не зная о возможности такого в организме человека, понять этого самого человека невозможно.
Вот это всё, теоретически, должна скорректировать сенсорная интеграция. Теоретически.
А как она там на самом деле, кто знает.
---
Вступление закончено. А теперь наш опыт.
Опять и снова я хочу предупредить, что это опыт одного единственного, на тот момент одиннадцатилетнего мальчика Гриши с диагнозом РАС, заговорившего 2 года назад. И всё, что я напишу далее, было проделано по совету и под руководством специалиста.
Я не знаю, почему многое было так, как было. И я не знаю, что именно дало тот результат, который дало.
Так же я не знаю, только ли сенсорная интеграция дала то, что дала. Возможно, и что-то другое. А возможно, как любят говорить более просвещённые люди, пришло время и ребёнок просто вырос, вошёл в пубертат (а это так). И Гриша тот счастливчик, для которого это сложное время гормональных изменений как раз дало толчок. Да, и такое возможно.
Я не знаю, поможет ли это вашим детям. И не знаю, стоит ли вообще этим заниматься без руководства специалиста.
Это я к тому, что трезво смотрите на нижеизложенную информацию.
Всё.
---
Наш опыт.
Вводные данные.
У Гриши с чувствами был перебор.
Слух ему хорошенько подправил петух, о котором я с юмором писала когда-то. А оказывается, ничего смешного. Сейчас со звуками практически нет проблем. И в большей степени из-за петуха, который орал под окнами и настроил Гришин слух так, чтобы "не слышать" этого шумного соседа. А заодно и все остальные фоновые звуки. Слышать, как это делают все люди, но не придавать значения.
Осязание. Гриша был из тех, для кого одна капля воды на руке - проблема. Про что-то более сложное - молчу.
Обоняние. На столько плохо, что он слышал запахи с других этажей и реагировал на них, естественно, резко негативно. А мы даже не всегда могли понять, что он слышит, на его вопли "плохой запах". ГДЕ этот плохой запах??? Так же он не мог находиться в помещении с плохим, по его версии, запахом. И с едой, конечно, атас по этой же причине. Я даже проводила эксперименты на эту тему. Вот ест человек одну единственную колбасу. И если купить такую же на вид, но другой марки. Отрезать и положить перед Гришей два куска (свою и чужую), он не пробуя легко определял "свою"...
Вот такие вводные были у нас на конец марта.
Как со всем этим жилось, думаю, все причастные знают.
---
И мы обратились за помощью к логопеду, которая, сюрприз, начала работать с сенсорикой. И только с ней. Хотя ничего из вышеописанного от меня она не услышала. Но, видимо, как-то поняла. Не знаю, как.
И начали мы с массажа. Не того, где разминают человека. А того, где просто поглаживают...
Услышав о подобном массаже я напряглась... Потому что как раз сильно тискать себя Гриша позволял. А вот поглаживать - нет. К голове вообще нельзя было прикасаться. Стрижки - экшен ещё тот, мытьё голову - удачи вам.
Но вот такой массаж, лёгкие поглаживания, нам порекомендовала логопед. Но не просто массаж всего тела, а по хитрой схеме. Начинали мы со ступней и за МЕСЯЦ добрались до головы.
Да, именно, один день - погладить одну ступню. И всё. На следующий день погладить две ступни. И так по мааааааааааленьким кусочкам тела добавляли каждый день.
Что может дать такое баловство, не понятно.
Но уже через несколько дней, Гриша вдруг смог мыть ноги в тёплой воде... Уточнение. Человек годами мылся холодной водой... По мне так ледяной. Закаливание, всё такое. Но нет. Если вода становилась чуть теплее, он не мог в неё залезть.
И вот моет человек ноги вечером, я случайно сделала воду горячей, он втыкает свои ноги в тазик и говорит "горячая" (тёплая она была) и не вынимает с воплем.
Вот сюрприз был.
Далее подключились, через несколько дней, кисти. Повторюсь, я просто гладила его ручки. Это и не массаж в общем понимании. Простые поглаживания. Но когда подключились кисти, случилось вообще из ряда вон выходящее событие.
Помните редиски, которые мы весной посадили. Этот контейнер с землёй и зеленью стоял у нас на столе, рядом с моим компьютером. И вот сижу я. Подходит Гриша к принтеру, который тоже рядом, печатаются его записи, а он стоит и ВДРУГ тыкает пальцем в землю. Ткнул, посмотрел на палец, вытер (об шорты!!!!), опять ткнул.
Почему это событие потрясло меня до глубины души? Да потому что с начала болезни Гриша НИКОГДА ни к чему такому подозрительному не прикасался. А если на его руке вдруг что-то такое оказывалось, в ужасе бежал в ванную всё смыть немедленно. Я писала, как он лепил, обложившись салфетками влажными. И после каждого прикосновения к пластилину, вытирал руки дочиста. Потом опять брал пластилин, лепил, вытирал. И так по кругу.
А тут он, значит, сам тыкает пальцем в землю?????? ААААААААА!!!!
После такого земляного прорыва наша педагог сказала поставить несколько контейнеров с разными по структуре материалами. Мы поставили землю, муку, крахмал и что-то там ещё. И Гриша во всё это тыкал по очереди (!!!!!!). Сам. Никто его не принуждал это делать. Тыкал, смотрел. Ничего не говорил.
Далее получили рекомендацию поставить два больших контейнера (чтобы две руки поместились). Один с рисом, другой с водой. Рядом. И по очереди опускать руки в рис и в воду.
Здесь нас ждала засада. В рис Гриша руки опускал, в воду нет.
Мы придумали игру. В рис закапали монеты, а в воду поставили сундучок. Задача: найти монеты в рисе и опускать в воду в сундучок. Бросить монету в воду не получалось, она не доплывала до сундучка, приходилось погружать руку в воду. И вот в это Гриша играть согласился.
Далее пришло время ковриков. Но не колючих. А разных по текстуре. Бархатных, гладких, пушистых, ребристых. Просто ткань разная по структуре. Мы, конечно, всё сделали. И пол в комнате Гриши превратился в шашечное поле. Квадраты 30 на 30 разной текстуры. По ним, к слову, ходили все. Приятно.
Потом к этим квадратом надо было добавить колючие сегменты... С этим оказалось сложнее. На колючку Гриша вставать отказывался (и я вместе с ним). Мы пошли таким путём: В начале положили один сегмент колючками вниз. И получается, среди мягких кусочков у нас появился один ребристый немного. К нему мы добавили гигантские куски пазла (пластиковые). И теперь наш пол из приятно бархатного превратился в контрастный. То гладко, то бархатно, то никак.
Постепенно добавили все 12 колючих кусочков колючками вниз. Потом начали переворачивать. Очень медленно. В начале Гриша (и все вместе с ним) ойкали, случайно наступая на колючки. Потом привыкли. И все 12 сегментов со временем перевернулись. И вся наша семя дружно адаптировалась к такому своеобразному полю. Заняло это где-то месяца два.
А как только мы это сделали, адаптировались, нам сказали их убрать... Вообще.
Это не были занятия. Это была жизнь. Вот такой ковёр. Контейнеры по всему дому. И копошащийся в них с утра до вечера по собственному желанию Гриша.
А потом внезапно Григорий испытал большой интерес к пластилину, которые лежал давно на полке. И начал просто так, вне уроков, его разминать. За этим событием последовала рекомендация немедленно найти всё, что можно из этой области. Любые массы с разной текстурой. Тугие, тягучие, шарикоподобные, зефирные, ещё какие. И Гришу со всех сторон окружили баночки с разными массами для лепки. И ребёнок, который никогда по своей воле ничего не лепил и не брал в руки, целыми днями, и даже во сне, сам что-то всё время мял в руках.
И последним в этой истории было то, что как-то Гриша попросил купить лизуна (!!!!!!!). Ну, попросить можно что угодно. А делать ты что с ним будешь, аккуратный ты мой человек? А ничего особенного. Григорий принёс банку с лизуном домой, открыл её и с утра до вечера несколько дней сидел на диване и перебирал лизуна, слизкую, прохладную, текучую жижу. ГРИША!!!!!!!!!!!!!!!!!!!
Первый лизун не пережил интенсивности эксплуатации, на смену ему пришёл второй. А насытился Гриша этими сенсорными ощущениями только к третьему.
Постепенно, к июлю, такой ошалелый интерес к массам прошёл. Коврик убрали в середине июня.
Массаж так же закончили к июлю. Совершенно безболезненно добрались до головы, которую я очень боялась. И Григорий, который годами не разрешал к ней толком прикасаться, не выражал никаких затруднений.
И привело это к тому, что мытьё головы перестало быть проблемой вообще. Теперь проблема: мои глаза боятся воды. Но это ерунда по сравнению с "ААААААААААААААА, я не буду мыть голову".
Так же во время массажа, который проходил по вечерам, перед сном, мы начали подключать так называемую светотерапию. По простому: обзавелись лампочками, которые постепенно меняют цвет. И всё.
К нему же подключили ещё и музыку. А помните, такого авангардизма, как музыка, Гриша не принимал вообще. Но тут я начала тихо ставить композиции из его любимых мультиков и он как-то с этим свыкся и даже ставил сам.
По слуху. Так же мы работали уже с фонематическим слухом, но, как мне кажется, эта работа очень похожа и на работу с сенсорикой. Потому что играли мы в громко-тихо (Когда человек выходит из комнаты и должен сказать слово громко, а человек в комнате его повторить. И сказать другое слово тихо. ) Так же определение разных неречевых звуков в начале контрастных, а потом схожих по звучанию.
К запахам мы подошли банальным аромоконструктором самопальным. Это когда ребёнок закрывает глаза, а ему дают понюхать что-то (настоящее) и он должен сказать, что это. Или ватные диски нюхает. Глаза уже закрывать не надо.
Таким же образом мы подошли к вкусу немножко. Всё то же самое что и запахами. Закрыл глаза, лизнул что-то, сказал, что это. Для Гриши это было самое сложное психологически упражнение. Лизнуть что-то человеку, который боится еды, это прям героический поступок. Но и с этим он как-то справился.
К июлю практически всё, кроме работы над фонематическим слухом закончилось по рекомендации нашего педагога. И больше мы к этому не возвращались.
---
При этом до лета мы только этим всем и занимались. Никаких других заданий у нас не было. Ни по речи, ни по чему бы то ни было ещё. Никакого нейро не было, спорта не было. Ничего не было. Только сенсорика.
Вот такой ерундой страдали почти три месяца.
И вся это "ерунда" привела к тому, что Григорий:
- Стал лучше говорить.
- Стал спокойнее во время уроков.
- Стал легче принимать новые задания, а не саботировать всё неизвестное.
- Стал менее привязан к расписанию как в уроках, так и в жизни.
- Появилась импровизация в жизни. Стал способен принимать предложения типа "пойдём в магазин, на улицу прямо сейчас". Ничего подобного не было никогда. Такие походы надо было обговаривать с вечера и записывать в расписание.
- Стал проще решать конфликты.
- Стал интересоваться деятельностью окружающих.
- Стал вне уроков делать что-то кроме сиденья за компьютером, играть с вещами (игрушками, играми).
- Смог помогать в работе по благоустройству палисадника (носить и разбрасывать песок, предварительно набрав его лопаткой в ведро).
- Смог принимать гостей дома (а этого не было никогда, он гостей просто не видел, или видел и настоятельно рекомендовал исчезнуть).
- Стал участвовать в общих делах со взрослыми и детьми.
- Смог ходить в гости. И более менее прилично там существовать.
- Смог сидеть за одним столом с едой, которая "плохо пахнет".
Это из самого яркого и заметного. Из того, о чём все мы, родители плохоговорящих аутичных детей мечтаем. А была ещё куча всего, что принесла нам вот эта "ерунда" в виде контейнеров с разными материалами, ковриков, музыки, света и лизуна в придачу.
---
Всё, что мы делали эти три месяца (кроме этого странного массажа) мы так или иначе делали годами. И, я уверена, делают многие родители.
Не делали мы двух вещей.
1. Не педалировали на контраст. А именно он, как мне кажется, и был во всей этой нашей весенней сенсорной истории главным. КОНТРАСТ ощущений. Всех ощущений.
2. Мы не использовали никакой последовательности. А добавляли что-то, потом убирали, потом опять добавляли. И так годами. Вроде как что-то делали, не очень понимая, что.
Итак. Вот такой у нас опыт сенсорной интеграции под руководством специалиста.
П.С. Ещё раз повторяю. Это опыт одного единственного одиннадцатилетнего мальчика.
Нужно ли это вашим детям, поможет ли оно, я понятия не имею.
И, как неоднократно я повторяла, делали мы это ПОД РУКОВОДСТВОМ специалиста. Не потому что это что-то опасное и самому ни-ни. А потому что, как показала моя практика, бездумный повтор упражнений из книг и интернета вполне себе может ничего не дать, если не знаешь, куда смотреть, и что делать, когда что-то видишь.
П.С.П.С. Так же хочется добавить, что, к сожалению, о сенсорных проблемах аутичных детей не знал ни один педагог, с которым я сталкивалась. В коррекционной школе в том числе. И, когда они видят последствия сенсорной перегрузки ребёнка, они видят всего лишь нежелательное поведение. И пытаются работать с ним (если пытаются) как с нежелательным поведением, не понимая вообще, что видят.
В эту же копилку я бы добавила недо АВА-терапистов, которые так же работают с нежелательным поведением определённым образом и даже достигают невероятных успехов. Сама это делала, достигала успехов, ага. А оказывается, можно убрать проблему, и за ней умчится в прошлое и нежелательное поведение. И не нужно над ним будет работать.
Подумайте об этом, пожалуйста. Это важно. Это может помочь вашим детям, если, возможно, у них есть сенсорные проблемы.
Удачи вам, дорогие мои читатели!