В армии два года отъездил на автомобиле ГАЗ–69А. Машина была старенькая. Опыта было мало, что это за водитель со стажем пол года. Но. Был опыт СПТУ, опыт работы трактористом, на разных тракторах. Это случилось на втором году службы. В отделение пришли молодые водители, в диспетчерскую звонит водитель, такого же ГАЗ–69А. Он не знает что, делать, просит помощь. Машина при запуске едет в перёд, рычаг в нейтральном положении. Эта ситуация была знакома, ещё по трактору. Началось всё с МТЗ–5. Возил зелёную массу на корм бурёнкам. Останавливаюсь, выключаю скорость, отпускаю педаль сцепления трактор дёргается и глохнет. Что делать? Что случилось? Опыт СПТУ показывал, что заводить нельзя. Надо искать причину. В тот момент проезжавший мимо механизатор, быстро назвал причину, и способ устранения. Повезло.
Резким движением, рычаг перешёл в нейтральное положение, а включенная скорость осталась. Нужно снять рычаг, принудительно выключить скорость, и поставить рычаг на место, после произвести регулировку сцепления. Когда такое случилось, в армии на ГАЗ–69А, это не вызвало паники, знал что делать. На автомобиле, это проще. Не паниковать, выжать сцепление и запустить двигатель стартером. Не включая передачи, осторожно тронуться и проехать на безопасную площадку. Если до гаража не далеко, то можно ехать в гараж, используя сцепление. В момент движения, передача может выключиться сама. Просто нужно подёргать машину акселератором. Если не повезло, то снимаем рычаг переключения и монтировкой выключаем скорость. Ставим рычаг на место. Какая скорость включена, увидите сразу.
Если рассмотреть этот вопрос детально, то две скорости, это миф, просто принято так говорить. На самом деле, рычаг переключения передач становиться в нейтральное положение, а передача остаётся не выключенной. Когда водитель включает, ещё одну передачу, только в этот момент в КП две передачи, и тогда КП блокируется. Тронуться с места невозможно. Произойти это может, если неправильно отрегулировано сцепление. Неисправность коробки передач. Вернёмся к телефонному звонку. Звонок принял диспетчер, тот позвал командира отделения, разобраться с этим вопросом. Долго разговаривать и объяснять не было смысла. Сказал что включились две скорости. Заводи на сцеплении, и осторожно двигайся в гараж. Звонящий возмутился:– А как они там будут вдвоём?