Найти тему
script bro | сценаристы

Вам лучше знать, что такое сюжетная точка

Пару недель назад я читал любительский сценарий, и до меня дошло, почему было так скучно: страницы сменялись, а ничего особенного не происходило.

Я понял, что для тех кто читают сценарий определение скуки: НИЧЕГО ИНТЕРЕСНОГО НЕ ПРОИСХОДИТ. Если это длится слишком долго, читатель либо физически выпадает из истории (закрывает сценарий), либо мысленно (начинает спешно пролистывать текст).

Но, пока я продолжал читать, мне пришло в голову, что в сценарии всё же присутствуют интересные моменты. Их было всего несколько, и они находились далеко друг от друга. Потребовалась целая вечность, чтобы добраться до них. Хммм, подумал я. Если бы эти моменты происходили ближе друг к другу, мне бы не было так скучно.

И вот так случился мой момент озарения. Эти "интересные моменты" были сюжетными точками. Причина, по которой мне было скучно, заключалась в том, что их было недостаточно.

Очевидно, что частота появления сюжетных точек влияет на уровень развлечения в истории. Чем больше их у вас (в разумных пределах), тем выше вероятность, что ваша история останется интересной.

Но сколько сюжетных моментов нужно включить в свой сценарий? А сколько будет слишком мало? Прежде чем мы перейдём к ответу, мы должны дать определение термину "сюжетная точка". И для того, чтобы сделать это, нам, вероятно, следует взглянуть на примеры сюжетных точек в разных фильмах. Вот несколько самых запоминающихся.

а) Появление цели (Индиана Джонс должен отправиться на поиски Ковчега).

б) Шокирующий поворот (Коул говорит Малкольму, что он может "видеть мёртвых людей" - "Шестое чувство").

в) Повышение ставок (в фильме "Начало" герои понимают, что если они умрут во сне, они застрянут в нём навсегда).

г) Появляется загадка (Почему в багажнике лежит голый китаец? - "Мальчишник в Вегасе")

д) Вводится ключевой персонаж (полицейский, сержант Пауэлл – появляется, чтобы помочь Макклейну в "Крепком орешке").

е) Убит ключевой персонаж (спойлер – Шульц убит в "Джанго освобождённом").

ё) Незапланированное событие в привычной жизни героя (Нео получает срочный телефонный звонок от Морфеуса на работе).

ж) Появление угрозы (после авиакатастрофы волки начинают преследовать наших персонажей в "Схватке").

Просматривая эти примеры, я бы сказал, что сюжетная точка - это любое существенное ИЗМЕНЕНИЕ в истории. Можно даже упростить до одного слова: ИЗМЕНЕНИЕ. Всякий раз, когда происходит что-то, что МЕНЯЕТ ход повествования - это называется сюжетной точкой.

Конечно, сюжетные точки - не единственное, что делает историю востребованной. Нужен глубокий и интересный персонаж, который меняется, конфликт, острый диалог, напряжённость. Тем не менее, успех истории часто зависит от того, насколько хорошо продуман путь от одной сюжетной точки к другой, что возвращает нас к нашему предыдущему вопросу: сколько сюжетных точек должно быть в сценарии?

-2

Это хороший вопрос. Я не знаю ответа, потому что я никогда не садился и физически не подсчитывал сюжетные точки во время фильма (хотя, поскольку я пишу статью о сюжетных точках, я, вероятно, должен был это сделать). Но, эй, в этом и самое интересное. Когда вы чего-то не знаете, вы пишете об этом статью и выясняете это.

Давайте взглянем на один из лучших сюжетов всех времен: "Звёздные войны". В этом сюжете нет ни грамма лишнего, так что давайте посмотрим, сможем ли мы найти все сюжетные точки, сложить их и дать себе шаблон для нашего собственного сценария.

1) Начальная сцена в "Звёздных войнах" технически является сюжетной точкой, потому что происходит незапланированное событие. Корабль повстанцев захвачен Империей. Насколько я понимаю, почти каждый сценарий должен начинаться с сюжетной точки, потому что вы хотите сразу же перейти к своей истории. Таким образом, задаётся "начальная точка сюжета".

2) R2-D2 и C3-PO сбегают с корабля с украденными чертежами Звезды Смерти. Это ОГРОМНАЯ сюжетная точка, поскольку она приводит в движение всю историю, которая заключается в том, что Империя преследует Люка, дроидов, Оби-Вана и Хана, чтобы вернуть чертежи.

3) Знакомство с Люком Скайуокером. Обычно вы сразу же представляете своего главного героя, так что это довольно странное место для сюжетной точки. Но это оказывается ещё одним большим событием, потому что…ну, потому что это наш главный герой. Что поддерживает нашу эмоциональную связь с фильмом.

4) Дроиды захвачены джавами – это меньший, но всё же важный сюжетный момент, поскольку он меняет направление судьбы дроидов.

5) Семья Люка покупает дроидов. Это своего рода уникальный сюжетный момент в том смысле, что он объединяет две сюжетные линии, Люка и дроидов. Но это явно важная проблема, так как теперь Империя охотится не только за дроидами, но и за Люком.

6) R2-D2 убегает, чтобы найти Оби-Вана, это заставляет Люка действовать, меняя направление истории.

7) Представление Оби-Вана. Знакомство с персонажем всегда каким-то образом должно менять историю, но не просто вводите персонажа ради сюжетной точки. Убедитесь, что они интересны и необходимы для истории.

8) Тётя и дядя Люка убиты. Это ещё один важный сюжетный момент, поскольку он мотивирует Люка присоединиться к Оби-Вану в его поездке в Альдераан.

9) Знакомство с Ханом Соло.

10) Побег с Татуина.

11) Звезда Смерти взрывает планету Принцессы Леи.

12) Хан, Люк, дроиды и Оби-Ван попадают на Звезду Смерти.

13) Хан, Люк и Оби-Ван отправляются спасать принцессу (которая, как они выясняют, находится с ними на Звезде Смерти).

14) Они успешно находят принцессу и вытаскивают её из камеры.

15) Спорно, является ли сцена в мусорном блоке тюрьмы сюжетной точкой, но я бы сказал, что это так, поскольку происходит неожиданный возврат к их цели - побегу.

16) Группа едва спасается со Звезды Смерти, и Оби-Ван убит.

17) Анализируя чертежи Звезды Смерти, повстанцы находят способ атаковать и, возможно, уничтожить её.

Ух ты! Я не ожидал, что там будет так много сюжетных точек. Я думал, их будет около 8. Поскольку в этом сценарии 120 страниц сюжетных точек получилось примерно вдвое больше.

Чем больше я об этом думаю, тем больше в этом смысла. 8 страниц - это 8 минут экранного времени, а 8 минут - это вечность в кинотеатре. Речь идёт о том, сколько времени выдержит современный зритель, прежде чем ему понадобится ещё один большой "момент" (сюжетная точка), который всё изменит. Так что, оглядываясь назад, это число кажется почти правильным.

Я также заметил здесь пару других вещей. Во-первых, кажется, большой плюс в "удвоении" ваших сюжетных точек. Сейчас объясню. Введение Вейдера само по себе было бы сюжетной точкой. Но так как он представлен во время другого сюжетного момента (захват Империей корабля повстанцев), это оказывает ещё большее влияние.

Мы видим то же самое, когда наши герои сбегают со Звезды Смерти и погибает Оби-Ван. Побег - это захватывающе. Но добавить к этому смерть героя – это очень впечатляет. Так что "удваивайте" сюжетные точки, там где это возможно!

Ещё одна вещь, которую я заметил, заключается в том, насколько важно разнообразить сюжетные точки. В "Звёздных войнах" у нас есть заминки, сюрпризы, тайны, смерти, цели, неожиданное появление персонажей, повышение ставок. Вам нужно это разнообразие, чтобы ваша история оставалась свежей. Если вы вводите только, скажем, загадки в своих сюжетных точках, ваша история начнёт казаться повторяющейся и предсказуемой. Так что подумайте над этим!

Также важно отметить, что не каждый фильм - это "Звёздные войны". Другими словами, не каждый фильм - летний блокбастер, где требуется молниеносный темп. Иногда вы будете писать драму или фильм ужасов с медленным развитием событий. Эти фильмы требуют медленного темпа.

Прежде чем придумывать яркие сюжетные точки, убедитесь, что вы были хороши в других вещах, о которых я упоминал ранее (персонаж, непредсказуемость, диалог и т. д.).

Если вы просите своего читателя быть более терпеливым, то читатель заключает с вами сделку только в том случае, если вы даёте ему что-то взамен.

Интересный персонаж и сильный диалог - это две переменных, которые будут ожидаться в этой сделке. Также имейте в виду, что даже в "медленных" фильмах больше сюжетных моментов, чем вы думаете.

Возможно, у вас не будет всех потрясающих сюжетных моментов "летнего фильма", которые появляются каждые 8 страниц. Но у вас всё равно должно ЧТО-ТО ПРОИСХОДИТЬ. Например, вместо того, чтобы злодей убил отца вашего героя, вы можете предложить более "приземлённый" сюжет (персонаж понимает, что кто-то, кому он доверяет, лгал ему на протяжении их отношений). Всё равно должно ЧТО-ТО ПРОИСХОДИТЬ.

Также помните, что ваши сюжетные точки эффективны только в том случае, если: а) они умны и продуманы, б) оригинальны и в) понятны.

Если вы просто набрасываете кучу сюжетных точек на страницу ради того, чтобы они формально были, то читателям будет скучно. Или, если вы добавляете сюжетные клише, они тоже будут вызывать скуку.

Вам всё ещё нужно придумать интересные сюжетные моменты, точно так же, как вы должны придумать интересных персонажей, сцены и диалоги. Кроме того, ваши сюжетные точки должны быть чёткими. Иногда я читаю сценарий с кучей сюжетных моментов – тонны событий, – но всё это действие оставляет слишком много вопросов.

В конечном счёте, я понимаю, что дело не в том, что происходит слишком много. Дело в том, что сами сюжетные точки сбивают с толку или расплывчаты. Сюжетные моменты бессмысленны, если мы не понимаем их влияния на историю.

-3

Наконец, я понял, что сюжетные моменты могут быть немного запутанными, если в дальнейшем мы раскрываем их предназначение.

Моё определение не идеально, но охватывает большинство различных сценариев в разных жанрах. Так что, если вам не подходит эта статья, я дам вам упрощённую версию определения сюжетных точек:

"Делайте так, чтобы что-то интересное происходило примерно каждые 5-8 страниц". Если вы можете это сделать, ваша история должна получиться интересной. Удачи!

by Carson Reeves

Автор перевода: Сергей Литвинов.

Переведено в образовательных целях.

Ставьте лайки и пишите комментарии
Вступайте в наше сообщество в VK и telegram
Мы теперь в instagram и на facebook
Мы разрешаем публикацию наших переводов и материалов только с указанием ссылок на нас.

Мы также читаем сценарии, консультируем по вашим идеям, проводим скрипт-докторинг и редакторское сопровождение. Подробности на нашем сайте.