Никита Михалков весьма неоднозначная личность. С одной стороны – замечательный актер и блестящий кинорежиссер (с важной оговоркой: в советский период), с другой – общественный деятель с замашками всезнающего духовно просветленного пастыря. Вызываюший при этом к себе в народе, мягко говоря, не очень теплое отношение. Нет сомнений, что если уважаемые читатели обратят внимание на эту скромную публикацию, то среди самых заплюсованных комментариев к ней будут такие, где люди отзываются о Никите Сергеевиче совсем некомплиментарно.
Такое отношение в народе Михалков заработал, прежде всего, своими давно ставшими притчей во языцах так называемыми барскими замашками, показной демонстрацией высокого статуса и материального благополучия, щеголяньем знакомствами и дружбой с самыми сильными мира сего. Ну и, конечно, же его известным талантом приспосабливаться к любым политическим условиям себе любимому во благо.
Вспомним, однако, что этот канал придерживается, в первую очередь, бойцовской тематики. Никита Михалков, что и говорить, мужик довольно мощный. Вспоминается, как в фильме «Двенадцать» в одном из эпизодов он сбросил одежду, продемонстрировав весьма внушительные бицепсы и развитый верх тела, которые могли быть только у человека достаточно долго и серьезно занимающегося с отягощениями. Весьма похвально, учитывая, к тому же, что на тот момент ему было уже за 60. Сейчас ему за 75 и для своего возраста он продолжает оставаться в великолепной форме. Ежедневно кинорежиссер не менее двух часов уделяет физической активности: плавание, бег, велосипед, плавание, теннис – обязательно что-то из этого перечня. Плюс атлетическая гимнастика.
Понятное дело, грамотно и безопасно заниматься спортом в столь далеко уже не юношеском возрасте помогают высококлассные инструкторы и врачи. Но, с другой стороны, он мог бы вообще, как многие люди с большими деньгами и возможностями в его годах, плевать, условно говоря, в потолок, не утруждая себя тренировками, да еще изнурительными. А он утруждает, и в этом плане, кто бы что ни говорил, достоин уважения.
Вот с уважением в других сферах уже, конечно, гораздо сложнее. Не раз он попадал в ситуации, в которых показывал себя как… человек с сомнительными моральными качествами. Как, например, в марте 1999-го в московском Доме кино. На тот момент еще относительно молодой, 53-летний Михалков, выступал с мастер-классом перед студентами, как разгар мероприятия со зрительского места поднялся какой-то парень и метнул в киномэтра двумя яйцами. Одно из них угодило точно в цель, второе просвистело чуть выше. «Боярин» всея Руси сразу же вскочил на ноги и заверещал, обращаясь к охране:
Возьми его, возьми, возьми, возьми! Завали его там!
Парня скрутили, а Михалков подскочил к обездвиженному оппоненту и зарядил ему с ноги по лицу. Причем это был довольно-таки нехилый удар: носок барского ботинка врезался парню в район переносицы и его голова резко опрокинулась назад. Это вполне могло привести к сотрясению.
Показательно, что метателя яиц после этого определили на несколько месяцев в СИЗО, ну, а Михалкову, понятное дело, это ногоприкладство полностью сошло с рук, несмотря на то что жертва нападения написала на кинорежиссера заявление в милицию. Надо ли говорить, что дело на Никиту Сергеевича заводить не стали, хотя все формальные основания для этого были налицо.
Много лет спустя Михалков, комментируя тот эпизод, сказал что-то вроде «я не мог вызвать его на дуэль, а за оскорбление он должен был ответить». Выглядели эти слова, прямо скажем, так себе. Если представить, что для него имелась бы вдруг возможность вызвать того парня на честный поединок – с абсолютными равными условиями и возможностями для двух оппонентов – то стал бы он это делать, понимая, что в этом случае его визави не будут вязать по рукам, и тот сможет ответить? Лично для меня ответ совершенно очевиден.
Известно и о таком неприятном инциденте с участием Никиты Сергеевича. В 1980-м, на съемках фильма «Родня», Михалков обрушился на актрису Нонну Мордюкову, которая была старше него на 20 лет, с гневной тирадой за то, что она никак не могла сыграть требуемое. Та ответила жестко: врезала ему в туловище, оторвала пуговицы на пальто и саданула пяткой по колену. Михалков стерпел и, слава Богу, не стал тогда отвечать ударом ногой в голову. Может быть, из-за опасения, что от резкой и дородной народной артистки СССР прилетит разящая ответка. Ведь в тот момент ее никто не держал.