Окончание.
Начало в части первой;
в части второй;
в части третьей.
1. Иногда действия недоумков подменяют логику гениев.
Давно укоренилась версия, что Сталин никак не хотел верить в нападение Германии на СССР в 1941 году. Какие только аргументы и причины не приводятся в подтверждение, пытаясь среднестатистическим разумом постичь логику гения 20-го столетия.
Понимал ли Сталин неизбежность войны?
Понимал.
Уже с 1933 года оценивал именно германскую угрозу, о чем предупреждал и Англию, и Францию.
Примечание: Сталин предлагал заключить конкретный антигитлеровский договор. Британцы отказались, а Франция, осознавая угрозу, поставила условие - договор только под эгидой Лиги наций. Для этого СССР был обязан вступить в Лигу, о чем Сталин доложил 17 съезду ВКП(б) (см. материалы съезда).
Договоры СССР о взаимопомощи были подписаны с Францией и Чехословакией (см. тексты договоров в Интернете). Подробнее в моих статьях на Дзене.
А потому готовил к войне и страну, и армию.
Анализируя совокупность политических, военных и ресурсных факторов втянувшейся в войну Европы, Сталин вполне мог предполагать возможное нападение Германии на СССР не ранее 1942 года.
Учитывая возможности СССР, к 1942 году в Третьей пятилетке была запланирована перестройка экономики страны, в частности перемещение дублирующих стратегических производств за Урал, развитие малых и средних предприятий, в том числе малой энергетики (см. "Страна социализма" ОГИЗ М.1940 г., с.с.426-449).
Сталин имел основания предполагать, что Гитлер, не покончив с Англией, не станет нападать на СССР, не оставит в тылу мощную мировую державу, за спиной которой уже стояли Соединенные Штаты Америки.
С точки зрения разумного политика, логика была в том, что Германия сохранила комплекс поражения в войне 1914-1918 г.г., когда решилась воевать на два фронта. Нападение же на СССР в условиях неоконченной войны с Британией, это для немцев снова война на два фронта.
Германия для обеспечения масштабных боевых действий обладала ограниченным ресурсом нефти и нефтепродуктов, что не давало ей шансов на завоевание российских пространств ни в скоротечной, ни тем более в длительной войне.
К 1941 году Германия была вынуждена распылить силы на многочисленные очаги своего участия в войне. Только в Норвегии было сковано более 12 германских дивизий. А еще партизанские армии в Югославии, африканская война с британцами......
Немаловажное обстоятельство, что Германия и ее союзники ни по "Берлинскому (антикоминтерновскому) договору", ни по "договору оси" не имели единого политического или военного планирования, что и показали в дальнейшем итальянская и японская самостоятельные, не согласованные с немцами, военные авантюры.
В логику здравого смысла Сталина вмешались сперва действия Гитлера, затем Муссолини, и наконец, Франко.
Кто бы мог подумать, что Гитлер, разгромив в мае-июне 1940 года Францию, а заодно Нидерланды, Бельгию и экспедиционные дивизии британцев, позволит союзникам эвакуировать из Дюнкерка около 340 000 бойцов - почти 6 армий!
По убеждению многих германских генералов, учитывавших и это обстоятельство, и мощь английского флота, десантирование германской армии на британские острова делало невозможным.
С подачи Черчилля, утвердилось мнение - Дюнкерком Гитлер намекал Англии на мирные переговоры (У.Черчилль "Мемуары" Немецкое издание И.П.Тота Т.2 стр.100).
Но по мнению ряда германских генералов, Германия просто истратила весь ресурс топлива для военной техники.
Пояснение: немецкая армия захватила в хранилищах Бельгии и Нидерландов большой запас нефти и нефтепродуктов, что обеспечило бы потребности войны на пару месяцев.
Если бы не возникшая по вине Муссолини, греческая и балканская война.
"Напротив, правильным является предположение, что Гитлер, и прежде всего Геринг считали, что превосходства немецкой авиации вполне достаточно для воспрещения эвакуации английских войск морем."
Гейнц Гудериан -Воспоминания солдата.- Смоленск. Русич. 2003, с.163
"Этот план ("Морской лев", автор), по моему мнению, был совершенно бесперспективным вследствие отсутствия достаточного количества самолетов, необходимого морского тоннажа и эвакуации английского экспедиционного корпуса из Дюнкерка."
Гейнц Гудериан Там же, с. 187
И тем не менее, война с Англией требовала завершения, - либо понуждением ее к миру, либо понуждением к капитуляции.
Поэтому, всю осень, начиная с октября 1940 года, Гитлер занимался планами войны с Англией, вел переговоры с пронацистским правительством "Виши" Франции, испанским диктатором Франко и главой итальянского фашистского режима Бенито Муссолини.
Переговоры касались нового плана Гитлера - продолжить военное давление на Англию захватом Гибралтара и далее Суэцкого канала в Египте.
Совершенно определенными были и предложения Гитлера Сталину о вступлении России в договор оси, либо пропустить германские войска в Персию и британскую Индию через российскую территорию.
Война могла развиваться и далее в сторону западной Европы, если бы:
"По пути во Флоренцию на станции Болонья Гитлер неожиданно узнал, что его союзник, не уведомив его, Гитлера, и даже без его согласия начал войну с Грецией. Этим самым снова была затронута Балканская проблема, и война пошла в направлении, чрезвычайно нежелательном для Германии."
Гейнц Гудериан. Там же, с.189.
Планы Гитлера о военном понуждении Англии к миру разом рухнули. Отпал план с Гибралтаром и Суэцем, поскольку испанский диктатор Франко, за самовольными шагами Муссолини отказался иметь совместные действия с осью.
"Он явно не хотел проводить совместную политику с такими партнерами, от которых можно было ждать всяких неожиданностей".
Гейнц Гудериан. Там же, с.190
В то же время Гитлер предпринял попытку создать угрозу интересам Англии в Суэце захватив Ирак.
"В мае и июне 1941 года англичанам удалось оккупировать Сирию и Абиссинию. Попытка немцев закрепиться в Ираке была предпринята с недостаточными средствами и поэтому провалилась. Она имела бы перспективы на успех только при последовательной политике в Средиземном море, возможность проведения которой предоставлялась нам летом 1940 г., сразу после западной компании."
Гейнц Гудериан. Там же, с.195
2. Территориальные приобретения СССР в 1939-1940 годах причина или повод к нападению Германии?
Политики часто причины подменяют поводом для того, что бы скрыть причины.
Но это политики. Как разобраться во мнениях серьезных историков Второй Мировой войны, что вовсе ставят знак равенства между причинами и поводом.
К примеру, с одной стороны имеет место утверждение, что Сталин всячески оттягивал войну с Германией, с другой стороны утверждается, что Сталин наоборот, сам провоцировал войну территориальными требованиями к Финляндии, Прибалтике и Румынии.
Гитлер в претензиях к меморандуму объявления войны СССР, так же ссылался на территориальные приобретения Советской России, как угрозу безопасности Германии.
Хотя его советники убеждали, что решение прибалтийского вопроса оправдано требованиями безопасности России, потому-то первой республикой, в которую Сталин ввел свои войска, стала самая западная из них-Литва.
"14 июня (1941 г., автор) Гитлер собрал в Берлине всех командующих группами армий, армиями и танковыми группами, чтобы обосновать свое решение о нападении на Россию и выслушать доклады о завершении подготовки. Он сказал, что не может разгромить Англию. Поэтому, чтобы прийти к миру, он должен добиться победоносного окончания войны на материке. Чтобы создать себе неуязвимое положение на Европейском материке, надо разбить Россию. Подробно изложенные им причины, вынудившие его на превентивную войну с Россией, были неубедительны. Ссылка на обострение международного положения вследствие захвата немцами Балкан, на вмешательство русских в дела Финляндии, на оккупацию русскими пограничных балтийских государств так же мало могло оправдать столь ответственное решение...."
Гейнц Гудериан. Там же, с.,с. 203-204
Это и есть подмена истинных причин надуманным поводом.
Кроме Германии, ни одно предвоенное государство не имело военных претензий к Советскому Союзу в вопросе территориальных приобретений 1939-1940 годов.
В отношениях с Финляндией Запад ограничился требованием к России прекратить военную агрессию.
Территориальные же вопросы как с Финляндией, так и с Прибалтикой или Румынией, Советским Союзом были урегулированы на формально-юридической основе.
Возвращение Советской России Бессарабии и передача части Буковины были оформлены нотами правительства СССР от 26.06.1940г. и правительства Румынии от 28.06.1940 г.
В то же самое время германские сателлиты без каких-либо вопросов со стороны Запада отторгли от Румынии территории: Венгрия-Северную Трансильванию, а Болгария-Южную Добруджу.
Обвинения Сталина в том, что тот своими действиями в Румынии создал угрозу сырьевой безопасности Германии придуманы Гитлером и подхвачены политиками-интерпретаторами предвоенной истории.
Во-первых, в июне 1940 года Румыния являлась независимым государством-королевством, членом Лиги наций и субъектом международных отношений.
Следовательно, румынскую нефть были вправе покупать любые страны, а не исключительно Германия.
Во-вторых, Румыния избрала прогерманскую ориентацию только 23 ноября 1940 года, после ввода 7 октября 1940 года германских войск для охраны нефтяных месторождений, т.е. фактической оккупации страны.
С уважением к подписчикам и читателям, автор.