В одной из многочисленных квартир многоэтажного дома, что на Филёвском бульваре, в гостях у одной счастливой семейной пары собралось очень много гостей.
В основном это были взрослые люди. Но были и дети в возрасте десяти-одиннадцати лет. Собрались неслучайно. Лере, старшей дочери хозяев дома, исполнялось одиннадцать лет.
Я работал тогда под Москвой, в Ватутинках, и на правах дальнего родственника присутствовал на этом дне рождения. Там я стал свидетелем одного очень интересного разговора.
Разговор этот сыграл в моей будущей жизни очень большую роль. Сразу скажу, что до этого разговора я — один человек, а уже после того, как разговор завершился, я — совершенно другой человек.
— Лера, когда ты вырастешь, ты кем хочешь быть? — спросили Леру взрослые.
— Космонавтом, — язвительно ухмыляясь, ответила девочка, но после небольшой паузы, добавила. — Шучу. Если серьёзно, то я хочу быть счастливой.
— Счастливой? — удивились взрослые. — А разве ты знаешь, что такое счастье?
— Конечно знаю, — ответила Лера. — Счастье — это когда тебе не надо отвечать на чьи-то глупые вопросы. Когда не надо жить по чьей-то глупой указке. Когда тебе не надо заставлять себя жить в окружении тех, кто тебе не нравится, и зависеть от их желаний. В общем, счастье — это жить ради себя.
Взрослые, конечно же, не пропустили мимо ушей «не надо отвечать на чьи-то глупые вопросы» и поняли, в чей огород полетел этот камень.
— Какая невоспитанная девочка, — возмутились взрослые. — Как решительно и дерзко она отвечает взрослым. Это тебя родители такому учат?
— Ну что Вы, — сказала Лера. — Мои родители учат меня совершено другому. Они меня учат не выпендриваться и жить, как все живут. Закончить школу. Поступить в институт и закончить его. Выйти замуж, родить ребёнка, работать по специальности и жить ради всего этого.
— У тебя очень умные родители, Лера, — произнесли взрослые, — очень умные. А ты, мы видим, оказывается, очень хитрая девочка. Хочешь жить только ради себя.
— Хотеть жить только ради себя — это хитрость? — спросила Лера.
— Конечно! — ответили взрослые.
— Почему? — не понимала Лера.
— Потому что ты не думаешь о других, — ответили взрослые.
— Я думаю о других, — ответила Лера. — Почему вы решили, что я не думаю о других?
— Потому что думать о других — это, значит, жить ради других, — ответили взрослые.
— Какое странное логическое умозаключение, — Лера задумалась. — В нём явно что-то пропущено.
— Ничего не пропущено, — уверенно сказали взрослые. — Думать о других можно, только если живёшь ради других.
— Вы имеете в виду себя? — спросила Лера.
— При чём здесь мы? — возмущённо недоумевали взрослые. — В мире полным-полно и без нас, нуждающихся в том, чтобы жили ради них.
— Полным-полно кого? — спросила Лера. — Тех, кто нуждается в том, чтобы я жила ради них? Именно я?
— А ты — хитрая девочка, — ответили взрослые. — Себе на уме. Тебе палец в рот не клади. Откусишь.
— Скажите, только честно, — попросила Лера. — А вы нуждаетесь в том, чтобы я жила ради вас? Вот именно вы. Конкретно вы.
— Нет, но... — взрослые смутились. — Какая хитрая девочка. Тебе, мы видим, нравится нас злить.
— Мне вообще не нравится иметь с вами дело, — ответила Лера. — Очень неприятно разговаривать с вами. Поэтому и злить вас мне тоже не нравится. Мне вообще хотелось бы, чтобы этот разговор поскорее прекратился и вы бы навсегда исчезли из моей жизни.
— Ишь, чего захотела, — взрослые дружно рассмеялись. — Обозвала нас неприятными и хочет, чтобы мы исчезли из её жизни. Вся твоя хитрость напрасна. С нами она не пройдёт. Мы будем всегда в твоей жизни. Мы будем в твоей жизни постоянно. И мы будем постоянно напоминать тебе о своём присутствии. И только ты о нас забудешь, мы сразу же о себе так или иначе напомним. Почему мы будем это делать? Да потому что мы хотим тебе счастья, глупая. Как ты этого не понимаешь?
— Я это уже поняла, — ответила Лера. — Вы всё делаете только ради моего счастья, а не ради своего. Я смирилась с этим и в будущем обязательно это буду учитывать.
— Скажи, хитрая девочка, а тебе не стыдно жить только ради себя? — спросили взрослые. — Ведь ты не одна в этом мире.
— Моя счастливая жизнь ради себя никому не принесёт вреда, — ответила Лера. — Более того. Только живя ради себя и став счастливой, я и смогу помогать и другим людям становиться счастливыми?
— Каким образом? — не поняли взрослые люди. — Ведь ты живёшь только ради себя.
— Жить ради себя — это не значит не жить для других, — ответила Лера. — Я не буду их мучить глупыми вопросами, не буду указывать им, что правильно, а что нет, я буду помогать им. Но помогать от чистого сердца, потому что буду стремиться к этому. И помогать, только когда меня об этом будут просить.
— С какой стати ты вдруг будешь стремиться помогать другим людям? — не поняли взрослые. — Если ты живёшь только ради себя?
— А вы разве не знали? — удивилась Лера. — Счастливые люди неизбежно стремятся помогать другим людям становиться счастливыми. Но только делают они это, только когда их просят. И не портят чужую жизнь своим постоянным присутствием в ней — надо и не надо. Это закон счастья. Иначе и быть не может. И наоборот. Если человек несчастен, то он и не стремится к тому, чтобы помогать другим. Даже если при этом он будет всех учить жить ради других.
— Ты на кого намекаешь? — спросили взрослые.
— На вас, — ответила Лера. — Вы меня спросили, кем я хочу быть. Вам мой ответ не понравился, и вы начинаете разыгрывать передо мной целый спектакль, с одной лишь целью — убедить меня в том, что жить следует только так, как хотите вы.
— А ты считаешь, что мы живём неправильно? — спросили взрослые люди. — Ты считаешь нас несчастливыми?
— Да в том-то и дело, что мне всё равно, как вы живёте, — ответила Лера. — И я не считаю вас несчастливыми. Более того, я очень хочу, чтобы вы были счастливы. Другое дело, что я не вижу в вас счастливых людей. Почему? Потому что счастливые люди не мешают другим жить ради себя. Понимаете? Я ведь не спрашиваю вас, кем вы стали. Или вы, может, хотите, чтобы и я задала вам такой же вопрос? Пожалуйста. Кем вы стали? Вот Вы, например, — Лера посмотрела на взрослого дядю. — Кем Вы стали? Космонавтом? Нобелевским лауреатом? Большим начальником? Влиятельным партийным работником? Кем?
— Я, между прочим, инженер, — сердито ответил взрослый дядя. — И у меня двое детей твоего возраста. И они, в отличие от тебя, так со взрослыми не разговаривают.
— Почему Вы сердитесь на меня, когда отвечаете? — спросила Лера. — Ведь если Вы — счастливый человек, наш разговор не может стать для Вас поводом сердиться на меня.
— Потому что твои вопросы вступают в противоречие с нашим мировоззрением, — ответил взрослый дядя. — И ты меня просто бесишь своими вопросами и своими ответами на мои вопросы.
— Бешу Вас, как счастливого человека? — спросила Лера.
— Я хочу тебе помочь, хитрая девочка, — ответил взрослый дядя.
— А я Вас об этом просила? — спросила Лера
— А меня не надо просить об этом, хитрая девочка, — ухмыляясь, сказал взрослый дядя. — Нормальный человек не спрашивает разрешения, когда считает, что другому человеку следует помочь быть счастливым.
— А вот счастливый человек никогда не будет помогать другому становиться счастливым, если тот его об этом не попросит, — сказала Лера. — Значит, Вы — несчастливый человек?
— Я талантливый инженер, — ответил взрослый дядя. — И я счастлив. И у меня есть дети. Да! И я живу ради них! Ещё я — счастливый муж и счастливый отец. И я счастлив.
— Вы точно счастливы? — спросила Лера. — Только честно.
— Да! — ответил взрослый дядя. — Я счастлив. Потому что я живу не ради себя. Я живу ради жены, ради детей, ради своего завода. Да, я счастлив.
— И замечательно! — произнесла Лера. — Очень за Вас рада. А представьте, если бы я сейчас сказала, что Ваша жизнь пуста и бессмысленна? Как бы Вы на это посмотрели?
— Я бы тебе, хитрая девочка, не поверил, — ответил взрослый дядя.
— И правильно бы сделали, — сказала Лера, — и позвольте мне тоже не верить всему тому, что вы думаете обо мне и моём представлении о счастье. Я хочу жить для других, но не ради них, а ради себя. Только тогда я буду чувствовать себя счастливой.
— Ты ещё маленькая, — сказали взрослые. — Когда вырастешь, станешь мамой, станешь женой, ты изменишь своё представление о счастье.
— Возможно, — сказала Лера. — Но тогда это уже буду не я.
Это последнее, что я услышал. Мне надо было уже уходить. Всю дорогу до дома я думал о том, что услышал. Меня поразила уверенность ребёнка в своей правоте. Меня поразила способность девочки смело разговаривать со взрослыми и так рассуждать.
Приехав домой, я записал в тетрадку, куда записывал всё интересное, чтобы не забыть то, что услышал на дне рождения Леры.
И вот спустя много лет, я обнаружил эти записи, разбирая свои дневники и черновики. Меня радует то, что сказанное Лерой 35 лет назад, сегодня я поддерживаю целиком и полностью.
Сегодня Лера замужем. У неё трое детей. Она работает в средней школе директором. Но по-прежнему, по мнению многочисленной нашей родни, всё такая же хитрая девочка.
(Михаил Лекс. 07.11.2021) Буду рад лайку, репосту и комментарию. Подпишитесь на новые истории. Благодарю. До встречи