Работа актера над ролью – это очень сложный процесс, направленный на создание совершенно другого человека, отличного от того, каким является актер. В ходе «выкраивания» другого человека, исполнитель сталкивается с множеством трудностей, одна из которых – понимание логики мышления персонажа. Это значит, что необходимо выяснить, что заставляет человека поступать так, а не иначе, почему он разговаривает с употреблением именно таких слов, какие цели он преследует.
Родовое гнездо знаменитой актерской династии Самойловых, находилось в Торговом переулке Санкт-Петербурга.
Но в историю, в том числе и в музейную вошла квартира выдающегося мастера Российской сцены Василия Васильевича Самойлова, которая располагалась на втором этаже дома № 8 на Стремянной улице.
Музей-квартира Самойловых - единственная в Петербурге мемориальная квартира драматических артистов.
Семья артиста занимала второй этаж , два других сдавались в наем.
Изначально это были две квартиры, при входе в музей есть еще одна дверь, которая вела в другую квартиру.
При Василии Васильевиче Самойлове эти две квартиры были объединены в одну.
В этой квартире Василий Самойлов поселился с семьей в 1869 году.
На пике своей славы, когда ему исполнилось 56 лет.
Он не одно десятилетие был первым артистом императорского Санкт-Петербургского театра – «Александринки».
Современники и критики писали;
«Пока Самойлов выходит в главных ролях театрального репертуара, другим артистам пытаться делать карьеру бессмысленно»
У Самойлова была огромная армия поклонников, постоянные бенефисы, и подарки от царствующей династии.
Поэтому квартира, в которой поселился Василий Самойлов соответствовала его статусу.
Двери самойловской квартиры всегда были гостеприимно распахнуты, здесь часто бывали Иван Айвазовский, Николай Крамской, Николай Некрасов, Нестор Кукольник, Антон Рубинштейн, Леопольд Ауэр и многие другие музыканты, литераторы, художники.
Василий Васильевич Самойлов был очень талантливым человеком,
Кроме артистического дара, он обладал и даром художника.
На императорскую сцену он попал довольно поздно, в возрасте 21 года.
Актерскому мастерству нигде не учился.
Он окончил Горный корпус и Лесную Академию.
Но унаследовал актерский талант от своего отца Василия Михайловича Самойлова, гениального оперного певца.
Именно отец пригласил своего сына спеть партию Иосифа Прекрасного в одноименной опере Э.Н. Мегюля.
Выступлению сопутствовал успех, три года он пел в операх и водевилях.
А потом переключился на драму.
На драматической сцене ему не было равных в течении сорока лет.
Он переиграл весь репертуар, который к тому времени шел на сцене Александринки.
Когда в 1875 году Самойлов на сцене театра отметил свой сорокалетний сценический юбилей, ему высочайше была пожалована золотая медаль, целый ряд подарков от публики, депутации от столичных трупп, приветствия от провинциальных театров , адрес от консерватории избравшей его почетным членом, все говорило о том, что чествуют крупнейшего деятеля русской сцены.
Казалось, что он продолжит свою театральную деятельность.
Но дирекция императорских театров не продлила с ним договор.
Он ушел со сцены навсегда.
Занимался живописью и племянниками.
После смерти актера в 1887 году, владение домом перешло к его старшему сыну.
А в 1899 году доходный дом был продан, и хотя домовладение оказалось в других руках, это здание в истории города сохранилось как дом Самойловых.
Актерскую династию продолжил его сын Павел Васильевич Самойлов.
О создании музея заговорили в начале 1990-х годов.
В связи с перестройкой гостиницы , в результате которой появилась сквозная галерея, соединяющая Невский проспект со Стремянной улицей коммунальные квартиры были расселены.
Когда были убраны перегородки от коммунальных квартир, которые были здесь в советское время, открылось то пространство, которое занимала квартира при Самойлове.
Сохранились элементы декора, печи, двери, окна.
Музей - квартира Самойлова был создан в 1994 году, и стал филиалом Санкт-Петербургского музея музыкального и театрального искусства.
В экспозиции музея находятся подлинные вещи, предметы семьи Самойловых.
Ныне как и столетие назад дом на Стремянной - одно из средоточий культурной жизни нашего города.
Здесь можно встретиться с известными актерами, музыкантами, художниками.
Портретный зал музея посвящен окружению семьи Самойловых: выдающимся актерам и драматургам, чьи творческие и человеческие судьбы пересекались с жизнью династии в разных поколениях.
Здесь можно увидеть портреты современников старшего поколения Самойловых: известной певицы Н.С. Семеновой (1788-1876), знаменитого трагика В.А. Каратыгина (1802-1853) и его младшего брата актера и писателя П.А. Каратыгина (1805-1879), блестящих водевильных актеров Н.О. Дюра (1807-1839) и В.Н. Асенковой (1817-1841).
В залах представлены скульптурные и живописные портреты представителей следующего актерского поколения : М.Г. Савиной (1854-1915), актера и писателя В.П. Далматова (1852-1912), В.В. Стрельского (1838-1915), К.А. Варламова (1848-1915), В.Н. Давыдова (1849-1925).
Многие из них стали наставниками и творческими партнерами Павла Васильевича Самойлова (1866-1931), младшего сына Василия Васильевича а так же Веры Аркадьевны Мичуриной-Самойловой (1866-1948) дочери Веры Васильевны Самойловой и Аркадия Михайловича Мичурина, которой суждено было стать последней представительницей актерской династии.
Гамлет Самойлова вовсе не нежный, красивый юноша с мечтательно нежной душой, чуждой всяческих житейских треволнений и битв; скорее это - угрюмый пессимист , меланхолик, отлично знающий свет и людей со всею их лживостью , лицемерием и коварством.
(из книги В.П. Якобсона "Павел Самойлов")
В Музыкальной гостиной музея проходят концерты камерной, вокальной, и инструментальной музыки. музыки.
Большое место в репертуаре концертного зала отводится детским программам, знакомящим подрастающее поколение с классической музыкой и балетом.
В музее - квартире Самойловых располагается замечательная экспозиция, посвященная знаменитым солистам Российского балета.
Называется она "Звезды русского балета".
Выставка занимает в музее особое место.
Расположена она в пяти залах и повествует об основных этапах 250-летней истории отечественного балетного искусства с начала XIX до 80-х годов XX века.
Первый зал экспозиции посвящен Императорскому русскому балету.
История которого неразрывно связана с Большим, а в последствии с Мариинским театрами Санкт-Петербурга.
Отдельный зал посвящен Петербургскому хореографическому училищу , педагогической деятельности Агриппины Яковлевны Вагановой, искусству ее блистательных учениц среди которых Марина Семенова, Татьяна Вечеслова, Галина Уланова, Наталья Дудинская.
Костюмы и фотографии Михаила Барышникова и Рудольфа Нуреева.
Экспозиция рассказывает о "Русских сезонах" в Париже