Вот он. Прошу любить и жаловать: сервиз "Роза в медальоне" от ЛФЗ, 1970-е годы.
На снимках представлен сервиз, выполненный на знаменитой, в шестидесятые-семидесятые (да и в восьмидесятые тоже) ставшей для ЛФЗ основной (настоящей палочкой-выручалочкой!), форме "Тюльпан". Называется он "Роза в медальоне". Почему - вроде бы понятно, но на росписи я чуть позже всё же остановлюсь. На шесть персон. Включает в себя стандартные 24 предмета: по шесть чашек-блюдец-тарелочек и шесть "больших" предметов: чайник-сахарница-молочник-сухарница-конфетница-вазон. Поскольку сервиз в своё время не завоевал такую оглушительную популярность, как, например, "Мой сад. Золотая осень", то и большой доливной чайник в той же росписи к нему не предусмотрен. Соответственно, как видите, он свободно размещается на стандартной чешской (книжной) полке, и ещё остаётся много свободного пространства, которое надо бы чем-то заполнить. Чем-то, но не сервизом, поскольку, хоть место и остаётся, но его не хватает даже для таких небольших, почти игрушечных декоративных сервизов, какие выпускали немецкий Uhlstadt или чешский Gebrüder Benedikt. Но на такой случай в запасе всегда под рукой статуэтки. Я решил, что индийские слоны от ЛФЗ здесь очень хорошо впишутся. Лишней видится чашечка от пары "Улица зодчего Росси", но я её обязательно заменю на какую-нибудь индийскую зверушку от ЛФЗ, а пока она просто стоит под стеклом, чтобы не ютилась, позабытая, в коробках.
Теперь - о том, почему я выбрал слонов, и непременно индийских. Во-первых, потому что (первая мысль, которая приходит при виде этого сервиза) сервиз исключительно женский, причём не просто женский, а (простите) с намёком на то, женщина "в возрасте". Об этом говорят множество мелких однообразных деталей, мелкие цветочки-рюшечки и основная тема - сравнительно крупные розочки в медальонах из веночков с как бы вызолоченными листиками. Такой стиль в декоративном искусстве характерен для Викторианской эпохи. Век девятнадцатый, середина, Британия ("владычица морей"). В подобного рода расцветке в то время выпускалась не только посуда, но и обои, и ткани (на платья). Да-да, вот пример, пожалуйста!
Ту же моду переняли и в России в те же годы. Публика устала от повсеместного АМПИРа, и в своих запросах переходила на (такой удобный и технологичный!) мелкий (конечно - цветочный! - всё для женщин, и никак иначе!) принт. Мне в своё время попадались на глаза (и в руки) чайные пары от Гарднера середины XIX-го века в росписи типа "цветок (преимущественно - роза) в золотом медальоне". Правда, на малиновом ровного градиента крытье, но не суть - основа та же. Викторианский стиль не стал "большим" стилем в искусстве, таким как тот же АМПИР, а до него КЛАССИЦИЗМ, а до того БАРОККО (и как вершина барочной эры - РОКОКО), но, как видим, свой след он оставил. Британия тогда - мощнейшая колониальная держава, и самая известнейшая её колония - её "бриллиант в короне" - Индия. И там, на периферии империи викторианский стиль царствовал дольше, чем в метрополии - вплоть до начала века двадцатого. Ну а с каким ещё животным, как не с индийским слоном, ассоциируется Индия? Вот потому и слоны, и сервиз "колониальный".
Возможно, кстати, тот, кто создавал этот сервиз, и не держал в голове подобных аллюзий, просто профессионализм сотрудников ЛФЗ был такого высокого уровня, что таких отсылок (тем более - требований) и не выдвигалось. Всё получилось как бы само-собой. Просто в связи с внедрением на заводе новой технологии шелкографии потребовалось создать линейку очень технологичных, с минимумом ручной росписи, сервизов, тем не менее отвечающих потребительским чаяниям. И вышла вот такая "колониальная" прелесть. Это показатель качества бренда.
Меня как-то спросили - а какой фарфор лучший в мире? Я не задумываясь ответил - чешский. Но уточнил, что "лучший" касается качества исключительно самого материала, и то в пределах "вилки" "цена-качество", потому как улучшать и очищать материал можно до бесконечности. Но насколько влияет качество материала на сами изделия я сейчас поясню (хотя, кажется, уже упоминал об этом): в качестве материала для фарфоровой массы Ломоносовский (ныне Императорский) завод использует каолин, добываемый на Донбассе. Тот же каолин идёт и на такой завод, как, например, Дружковка (Донецкая область). Фактически тот же по качеству фарфор используется при изготовления изделий и там и там. Но (простите) где ЛФЗ (ИФЗ), а где Дружковка!? Слон и Моська! Вот что значит бренд!
Спасибо всем, кто дочитал. Если согласны со статьёй, если интересуетесь фарфором и хотите знать о нём больше, ставьте лайк и подписывайтесь. Что-то хотите спросить (или поспорить, дополнить) - пишите, комментарии открыты, автору важна обратная связь с читателем.
Ваш ПОРЦЕЛИНОВЫЙ ФАН.