В эпоху капитализма большинство зданий строили с целью получения наибольшей прибыли (банки, пассажи, транспортные предприятия). Художественный вкус резко снизился. К счастью во второй половине столетия получила развитие теоретическая мысль в области архитектуры. Стал выходить журнал "Зодчий" петербургского общества архитекторов.
К началу 1860х в Москве было разрушено несколько архитектурных ансамблей. Например, созданный О. И. Бове ансамбль Театральной площади.
В 1870е в Петербурге были выстроены новые громоздкие дома, испортившие вид ансамбля Александринского театра. Бывший Михайловский дворец был преобразован в Русский музей, а площадь между зданиями Биржи Тома де Томона и университетом была уничтожена - это так же можно назвать проявлением вандализма.
Несмотря на это во второй половине XIX века в России работало много талантливых архитекторов.
Александр Иванович Резанов (1817-1887) - архитектор, завершивший во время болезни К. А. Тона отделку храма Христа Спасителя в Москве. Дворец великого князя Владимира Александровича на Дворцовой набережной в Санкт-Петербурге (1867, сейчас - Дом учёных) - главное произведение Резанова. Отделка фасада дворца создана в духе раннего флорентийского Ренессанса, а внутренняя отделка - в русском стиле и барокко.
Виктор Александрович Шретер (1839-1901) - архитектор, работавший с различными стилями, но, отдававший предпочтение Ренессансу. К его работам относятся: дом кредитного общества на площади Александринского театра в Петербурге (1870е), пассажирский вокзал в Одессе (1879). Фасад Мариинского театра в Петербурге был перестроен Шретером в "барочном" духе (1883), а, собор Святого Владимира в Киеве был выполнен архитектором в древнерусском стиле, как и ещё несколько подобных церквей.
Константин Михайлович Быковский (1841-1906) - московский архитектор, сын архитектора М. Д. Быковского, построил комплекс зданий университетских клиник на Девичьем поле (1885-1889), а так же здание государственного банка на Неглинной улице (1890-1892). Быковский перестроил корпус Московского университета (соседний с главным, корпус Зоологического музея).
Гарольд Эрнестович Боссе (1813-1894) - архитектов, имевший склонность к стилистике "в духе Людовика XIV". А архитектор Александр Иванович Кракау (1817-1888) работал в стиле итальянского Ренессанса. В этом стиле им был выстроен особняк Штиглица на набережной Невы, а так же здание Балтийского вокзала в Петербурге.
В это же время в России существовало направление, отвергавшее "казенный византийский" дух, насаждаемый К. А. Тоном, желающее возродить древнерусский стиль. Одним из первых на этот путь встал Алексей Максимович Горностаев (1808-1862). Он ввел в современную архитектуру того времени орнаментацию, присущую древнерусским избам. В дальнейшем такой декор стал часто применяться его учениками.
Давид Иванович Гримм (1823-1898) - профессор, которого привлекла архитектура XVII века с ее декоративностью, фигурной кладкой кирпича, резными украшениями. Гримм построил небольшую церковь в Михайловке (возле Петербурга) в "суздальско-переяславском" стиле и церковь в Херсонесе Таврическом в "византийском " стиле. Собор в Тифлисе 1860х годах с использованием мотивов древне-армянской и грузинской архитектуры - особенная работа Гримма.
Виктор Александрович Гартман (1834-1873) - архитектор, последователь Горностаева. Он оформил Мануфактурную выставку в Соляном городке в Петербурге. Там он применил расписную резьбу и орнамент. При этом такой декор считался уместным лишь для временных выставочных зданий, в отличие от обычных построек, рассчитанных на длительное существование.
Иван Павлович Ропет (1845-1908) - в похожей манере Гартмана оформлял зрительный зал театра Красносельского лагеря (1869). Так же на Всемирной парижской выставке в 1878 году Ропен построил здания Русского отдела, которые вызвали сенсацию у зрителей. Ропет создал проекты многочисленных деревянных домов, дач, церквей, убранств комнат и раскрашенной мебели.
Андрей Леонтьевич Гун (1841-1924) - мастер, который в начале 1870х совместно с архитектором П. И. Кудрявцевым оформил в Москве Русский зал гостиницы "Славянский базар". Его архитектура и внутренняя отделка вызывала восторг у современников.
На популяризацию древнерусской архитектуры повлияли публикации фотографий древнерусских памятников И. Ф. Барщевского. Особым вниманием архитекторов пользовалось нарядное русское зодчество второй половины XVII века, в подражании которому были созданы такие сооружения как: в Москве: Верхние торговые ряды (архитектор А. Н. Померанцев), здание Исторического музей (автор - живописец В. О. Шервуд), а в Петербурге: храм Воскресения на Крови (архитектор А. А. Парланд).
Благодаря постройкам Верхних торговых рядов и здания Исторического музей был завершен ансамбль Красной площади. Применение форм древнерусской архитектуры на Красной площади оправдывалось желанием объединить все здания в стилистическом ансамбле с комплексом Кремля. Конечно, художественная ценность этих зданий и Кремля была неравноценна. Здание Верхних торговых рядов (сейчас ГУМ) было построено в 1888-1893 годах на месте подобного сооружения, построенного О. И. Бове. А здание Исторического музея (1874-1883) было расположено противоположно собору Василия Блаженного. Музей предполагалось облицевать изразцами.
Дмитрий Николаевич Чичагов (1835-1892) - архитектор построивший в той же манере здание московской Городской думы (сейчас-музей В. И. Ленина) (1890-1892).
В подобной стилистике строились и жилые дома того времени. Особенно характерен дом Игумнова (1889-1893) на Якиманке в Москве архитектора Н. И. Поздеева.
О дальнейшем развитии архитектуры в России читайте в моих следующих статьях. Подписывайтесь, чтобы не пропустить!
#история искусства #архитектура москвы #архитектура петербурга #история #россия #искусство #русское искусство