Найти тему
Я рисую этот мир

Известный нам вид ансамбля Красной площади сложился только в конце XIX века, тогда же был построен и Храм Спаса на Крови

В эпоху капитализма большинство зданий строили с целью получения наибольшей прибыли (банки, пассажи, транспортные предприятия). Художественный вкус резко снизился. К счастью во второй половине столетия получила развитие теоретическая мысль в области архитектуры. Стал выходить журнал "Зодчий" петербургского общества архитекторов.

К началу 1860х в Москве было разрушено несколько архитектурных ансамблей. Например, созданный О. И. Бове ансамбль Театральной площади.

В 1870е в Петербурге были выстроены новые громоздкие дома, испортившие вид ансамбля Александринского театра. Бывший Михайловский дворец был преобразован в Русский музей, а площадь между зданиями Биржи Тома де Томона и университетом была уничтожена - это так же можно назвать проявлением вандализма.

Несмотря на это во второй половине XIX века в России работало много талантливых архитекторов.

Александр Иванович Резанов (1817-1887) - архитектор, завершивший во время болезни К. А. Тона отделку храма Христа Спасителя в Москве. Дворец великого князя Владимира Александровича на Дворцовой набережной в Санкт-Петербурге (1867, сейчас - Дом учёных) - главное произведение Резанова. Отделка фасада дворца создана в духе раннего флорентийского Ренессанса, а внутренняя отделка - в русском стиле и барокко.

А. И. Резанов. Пречистенский собор в Вильно. Середина 1860х. Общий вид. Акварель Н. М. Чагина. Бумага, тушь, акварель, гуашь. 56,7х78,2. Санкт-Петербург. Научно-исследовательский музей Академии художеств
А. И. Резанов. Пречистенский собор в Вильно. Середина 1860х. Общий вид. Акварель Н. М. Чагина. Бумага, тушь, акварель, гуашь. 56,7х78,2. Санкт-Петербург. Научно-исследовательский музей Академии художеств
А. И. Резанов. Дворец великого князя Владимира Александровича. 867-1872 гг. Санкт-Петербург
А. И. Резанов. Дворец великого князя Владимира Александровича. 867-1872 гг. Санкт-Петербург

Виктор Александрович Шретер (1839-1901) - архитектор, работавший с различными стилями, но, отдававший предпочтение Ренессансу. К его работам относятся: дом кредитного общества на площади Александринского театра в Петербурге (1870е), пассажирский вокзал в Одессе (1879). Фасад Мариинского театра в Петербурге был перестроен Шретером в "барочном" духе (1883), а, собор Святого Владимира в Киеве был выполнен архитектором в древнерусском стиле, как и ещё несколько подобных церквей.

Константин Михайлович Быковский (1841-1906) - московский архитектор, сын архитектора М. Д. Быковского, построил комплекс зданий университетских клиник на Девичьем поле (1885-1889), а так же здание государственного банка на Неглинной улице (1890-1892). Быковский перестроил корпус Московского университета (соседний с главным, корпус Зоологического музея).

К. М. Быковский. Корпус Зоологического музея. Москва. 1898-1902 гг.
К. М. Быковский. Корпус Зоологического музея. Москва. 1898-1902 гг.
К. М. Быковский.Государственный банк на Неглинной улице. Москва. Фрагмент Фасада. 1893-1895 гг.
К. М. Быковский.Государственный банк на Неглинной улице. Москва. Фрагмент Фасада. 1893-1895 гг.

Гарольд Эрнестович Боссе (1813-1894) - архитектов, имевший склонность к стилистике "в духе Людовика XIV". А архитектор Александр Иванович Кракау (1817-1888) работал в стиле итальянского Ренессанса. В этом стиле им был выстроен особняк Штиглица на набережной Невы, а так же здание Балтийского вокзала в Петербурге.

А. И. Кракау Балтийский вокзал в Петербурге. 1855 г.
А. И. Кракау Балтийский вокзал в Петербурге. 1855 г.

В это же время в России существовало направление, отвергавшее "казенный византийский" дух, насаждаемый К. А. Тоном, желающее возродить древнерусский стиль. Одним из первых на этот путь встал Алексей Максимович Горностаев (1808-1862). Он ввел в современную архитектуру того времени орнаментацию, присущую древнерусским избам. В дальнейшем такой декор стал часто применяться его учениками.

И. И. Горностаев. Обмер церкви Спаса на Нередице близ Новогорода. Конец 1850х г. План и южный фасад. Бумага. Тушь. 65,2х45,5. Санкт-Петербург. Научно-исследовательский музей Академии художеств
И. И. Горностаев. Обмер церкви Спаса на Нередице близ Новогорода. Конец 1850х г. План и южный фасад. Бумага. Тушь. 65,2х45,5. Санкт-Петербург. Научно-исследовательский музей Академии художеств

Давид Иванович Гримм (1823-1898) - профессор, которого привлекла архитектура XVII века с ее декоративностью, фигурной кладкой кирпича, резными украшениями. Гримм построил небольшую церковь в Михайловке (возле Петербурга) в "суздальско-переяславском" стиле и церковь в Херсонесе Таврическом в "византийском " стиле. Собор в Тифлисе 1860х годах с использованием мотивов древне-армянской и грузинской архитектуры - особенная работа Гримма.

Д. И. Гримм. Проект храма Кавказской армиив Тифлисе. Главный фасад. 1866 г. Бумага, графитный карандаш, акварель. 32,7х53,7. Санкт-Петербург. Научно-исследовательский музей Академии художеств.
Д. И. Гримм. Проект храма Кавказской армиив Тифлисе. Главный фасад. 1866 г. Бумага, графитный карандаш, акварель. 32,7х53,7. Санкт-Петербург. Научно-исследовательский музей Академии художеств.
Д. И. Гримм. Храм в Херсонесе Таврическом. 1870-1880-е г. Общий вид
Д. И. Гримм. Храм в Херсонесе Таврическом. 1870-1880-е г. Общий вид

Виктор Александрович Гартман (1834-1873) - архитектор, последователь Горностаева. Он оформил Мануфактурную выставку в Соляном городке в Петербурге. Там он применил расписную резьбу и орнамент. При этом такой декор считался уместным лишь для временных выставочных зданий, в отличие от обычных построек, рассчитанных на длительное существование.

Иван Павлович Ропет (1845-1908) - в похожей манере Гартмана оформлял зрительный зал театра Красносельского лагеря (1869). Так же на Всемирной парижской выставке в 1878 году Ропен построил здания Русского отдела, которые вызвали сенсацию у зрителей. Ропет создал проекты многочисленных деревянных домов, дач, церквей, убранств комнат и раскрашенной мебели.

И. П. Ропет. Фасад русского отдела на Всемирной выставке в Париже. 1878 г. Общий вид (на гравюре тех лет).
И. П. Ропет. Фасад русского отдела на Всемирной выставке в Париже. 1878 г. Общий вид (на гравюре тех лет).

Андрей Леонтьевич Гун (1841-1924) - мастер, который в начале 1870х совместно с архитектором П. И. Кудрявцевым оформил в Москве Русский зал гостиницы "Славянский базар". Его архитектура и внутренняя отделка вызывала восторг у современников.

Н. В. Никитин. Погодинская изба на Девичьем поле. 1850е г. Москва
Н. В. Никитин. Погодинская изба на Девичьем поле. 1850е г. Москва

На популяризацию древнерусской архитектуры повлияли публикации фотографий древнерусских памятников И. Ф. Барщевского. Особым вниманием архитекторов пользовалось нарядное русское зодчество второй половины XVII века, в подражании которому были созданы такие сооружения как: в Москве: Верхние торговые ряды (архитектор А. Н. Померанцев), здание Исторического музей (автор - живописец В. О. Шервуд), а в Петербурге: храм Воскресения на Крови (архитектор А. А. Парланд).

А. А. Парланд. Храм Воскресения Христова. или, Спаса, на Крови. 1883-1890 гг. Санкт-Петербург.
А. А. Парланд. Храм Воскресения Христова. или, Спаса, на Крови. 1883-1890 гг. Санкт-Петербург.

Благодаря постройкам Верхних торговых рядов и здания Исторического музей был завершен ансамбль Красной площади. Применение форм древнерусской архитектуры на Красной площади оправдывалось желанием объединить все здания в стилистическом ансамбле с комплексом Кремля. Конечно, художественная ценность этих зданий и Кремля была неравноценна. Здание Верхних торговых рядов (сейчас ГУМ) было построено в 1888-1893 годах на месте подобного сооружения, построенного О. И. Бове. А здание Исторического музея (1874-1883) было расположено противоположно собору Василия Блаженного. Музей предполагалось облицевать изразцами.

Дмитрий Николаевич Чичагов (1835-1892) - архитектор построивший в той же манере здание московской Городской думы (сейчас-музей В. И. Ленина) (1890-1892).

Д. Н. Чичагов. московская городская дума. 1890-1892 гг.
Д. Н. Чичагов. московская городская дума. 1890-1892 гг.

В подобной стилистике строились и жилые дома того времени. Особенно характерен дом Игумнова (1889-1893) на Якиманке в Москве архитектора Н. И. Поздеева.

О дальнейшем развитии архитектуры в России читайте в моих следующих статьях. Подписывайтесь, чтобы не пропустить!

-14

#история искусства #архитектура москвы #архитектура петербурга #история #россия #искусство #русское искусство