Том Хэнкс, пёс и роботы. Новая фантастика-постапокалипсис.
(Finch, 2021, США и др.)
Итак, спустя долгие 17 лет, что минули после выхода на экраны "Полярного экспресса", два маэстро снова встретились. А именно: наш старый добрый Том Хэнкс и чуть более старый, но не менее добрый Роберт Земекис.
Разве что второй отметился в "Финче" лишь как продюсер - снимал кино Мигель Сапочник ("Потрошители", "Игра престолов"), - но все равно, повод откупорить шампанское у нас сегодня есть.
Ликуют также фанаты Хэнкса, ведь, наверное, со времен "Изгоя" (2000) Томас Амосович не радовал их полноценным "театром одного актера". Разве что в "Финче" компанию ему составляет не мяч, а более подвижные и лающе-говорящие существа.
Первое из них - лохматая собака по кличке Покрышка... Или, вернее, названная в честь авторезины Goodyear'ом, хотя в русском дубляже могли бы этот нюанс как-то и "обшутить", а не переводить дословно-скучно. Второй же и третий кореш главгероя Финча и вовсе роботы. Один из которых, Дьюи, напоминает маленький квадроцикл-трансформер, зато второй Джеф ("оцифрованный" актер Калеб Лэндри Джонс) - уже вполне человекообразен. И выглядит как дитя большой и страстной любви между роботом Бендером и Терминатрикс из "Терминатора 3", причем "лицом" удался ну чисто в папку.
Впрочем, спариванием терминаторов ученый-кибернетик Финч, разумеется, не увлекался. Он создал Дьюи и Джефа практически на коленке своими мастеровитыми, как у папокарлы, руками. Но если первого коротышку он собрал в помощь себе по хозяйству, то с Джефом у них всё вышло гораздо сложнее и трагичнее. За что скажите спасибо... ясному солнышку. Так как это оно виновато во всех бедах Финча и остального человечества, что бы там ни пелось в детской песенке про "солнечному миру - да-да-да!".
Дело в том, что на дворе сюжета у нас опять не расслабленное настоящее, а крайне напряженное будущее. Где 10 лет назад Землю выжгла дотла мощнейшая солнечная вспышка, после чего бани и солярии на ней стали неактуальными. Ведь на кой протуберанец они теперь нужны, если на улице стоит 70-градусная по Цельсию жара, а с неба струятся такие потоки ультрафиолета, что на открытом солнце кожа обгорает почти тотчас.
Ясно-понятно, что, угодив в такой дискомфорт, человечество не придумало ничего умнее, как вымереть. Правда, выжившему в своем хай-тек-бункере Финчу повезло лишь отчасти - да, сам он еще не вымер, но был, так сказать, "в процессе". Что, естественно, не сполер, а завязка фильма. Ибо хоть наш кибернетик и грабил окрестные "Пятёрочки" в скафандре, но свою дозу радиации за 10 лет получил. И теперь был неизлечимо болен, готовясь отойти вослед остальным согражданам уже довольно скоро.
Одно по-настоящему тревожило обреченного Финча: на кого он оставит своего бедного песика? Ведь тот сам добывать себе пропитание не мог, поскольку скафандров не носил и даже слова такого мудреного не знал. Поэтому Финч задался целью создать ему опекуна-робота. И создал. И...
И, собственно, "очеловечиванию" Джефа под мудрым руководством Финча и его собаки мы наблюдаем все эти два часа. К счастью - не только в скучном бункере, но и в их большом постапокалиптическом путешествии по маршруту Сент Луис - Сан-Франциско. Со всеми сопутствующими автодорожными радостями-горестями эпохи Конца Света.
К несчастью же...
К несчастью, несмотря на всю задушевность фильма и ожидаемо крутейшую игру 65-летнего Тома Хэнкса, история эта получилась... скажем так: чересчур "ровная". Без каких-либо по-настоящему ярких, запоминающихся ситуаций. И даже остросюжетные сцены разыграны в ней как-то буднично-рутинно - и это на фоне грандиозных ландшафтов разрушенной цивилизации и ревущих на них бурь!
Всё это, конечно, не претензия, а лишь констатация факта, поскольку, видимо, столь меланхоличный настрой сюжета был задуман изначально. Однако мы, зрители, были вправе ожидать от такой экстравагантной компании человека, собаки и двух роботов чего-то большего, нежели одних грустных шуток и перебранок по ходу ее движения из пункта А в пункт Б.
***
В общем, пропускать этот фильм, разумеется, нельзя. Не так уж часто теперь в "большом кино" снимают настоящую научно-психологическую фантастику. Да еще в исполнении актера высшей драматической величины.
Вот только ждать чего-то потрясающего и сногсшибательного от "Финча" тоже не следует. К сожалению, даже вместе с Земекисом и Хэнксом Сапочнику и близко не удалось снять нечто в духе "Форреста Гампа" или "Изгоя", хотя попытка такая явно была.
И все же, между последним фильмом самого Земекиса "Ведьмы" и "Финчем", я однозначно выбираю второй. Просто за то, что это не современный политкоррестный фарс, а фантастика старой школы. Которая рассказывает нам свою историю по-честному и без лицемерия, не расшаркивась перед новомодными социально-культурными перекосами.