Найти тему

Давайте теперь, наконец, обратимся к великому вопросу факта: существует абсолют или нет? к которому все наше предыдущее обсужден

Давайте теперь, наконец, обратимся к великому вопросу факта: существует абсолют или нет? к которому все наше предыдущее обсуждение было предварительным. Я могу подвести итог этой дискуссии, сказав, что независимо от того, существует абсолют на самом деле или нет, никто не делает себя абсурдным или противоречивым, сомневаясь или отрицая это. Обвинения в самопротиворечивости, где они не основываются на чисто словесных рассуждениях, основываются на порочном интеллектуализме. Я не буду повторять свои критические замечания. Я просто попрошу вас сменить место проведения, и обсуждать абсолют сейчас, как если бы это была всего лишь открытая гипотеза. Как таковое, является ли это более вероятным или более невероятным?

Но прежде всего я должен в скобках попросить вас тщательно отличать понятие абсолюта от понятия другого объекта, с которым оно может быть неосторожно связано. Этот другой объект- " Бог " простых людей в их религии и Бог-творец православного христианского богословия. Только убежденные монисты или пантеисты верят в абсолют. Бог нашего популярного христианства-всего лишь один из членов плюралистической системы. Он и мы стоим вне друг друга, точно так же, как дьявол, святые и ангелы стоят вне нас обоих. Я с трудом могу вообразить что-либо более отличен от абсолюта, чем Бог, скажем, Давида или Исайи. Что Бог-это по существу конечное существо в космос, а не с космосом в нем, и действительно, у него там очень локальное жилье и очень односторонние локальные и личные привязанности. Если окажется вероятным, что абсолюта не существует, из этого ни в малейшей степени не следует, что Бог, подобный Богу Давида, Исайи или Иисуса, может не существовать или может не быть самым важным существованием во Вселенной, которое мы должны признать. Поэтому я прошу вас не смешивать эти две идеи, когда вы будете слушать критику, которую я должен буду вам предложить. Я придерживаюсь конечного Бога по причинам, которых я коснусь в седьмая из этих лекций; но я считаю, что его соперник и конкурент—я чувствую почти искушение сказать, что его враг—абсолют, не только не навязан нам логикой, но что это невероятная гипотеза.

Великое утверждение абсолюта состоит в том, что, предполагая его, мы заставляем мир казаться более рациональным. Любая гипотеза, которая делает это, всегда будет принята как более вероятная, чем гипотеза, которая заставляет мир казаться иррациональным. Люди раз и навсегда устроены так, что предпочитают рациональный мир, в который можно верить и в котором можно жить. Но рациональность имеет по крайней мере четыре измерения: интеллектуальное, эстетическое, моральное и практическое; и найти мир, максимально рациональный во всех этих отношениях одновременно это нелегкое дело. Интеллектуально мир механического материализма наиболее рационален, поскольку мы подвергаем его события математическому расчету. Но механический мир уродлив, как уродлива арифметика, и он не моральен. С моральной точки зрения теистический мир достаточно рационален, но полон интеллектуальных разочарований. Практический мир дел, в свою очередь, настолько в высшей степени рационален для политика, военного или человека с блестящими деловыми способностями, что он никогда не проголосовал бы за изменение его типа, иррационален для моральных и художественных темпераментов; так что независимо от того, какое требование рациональности мы находим удовлетворенным философской гипотезой, мы склонны обнаружить, что какое-то другое требование рациональности не удовлетворяется той же гипотезой. Рациональность, которую мы получаем в одной монете, мы, таким образом, оплачиваем в другой; и, соответственно, на первый взгляд кажется, что проблема сводится к получению концепции, которая принесет наибольший баланс рациональности, а не той, которая приведет к совершенной рациональности любого описания. В общем, можно сказать, что если представление человека о мире позволяет ему легко совершать какие-либо действия или какие-либо способности, которые он любит проявлять, он будет считать это рациональным до сих пор, будь то способность к вычислениям, борьбе, чтению лекций, классификации, составлению схематических таблиц, получению выгод от сделки, терпеливому ожиданию и терпению, проповеди, шутки или что вам нравится. Хотя абсолют определяется как обязательно воплощение объективно совершенная рациональность, справедливо по отношению к ее английским защитникам сказать, что те, кто поддерживал гипотезу наиболее конкретно и серьезно, обычно признавали иррациональность для своего собственного разума определенных элементов в ней.