Найти тему
Я рисую этот мир

Фарфоровый сервиз с карикатурами на Наполеона, чугунные часы, малахитовые вазы: декоративное искусство России начала XIX века

Оглавление

С конца XVIII века в русском декоративно-прикладном искусстве не происходит больших изменений. Стиль классицизма продолжает движение в сторону монументальности и правильности форм.

В декоративном искусстве (особенно в создании мебели и фарфора) расширяется применение золоченой бронзы. Например, в осветительных приборах бронза вытесняет хрусталь и стекло. Такие канделябры и настенные светильники принимают особенно массивный вид.

И. И. Бауман, К. И. Росси. Мебелькрашеная с позолотой. 1817 г. Диван: 98х172х52. Кресла: 91х64х53. Стул: 93х53х45. Санкт-Петербург. Государственный Эрмитаж
И. И. Бауман, К. И. Росси. Мебелькрашеная с позолотой. 1817 г. Диван: 98х172х52. Кресла: 91х64х53. Стул: 93х53х45. Санкт-Петербург. Государственный Эрмитаж

Больших высот достигает обработка цветного камня. В декоре преобладает симметричный орнамент из листьев аканта, жемчужника, вызы. Часто используются лиры, медальоны с женскими и мужскими профилями, подражающие античным камеям. Среди изображений птиц и животных встречаются орлы, лебеди, львы, фантастические животные.

Кресло золоченое. 1805-1806 гг.99х74х59. Санкт-Петербург. Государственный Эрмитаж
Кресло золоченое. 1805-1806 гг.99х74х59. Санкт-Петербург. Государственный Эрмитаж
Кресло травленого тополя с бронзой. Ок. 1820г. 90х59х49. Санкт-Петербург. Государственный Эрмитаж
Кресло травленого тополя с бронзой. Ок. 1820г. 90х59х49. Санкт-Петербург. Государственный Эрмитаж

В связи с подъемом патриотического настроения из-за антинаполеоновских воин изделия декоративно-прикладного искусства (особенно предметы, предназначенные для мужских кабинетов и служебных помещений) украшаются лавровыми венками, трофеями, символическими изображениями победы. Так же распространяются египетские мотивы: лотосы и сфинксы.

Шкаф розового дерева с бронзой и фарфоровыми вставками. 1846 г. 186х141х61. Санкт-Петербург. Государственный Эрмитаж
Шкаф розового дерева с бронзой и фарфоровыми вставками. 1846 г. 186х141х61. Санкт-Петербург. Государственный Эрмитаж

При организации внутреннего пространства дворцов и крупных усадеб сами архитекторы (К. И. Росси, В. П. Стасов и др.), строившие их, прилагали к архитектурному плану эскизы мебели. По эскизам мастера-мебельщики выполняли предметы в интерьер.

Так, например, до нашего времени дошли два гарнитура для Павловского дворца, созданные по эскизам К. И. Росси и А. Н, Воронихина.

В 1840х годах происходит упадок классицизма и попытка возобновления готики, имперского и греческого стилей. Возрождается рококо, но в более нагромождённом виде.

На Колыванской, Петергофской и Екатерининской фабриках было достигнуто совершенство в камнерезном искусстве. На фабриках производились в основном столешницы в стиле флорентийской мозаики (набора разноцветных плиток). Чаще всего использовали один камень - малахит.

Браслет. 1я половина XIX века. Москва. Государственный музей Московского Кремля.
Браслет. 1я половина XIX века. Москва. Государственный музей Московского Кремля.

В то время малахитовые изделия были в большой моде. Пресс-папье, чернильницы, канделябры, декоративный вазы и многое другое изготавливалось из этого чудесного камня. Исполнялись и крупномасштабные изделия, как, например, великолепная по набору и красоте камня 184-сантиметровая кратеровидная ваза, выполненная на Екатерининской фабрике в 1843 году.

Ваза. 2я четверть XIX века. Императорский фарфоровый завод. Петербург. Надглазурная полихромная роспись, позолота. Высота - 37,5. Санкт-Петербург. Государственный Эрмитаж
Ваза. 2я четверть XIX века. Императорский фарфоровый завод. Петербург. Надглазурная полихромная роспись, позолота. Высота - 37,5. Санкт-Петербург. Государственный Эрмитаж

Предметы из чугуна в сочетании с позолоченными и бронзовыми деталями - были необычным предметом декора начала XIX века. Как, например табакерки с изображениями Минина и Пожарского, а так же часы в готическом стиле.

Активно развивалась и фарфоровая пластика. В произведения столовой посуды вводились элементы скульптуры. Фарфоровая фигурка девушки с коромыслом по модели С, Пименова 1817 года неоднократно повторялась впоследствии. Она нравилась людям благодаря передачи в фигурке образа истинной русской красавицы.

Водоноска. 1817-1820 гг. Императорский фарфоровый завод. Петербург. Надгалазурная полихромная роспись, позолота. Высота - 25. Санкт-Петербург. Государственный Эрмитаж.
Водоноска. 1817-1820 гг. Императорский фарфоровый завод. Петербург. Надгалазурная полихромная роспись, позолота. Высота - 25. Санкт-Петербург. Государственный Эрмитаж.

После победы России в войне 1812 года художниками А. Г. Венециановым, И. И. Теребеневым, А. И. Ивановым создавалось множество карикатур, которые затем были перенесены на фарфоровые сервизы.

В 1848 году по рисункам академика Ф. Г. Солицева был создан фарфоровый сервиз для великого князя Константина Николаевича с изображением карикатур на Наполеона и его армию.

О дальнейших этапах развития русского декоративно-прикладного искусства я расскажу в следующих статьях.

Подписывайтесь, чтобы не пропустить!

-9

#искусство #интерьер #малахит #фарфор #история россии #история искусства