Найти тему

Почему взрывается масло в картере морского дизельного двигателя

Оглавление

Взрывы паров масла в картерах судовых дизелей и ресиверах продувочного воздуха двухтактных ДВС (двигатель внутреннего сгорания) по степени разрушений приводят к наиболее серьёзным авариям, так как в результате действия взрывной волны нередко разрушаются не только части корпуса самого дизеля, но также и другие механизмы МО (машинное отделение); пламя, выбрасываемое из дизеля при взрыве, является причиной пожаров.

Машинное отделение. Пожар в ресивере продувочного воздуха Главного судового дизельного двигателя. Взрыва паров масла в картере, каким то чудом удалось избежать. Фото автора.
Машинное отделение. Пожар в ресивере продувочного воздуха Главного судового дизельного двигателя. Взрыва паров масла в картере, каким то чудом удалось избежать. Фото автора.
  • Взрыву паров масла в картере всегда предшествует появление так называемой ГОРЯЧЕЙ ТОЧКИ – общего или местного перегрева из-за ненормальной работы поршня, подшипников, втулки цилиндра и других деталей.

Первой причиной, обусловливающей воспламенение частиц масла в картере, является попадание этих частиц на горячие поверхности и испарение их одновременно с разложением углеводородов на легковоспламеняющиеся соединения.

  • В результате этого вокруг горячей точки создаётся масляный туман, концентрация масла в воздухе увеличивается и в определённый момент может достичь взрывоопасного предела (50 мг масла на 1 л воздуха).

Второй причиной является повышение температуры в картере до температуры самовоспламенения масла.

  • Воспламенение происходит там, где достигаются необходимые концентрация и температура масляных паров;
  • тепловыделение происходит с большой скоростью, а давление газов в картере мгновенно увеличивается в несколько раз.

Прорыв горячих газов наружу происходит там, где прочность частей корпуса дизеля наименьшая (торцовые стенки, люковые закрытия).

  • За волной давления следует волна частичного разрежения, через разрушенную поверхность в картер врывается воздух из МО (машинного отделения), снова образуется взрывоопасная смесь, и происходит вторичный взрыв.

Для предотвращения взрывов паров масла при эксплуатации судового дизельного двигателя необходимо:

после остановки дизеля дать ему остыть, и только потом вскрывать картер;

  • не допускать перегрузки дизеля,
  • чрезмерного нагрева и испарения масла,
  • разжижения масла топливом;

постоянно следить за состоянием подшипников вала и деталей ЦПГ (цилиндропоршневой группы),

  • топливной аппаратуры,
  • систем смазки и охлаждения,
  • а также за правильностью регулирования двигателя.

Эффективным средством предупреждения взрывов является установка приборов, следящих за плотностью масляного тумана в картере дизельного судового двигателя.

Статья и фото: “Журнал Морского Волка”

Если Вам понравилась статья, не забудьте поставить оценку. Подписывайтесь на канал, пишите комментарии, задавайте вопросы.

-3