Виртуоз игры на гитаре рассказывает о том, как блюз научил его чувствовать, переживать и дышать этой захватывающей дух магией.
Джо:
«Когда я много лет назад брал уроки бибопа у Ленни Тристано, он заставлял меня делать следующее упражнение: я приносил любую пластинку и пел мелодию гитарного соло, ноту за нотой, а потом и всю оставшуюся часть мелодии песни».
«Его аргументация заключалась в том, что если бы я просто снял гитарную партию и научился играть её, я просто научился бы играть эту версию, но выполняя это упражнение, я проникался духом музыки, я чувствовал её, становился ей, а затем мог играть свои собственные вещи из этого чувства. То же самое и с блюзом. Когда вы слышите Rollin’ Stone Мадди Уотерса, вы понимаете, что есть много всего, что нужно пережить, а не просто разучивать музыку».
«Самое глубокое осознание блюза пришло ко мне в детстве от моего старшего брата. Он тогда начал играть на губной гармошке, поэтому я все время слышал, как он выдувает блюз. Я только начал играть на гитаре, и я был сосредоточен на том, чтобы играть рок середины и конца 60-х и разучивал Джими Хендрикса и ROLLING STONES. И вдруг я услышал, как мой брат играет Джона Ли Хукера и Мадди Уотерса. Я был очарован этим».
«Вот тогда я понял, что уже слышал много блюза, даже не осознавая этого. И когда я впервые сел и осознанно послушал Джона Ли Хукера, я понял, что это золотой источник для Хендрикса, Джимми Пейджа и Эрика Клэптона, это было то, что они должны были слушать».
«Я помню, как сказал себе, что мне нужно выяснить, что это такое, и я сажусь и пытаюсь подыграть Джону Ли Хукеру. Мне нужно было понять, в чем заключалась тайна, скрывающаяся за этим размером и ритмом. И сегодня блюз остался основой моей фразировки и игры, я всегда возвращаюсь к блюзу».
«Мои восемь любимых блюзовых мелодий»:
Джимми Рид - Little Rain
«Мне регулярно присылают компакт-диски и ссылки на YouTube с видео очередного восьмилетнего ребенка, который играет как Стиви Рэй Вон. Это меня в некотором роде огорчает, потому что, конечно же, я рад, что эти люди любят музыку, но с другой стороны, я ищу следующего парня, который будет таким же, как Джимми Рид. Я имею ввиду, откуда Джимми взялся?»
«Little Rain Джимми Рида наполнена магией, на этой записи происходит что-то волшебное, технически всё безупречно, будь то насыщенность записи, атмосфера комнаты, микрофоны. И так было во всех песнях Джимми Рида. Услышав это, я больше никогда не захотел стремиться к совершенству. Погоня за совершенством может помешать вам достичь истинного волшебства. В этой песне много неправильных вещей, например, настройка гитары, но это бесценно».
THE ROLLING STONES - 12x5
«Я помню, как в детстве любил все в этом альбоме. Интересно, что думала моя семья, когда маленький мальчик часами сидел сгорбившись над портативным проигрывателем, и снова и снова слушал STONES. Я кормил себя чем-то, что считал фантастическим. Мне нравились электроблюзовые исполнители второго поколения, но я понятия не имел, откуда они взяли эту музыку. Мне потребовались подростковые годы, чтобы это понять для себя».
Би Би Кинг - The Thrill Is Gone
«Однажды я проснулся и наконец понял, что те рок-группы, которые мне нравились, на самом деле выросли из Хаулина Вульфа и Мадди Уотерса, а также из всех этих парней, как Альберт Кинг и Би Би Кинг. Я увидел Би Би Кинга вживую, и он поразил меня. Я видел его в крошечном клубе, вмещавшем около 200 человек. Он использовал очень тонкое звучание гитары, чтобы передать больше чувств. Когда он начинал, все соревновались за звание больших смелых гитаристов, но он этому всему сопротивлялся, он выбрал для себя тексты и гитару как в The Thrill Is Gone».
ZZ TOP - Loaded
«Билли Гиббонс заново изобретает, как писать блюз каждый раз, когда ZZ TOP выпускает новую пластинку. Это просто замечательно. Иногда люди слишком много внимания уделяют игре, но именно текст представляет собой основу для блюза. Они выпустили пластинку под названием Rhythmeen, на ней была песня Loaded, совершенно потрясающая. Билли играет Loaded с совершенно ненормальным гитарным звуком, интересно, как он дошел до этого, но он убедил всех вот таким звуком!»
LED ZEPPELIN - Since I’ve Been Loving You
«Я играл Джеффа Бека, Хендрикса и Джимми Пейджа. Вот с чего я начал джемовать. Что-то вроде Since I’ve Been Loving You было прекрасным примером того, как можно взять блюзовую структуру, но сделать ее по-своему. Они открывали новые горизонты, они не копировали. Мне нравится, что Пейдж всегда просто делал вот так. Он, возможно, не думал, что обязательно сможет сыграть лучше других, у другого гитариста может быть лучшая техника, но то, что делал Пейдж, всегда превосходило, потому что дух был подавляющим. И все, что он делал на гитаре, превращалось в новую технику».
Джон Ли Хукер - Boogie Chillen
«Первое, что я услышал у Джона Ли Хукера - это старая коллекция, которая началась с Boogie Chillen, I’m In The Mood и Boom Boom. Не уверен, что этот сборник до сих пор доступен, но это были оригинальные записи. Я сидел и думал, прислушиваясь к голосу: «Боже мой, сколько всего происходит в том, что он поёт». Вы можете провести остаток своей жизни, пытаясь понять, что там происходит».
«Его игра на гитаре была единой с его блюзовым чувством. Его стиль игры абсолютно не подошел бы для групп, в которых я играл, но меня интересовало, почему он звучит так, как звучит, мне нравилось всё. Пройдя в детстве через THE BEATLES, STONES, Хендрикса и THE DOORS, я теперь понимал, что они были чрезвычайно организованны по сравнению с Джоном Ли Хукером, который вообще ничего не придерживался, а держал каждый аккорд столько, сколько хотел, прежде чем перейти к следующему».
«Любые 16 строчек никогда не соответствовали предыдущим 16-ти. Вы не смогли бы расписать это и что-то понять для себя, никакие диаграммы не имели к этому никакого отношения. Это был секрет этих парней, таких как Фред Макдауэлл из Миссисипи, и я хотел учиться у них».
Слим Харпо - Shake Your Hips
«У Хаулина Вульфа и Мадди Уотерса были настоящие структурированные песни, которые имели для молодого рокера больше смысла, чем то, что делал Джон Ли Хукер. Возьмем Роберта Джонсона или Ледбелли, и это будет примерно так: «Это так старо, но я не понимаю. Почему же они переходят на следующий аккорд?» Впервые я начал понимать многое из этого через каверы, например, Слима Харпо, которого я впервые увидел в клубе Stones’ Exile».
«Я возвращался домой, слушал оригинальные версии и задавался вопросом, что происходит. Я слушал блюз, а затем заново - рок-группы, которые мне нравились, и осознавал, где они всё это взяли. Есть группы, которые делали это плохо, но те, которые сделали это хорошо, делали это с любовью и уважением».
Эрик Клэптон - From The Cradle
«Одной из моих любимых пластинок среднего периода блюза была From The Cradle Эрика Клэптона. Мне понравилось, как он подошел к этой записи, сыграв все вживую. Я был настоящим поклонником Клэптона с тех пор, как начал играть на гитаре, но эта запись была просто замечательной».