Найти тему

Что бывает, когда мы на курсах иностранных языков не успеваем проходить программу

Оглавление

В школе всё завязано на том, чтобы успеть пройти программу. Нельзя даже в журнале писать, что выдано меньшее количество часов "за счёт уплотнения материала". На деле, конечно, уплотняют, бегут галопом по Европам, если по какой-то причине не успевают. А не успевают часто, потому что учителей не хватает, они болеют, плюс бесконечные контрольные и срезы, которые крадут время.

Невыполнение учебного плана влечёт за собой всевозможные административные штрафы согласно  ч. 2 ст. 19.30 КоАП РФ. Вот и спешат учителя, берут материал по верхам, задают кучу домашнего задания, чтобы успеть пройти учебник до конца года. Учебники и так построены таким образом, что каждый урок - новая тема, ни о какой цикличности речи не идёт, так ещё и все эти ФГОСы и КоАПы давят. А страдают, как всегда, учителя и дети.

Современные школьные учебники вообще не имеют ничего общего с системно-деятельностным подходом. В иных учебниках просто набор ничем не связанных между собой тем, в то время как цикличность, многократное повторение и закрепление учебного материала и есть основа успешного обучения. Помнится, в советской школе так и было: мы постоянно возвращались к пройденному, закрепляли и повторяли материал.

В некоторых школьных учебниках английского вообще невозможно выявить какую-то систему. Материал подаётся настолько несвязанно друг с другом, что не только дети не понимают, как учиться по такой программе, но и учителя не знают, как организовать урок.

В отличие от школы мы на курсах английского языка используем учебные программы иностранных издательств Oxford, Pearson, Cambridge и т.п. Все эти пособия выстроены циклично, с постоянным возвратом к пройденному материалу. Если мы не успеваем пройти учебник до конца, то компенсируем это в следующем учебном году, просто перейдя на следующий уровень данной серии учебников. Это возможно потому, что каждый новый уровень открывается повторением последних тем предыдущего уровня, а в течение года идёт постоянный возврат к пройденному. Например, серия "Family and Friends" на первых трёх уровнях построена на одних и тех же темах с постоянным добавлением лексического материала, то есть грамматические конструкции отрабатываются так, что от зубов отлетают, и параллельно идёт накапливание языкового материала. Если ученик пропустил некоторое количество материала, он без проблем может догнать группу, потому что в каждом уроке есть повторение и отработка пройденного. А в школьных учебниках к 8 классу уже наворочено столько грамматических конструкций, что у детей каша в голове, потому что эти конструкции сыпятся как снег на голову, а на их отработку программа времени не закладывает. Главное - пройти и отчитаться, что к такому-то возрасту дети владеют такими-то языковыми навыками.

В общем, все эти ФГОСы не способствуют обучению детей, а только усложняют его. Я по старинке считаю, что многократное повторение и закрепление материала лучше и эффективнее для получения знаний, чем принятое сейчас "указание" пути к "добыванию" тех самых знаний. А вы согласны?