Великий пророк и царь Давид был восхищен от пастушеского звания к царскому достоинству и поет великолепные псалмы своей праведности:
Воздал мне Господь по правде моей,
по чистоте рук моих вознаградил меня;
Ибо я хранил пути Господни
и не был нечестивым пред Богом моим;
Ибо все заповеди Его предо мною
и от уставов Его я не отступал.
Я был непорочен пред Ним
и остерегался, чтобы не согрешить мне...
(Псалом 17)
Похоже на Евангельского юношу, который все ЭТО сохранил от юности своей (Мк.10, 20), но этого оказалось недостаточно для совершенства.
И Господь попускает своему возлюбленному пасть для того, чтобы поднять его на новую высоту пророческого служения.
Убийство Урии и прелюбодеяние с его женой Вирсавией – две заповеди ДЕКАЛОГА нарушены! Праведность попрана, святость потеряна. Как страшно пасть праведнику! Для чего же случилось так? А для чего попущено было Аврааму положить на жертвенный алтарь своего сына и занести над ним ритуальный нож? На это Господь сказал: «Авраам, отец ваш, рад был увидеть день Мой; и увидел и возрадовался» (Ин.8,56). Авраам приобрел опыт. Опыт, которого у него не было – опыт Голгофы. И он возрадовался, ибо узрел Крест спасения человечества.
Что же приобрел праведный Давид, что увидел он? Как поменялся его песенный настрой, о чем гласит его 50-ый псалом?
Давид начинает прозревать нечто, что сделало его одним из величайших пророков ВЗ - тайну Христа.
Так на вершине своего могущества и сияния своей славы Давид ниспадает в бездну греха, и черные тучи закрывают от него небо богообщения, и вся глубина богооставлеставленности проглатывает его словно ад, поглощает его как первозданного Адама, соделавшего первый грех. И Бог уже готов к тому, что очередной праведник спрячется за куст и снова обвинит кого угодно в своем падении.
Но к великому изумлению Божию, Господь вдруг слышит из адской глубины человеческого греха молитву, молитву покаяния, обращенную к Нему:
3. Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей,
и Господь радуется этому одному взыванию грешника более, чем всем 99 псалмам праведника.
и по множеству щедрот Твоих очисти беззаконие мое.
Так начинает Давид путь, неведомый еще путь, Путь, который еще не пришел в мир, путь, который еще не был явлен на землю. Величайший Давид из тьмы Ветхого завета прозревает его, слыша первый призыв Христа: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф.4,17). Так началась его исповедь, подводящая к множеству щедрот Божиих.
Исповедь, позволившая Давиду просить:
4. Наипаче омый мя от беззакония моего, и от греха моего очисти мя.
Как сразу исчезло бывшее ранее: «Воздал мне Господь по правде моей», но оно сменилось сильнейшим проявлением святости в познании своей греховности:
Итак, после грехопадения Давид приобретает опыт, которого у него не было раньше, опыт, заставивший его искать спасения не в праведности человеческой, а в Божьей милости, фактически подводя Давида к христианскому учению о покаянии.
Ибо с покаяния начинает открываться Царство Небесное для всех, кто, прибегая к Господу, говорит вместе с Давидом:
5. Яко беззаконие мое аз знаю, и грех мой предо мною есть выну.
Давид увидел грех, грех человеческой природы, грех, несмываемый праведностью. Теперь он (Давид) осознает, что грех – это то, что теперь всегда сосуществует с человеком, что «Нет человека праведного на земле, который делал бы добро и не грешил бы» (Еккл.7:20) и беззаконие свое он знает.
И в глубине своего падения Давид начинает прозревать образы и судьбы всего человечества, доходя в своем прозрении до праотца Адама. И прикоснувшись к началу, начинает сознавать сущность греха, восклицая ко Господу:
6. Тебе Единому согреших и лукавое пред Тобою сотворих,
О ком это? Всечеловек Адам, а вместе с ним и каждый из нас, несет в себе последствия первородного греха, и каждый грех, совершенный нами, является откликом того деяния, которое совершено было первыми людьми в Раю. И Давид, осознает цепочку ужасной связи - историю человечества, в середине которой стоит он - Царь Израилев – человек во всей своей человеческой природе.
Ибо любой грех - это восстание против Господа, и это славословит Давид: «Тебе единому согреших и лукавое пред Тобою сотворих» – от очей всякого человека скрывшись в беззаконии, не укрылся от Твоих только очей, Господи.
И изгнан был Адам из Рая, и суд Божий свершился на нем, и этот суд вершится в каждом человеке. Но то уразумел Давид, что не уразумел Адам, спрятавшийся от Бога за кустом:
яко да оправдишися во словесех Твоих и победиши, внегда судити Ти.
Праведны суды твои Господи, говорит Давид. Какая важная истина познана Давидом: Ты праведен в приговоре... и чист в суде. Давид убежден в абсолютной справедливости Господа. Апостол Павел цитирует эти слова в Рим. 3,4. И Давид все глубже и глубже проникает в сущности вещей и говорит:
7. Се бо, в беззакониих зачат есмь, и во гресех роди мя мати моя.
Первородный грех, вошедший в Адама, передается каждому, ибо во гресех роди мя мати моя, и как будто маска заблуждения слетает с Давида, который воспевал когда-то свою праведность, говоря «Ибо я хранил пути Господни и не был нечестивым пред Богом моим».
Итак, в бездне собственного грехопадения Давид духовно проникает в тайну первородного греха и его последствий, предваряя догматическое учение православной церкви о первородном грехе.
И здесь пауза… Пауза смерти, пауза безысходности… пропасть разума – если «я хранил пути Господни и не был нечестивым», все равно смерть – Шеол, ибо в беззакониих зачат есмь, и во гресех роди мя мати моя… Ад, Смерть, Точка.
Так, потеряв праведность и увидев греховность всего человеческого естества, Давид осознает необходимость в Христе Спасителе.
Вот он, проблеск Света, и снова запел псалмопевец:
8. Се бо, истину возлюбил еси,
Так начинает свое евангельское благовествование ветхозаветный пророк, Духом Божиим предваряя нагорную проповедь Христа, сказавшего: «Блаженны алчущие и жаждущие правды, яко тии насытятся» (Мф.5,6), и насыщает без меры Господь возлюбившего, а значит возжаждавшего истины пророка, вставшего на краю безысходности существования человеческого, но как и Авраам не поверившего в немилостивого и жестокого Бога, и увидели оба День Господень и возрадовались, ибо:
безвестная и тайная премудрости Твоея явил ми еси.
Что это за премудрость Божия, которая безвестная и тайная – Предвечный Внутритроичный Совет, который был явлен Давиду, как явлен он был и Аврааму в Мамрийской дубраве. И вот пророк прорвался сквозь темные тучи греха, сквозь безысходность земной жизни к великой тайне, где, рассеивая мрак бытия, пророк видит воссиявший Свет «И свет во тьме светит, и тьма не объяла его» «В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков» (Ин.1,5-4)
9. Окропиши мя иссопом, и очищуся; омыеши мя, и паче снега убелюся.
Что за иссоп, которым вдруг очистится Давид, чем может он омыться, чтобы стать белее снега. Иссоп? - это растение, из прутьев которого делали кропило, и кровью завета, кропил Моисей народ, принося жертву, чтобы получить скрижали. Знал об этом Давид, но об этой ли крови взывает он сейчас, когда сознание его стоит на грани познания безвестной и тайной Премудрости, нет, открылась ему кровь Агнца Нового Завета, которая единственная способна очистить его и здесь же вода – вода, проистекшая из ребра Спасителя, не упущена Давидом, ибо воскликнул он омыеши мя, и паче снега убелюся. Что это за воды, способные убелить человека паче снега! - Только воды крещения.
Так Давиду открываются высочайшие тайны Божии, в которых он духовно прозревает решение Внутритроичного Совета об Искупительной Жертве Христа.
И вот этот человек уже поет:
10. Слуху моему даси радость и веселие, возрадуются кости смиренныя.
(10). Слуху моему даси радость и веселие. Духом предуготовишь меня снова к тому, чтобы слышимо было мною радование и веселье, какое будет в последние времена - пишет Афанасий Великий и вопрошает -Что же это такое, как не ведение будущего воскресения, о котором и учил, сказав: возрадуются кости смиренныя? Когда же возрадуются согнившие кости наши? Не по воскресении ли, когда, как говорит другой пророк, кости наши яко трава прозябнут (Ис. 66, 14)?
О дивное чудо, чудо слышания Слова Божия, Благовестия Евангельского услаждает, радует и веселит Давида, но где он слышит это – в Шеоле (название ада в Ветхом завете). В Шеоле уже услышит Давид проповедь распятого Христа, и выйдут они оттуда в ожидании того, когда смиренные кости Давидовы возрадуются в воскресении мертвых и в жизни будущего века. И дерзает Давид ко Господу:
12. Отврати лице Твое от грех моих, и вся беззакония моя очисти.
Ибо нет более власти греха и беззаконий держать человека, ибо пришло спасение и каждый просящий с Давидом Отврати лице Твое от грех моих, и вся беззакония моя очисти получит то, чего просит, ибо: «…Блажен, кому отпущены беззакония, и чьи грехи покрыты!» (Пс.31,1), покрыты кровью Агнца.
Так, ветхозаветный пророк исповедует чаяние Воскресения мертвых и жизнь будущего века.
Но мало этого Давиду, на большее дерзает праведник:
Сердце чисто созижди во мне, Боже, …
Немыслимо… Давид, Давид… В ликовании своем, как посмел произнести ты это слово. Слово, которое может произнести только Бог, слово, которое и Бог-то произнес всего три раза. Воистину сказал писатель: «В нас пульсирует энергия, сотворившая миры». Давид просит Бога, страшно сказать: Сердце чисто БАРА во мне. БАРА (евр.) - глагол Божий, которым сотворено то, что прежде не имело бытия, Давид просит Бога еще раз произвести то, чего не существует ни в мире, ни за миром «чистое человеческое сердце». Давид просит сотворить Богочеловека. О дерзновенный Давид, о неуемный в своих просьбах, что он говорит:
и дух прав обнови во утробе моей.
он просит, чтобы именно в его утробе было спасение всему человечеству, чтобы Спаситель был его сын, Сын Давидов из колена Иесеева. Какое космическое чувство пророка! Вот она космогония Христианства, вот он – Давид, из глубины ада увидевший Бога и оттуда дерзнувший просить Его соединится с ним соитием Святого Духа, говоря:
Не отвержи мене от лица Твоего, и Духа Твоего Святаго не отыми от мене.
чтобы радость спасения Божия была через него, чтобы Его Сын утвержден был во веки Духом Владычным.
14. Воздаждь ми радость спасения Твоего, и Духом Владычним утверди мя.
Радость спасения - пришествие Господне, по сказанному Симеоном: "яко видеста очи мои спасение Твое" (Лк. 2, 30). Молится же, чтобы и ему быть причастником оного. И Духом владычним утверди мя.
О милостивый Давид, держащий всю цепь священной истории от ветхого Адама в одной руке через самого себя до Христа Спасителя – Адама Нового в другой, вытаскивая в мысленном своем боговидении свой род, но не оставляя при этом и всего человечества и нас с вами, втягивая в круг этой безвестной и тайной премудрости, говорит:
15. Научу беззаконныя путем Твоим, и нечестивии к Тебе обратятся.
Мы с вами – «беззаконныя и нечистивии», язычники и не чаявшие спасения, мы с вами вспомнены Давидом – какой мировой универсализм пророка, пророка, который через Сына своего научит нас путям Господним, и мы, обратившись к Богу, омоемся в водах крещения и убелимся паче снега …
16. Избави мя от кровей, Боже, Боже спасения моего,
Да, избавление от кровей пролитых людьми произойдет от Кровей излившихся из ребра Сына Человеческого, Господь произведет спасение всем Человекам. Избавлены мы кровью Нового Завета, за многих изливаемой во оставление грехов (Мф.26,28).
И тогда непременно:
возрадуется язык мой правде Твой.
Открытому Евангелию Правды радуется Давид, слыша благовестие Христово.
17. Господи, устне мои отверзеши, и уста моя возвестят хвалу Твою.
Теперь поет псалмопевец хвалу Господу, Господу Спасения, избавившего человека от греха, от смерти, не за праведность человеческую, а по множеству щедрот Своих.
Так дерзновенной верою Давид становится соучастником спасения человечества через Сына Давидова из колена Иесеева.
18. Яко аще бы восхотел еси жертвы, дал бых убо, всесожжения не благоволиши.
И вот великое дело: ветхозаветный пророк объявляет, что кровь тельцов и козлов не смывает грех, он пророчествует о Новом Завете, ибо новозаветное в Ветхом Завете древнее ветхозаветного, ибо Бог неизменен и Давид познал, что будет принесена единственная спасительная жертва Богу:
19. Жертва Богу дух сокрушен, сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит.
Не уничижит Бог духа Сына своего, который сокрушен и смирен сердцем (Мф.11:29) и «трости надломленной не переломит, и льна курящегося не угасит, доколе не доставит суду победы» (Мф.12:20). И, восходя в своем пророчестве, Давид говорит:
20. Ублажи, Господи, благоволением Твоим Сиона, и да созиждутся стены Иерусалимския.
Просит Давид ублажить благоволением гору Сион, от которой придет Избавитель (Рим.11,26). И на этом месте созиждутся стены Иерусалимские. Стена - образ защиты от врагов, от врагов рода человеческого, которая по словам пророков в проломах, и не огражден стеною дом Израилев, чтобы твердо стоять в сражении (Иез 13,5), и «Искал Я у них человека, который поставил бы стену и стал бы предо Мною в проломе за сию землю, чтобы Я не погубил ее, но не нашел» (Иезекииль.22:30).
Первородный грех пробил бреши в душах человеческих для сил зла, и молит Давид, чтобы восстала Стена – Стена Иерусалимская, что это за стена Иерусалимская, воздвигнутая на горе – Крест, на котором Сын Человеческий, созиждет неприступный бастион для сил зла, восстанавливая могущество рода Человеческого. И эти стены Иерусалимские, воздвигнутые на краеугольном камне, Камне, «который отвергли зиждущие, но который сделался главою угла, камень преткновения и камень соблазна» (1Пет.2,7), на горе Сионе ублаженную по словам Давида благоволением Твоим, т.е. Духом Святым, сошедшим на апостолов, эти стены являют собой Церковь Христову, которую не одолеют врата ада (см. Мф.16,18).
Итак, вероисповедание Давида о домостроительстве Божием заканчивается пророчеством о Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви.
Увидев это, пророк воскликнул:
21. Тогда благоволиши жертву правды, возношение и всесожегаемая; тогда возложат на алтарь Твой тельцы.
Все жертвы, принесенные в мире, не в силах были привести к спасению, пока Господь сам не благоволил принести жертву Правды, отдав Сына своего Единородного на возношение и всесозжигаемое, как жертва за все грехи мира, и теперь в бескровной Евхаристической жертве мы, по словам пророка, возлагаем на Алтарь Твой тельцы!
Вот оно исповедание христианской веры, провиденное величайшим пророком и певцом Божией славы Давидом, которое христиане с огромным благоговением читают каждое утро в молитвенном правиле. И не случайно, после того, как мы проходим вместе с Давидом этот путь покаяния и спасения, из бездны грехопадения к видению славы Креста Господня, сразу за 50 псалмом мы с вами поем Символ Веры: «Верую во Единого Бога Отца Вседержителя … И во единого Господа Иисуса Христа … Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшего с небес...во едину святую соборную и апостольскую церковь...исповедаю едино крещение во оставление грехов...чаю воскресения мертвых и жизни будущаго века. Аминь».