Найти тему
Ностальгия по СССР и 90-м

5 самых троллейбусных городов России

Оглавление
В каких российских городах больше всего троллейбусов?
В каких российских городах больше всего троллейбусов?

Впервые троллейбусы в СССР появились в Москве в 1933 году в период активной индустриализации нашей страны для массовой доставки рабочих на заводы, т.к. автобусы того времени с маломощными двигателями внутреннего сгорания не могли вместить в себя всех желающих, а трамвайные рельсы создавали неудобство для движения машин по узким центральным улицам исторического центра.

В дальнейшем троллейбус получил широкое распространение по всем уголкам СССР и развивался вплоть до прихода лихих 90-х - в конце 80-х в Союзе действовало целых 178 троллейбусных систем. ЗиУ-682, которых было выпущено более 40 тыс. экземпляров, стал самым массовым в мире троллейбусом, а Москва - троллейбусной столицей всей планеты Земля с длиной линий более 600 км в лучшие годы. Увы, этот титул был утрачен в 2015 году, а в 2020 работа "рогатых" в столице была прекращена в угоду электробусам.

С 90-х годов и по настоящее время троллейбусы во многих городах на волне общего экономического кризиса и закрытия производств пришли в упадок, некоторые города вообще отказались от троллейбуса как несовременного вида транспорта.

Появление в 2010-х "рогатых" с запасом автономного хода 10-15 км и подзарядкой во время движения под контактной сетью дало этому виду транспорта шанс на вторую жизнь. Сейчас в российских городах с учетом Крыма действуют 83 троллейбусные системы.

В связи с тем, что Росстат с 2008 года не публикует статистику в разрезе городов с длиной троллейбусных линий, а каждое троллейбусное предприятие считает длину сети по-своему (в однопутном исчислении, просто длины всех маршрутов и т.п.), использовать этот критерий для составления рейтинга затруднительно. Поэтому как индикатор мы использовали число троллейбусов, задействованных в настоящее время в пассажирском движении, по данным портала Transphoto - оно указано в скобках.

1. Санкт-Петербург (704 троллейбуса)

Фото: transphoto.org
Фото: transphoto.org

Троллейбусы появились в городе на Неве вслед за Москвой и Киевом в 1936 году, и прошли от пл. Александра Невского до пл. Труда, а сейчас охватывают почти все районы города. На пике популярности в конце 80-х действовало 50 маршрутов, а парк машин приближался к 1400 единиц, в т.ч. эксплуатировались троллейбусные поезда по системе многих единиц.

Сейчас в Северной столице находится крупнейшая в России троллейбусная сеть и третья во всем мире после Киева и Минска, которая насчитывает более 700 троллейбусов, среди которых около 140 с автономным ходом, обслуживающие 41 маршрут. Протяженность сети без учета автономных участков чуть менее 500 км в одном направлении. На линиях используются вологодские Авангарды, Мегаполисы от Тролзы, ВМЗ, белорусские БКМ и Адмиралы местного производства, в т.ч. и "гармошки".

Цена разовой поездки (максимальная) - 55 руб.

2. Чебоксары (244 троллейбуса)

Фото: rg.ru
Фото: rg.ru

Столица Чувашии с населением полмиллиона жителей может похвастаться одним из самых больших в России коэффициентом обеспеченности троллейбусами в расчете на каждого чебоксарца (~48 "рогатых" на жителя). Тралики играют доминирующую роль в городе на Волге, обеспечивая 55% пассажирских перевозок и получая дешевое электричество с находящейся под боком Чебоксарской ГЭС. Трамвая в Чебоксарах нет.

Движение открылось в 1964 году, и сейчас система насчитывает 16 маршрутов с протяженностью контактной сети 166 км. Основу паока составляют ЗиУ-682 и новые Горожанины. На 2 маршрутах работают троллейбусы с автономным ходом, ранее действовал междугородний маршрут до Новочебоксарска.

Цена разовой поездки - 26 руб.

3. Севастополь (228 троллейбусов)

Фото: griphon.livejournal.com
Фото: griphon.livejournal.com

Троллейбусы появились в крымском городе с быстро растущим населением, которое уже перевалило за полмиллиона, в 1950 году. Сейчас действуют 16 маршрутов, из них 3 содержат участки на автономном ходу. Общая протяженность сети составляет 132 км.

Подвижной состав с момента прихода вежливых людей обновился на 90%, и вместо списанных ЗиУшек сейчас в основном представлен новыми низкопольными Авангардами от завода Транс-Альфа и Мегаполисами от обанкротившейся Тролзы, а также десятком украинских ЛАЗов.

Цена разовой поездки - 26 руб.

4. Новосибирск (226 троллейбусов)

Фото: transphoto.org
Фото: transphoto.org

Движение троллейбусов в столице Сибири и третьем по населению городе нашей страны (1,62 млн.чел.) было открыто в 1957 году. В советское время число маршрутов достигало 35, а протяженность контактной сети составляла почти 240 км.

Тяжелые 90-е годы привели к закрытию нескольких линий и нерентабельных маршрутов, и после середины 2000-х годов троллейбусная сеть пребывает в почти неизменном состоянии, насчитывая сейчас 13 маршрутов и длину линий около 130 км.

Парк машин в основном состоит из стареньких модификаций высокопольных ЗиУ-682, а также Тролза Оптима. Износ парка машин составляет более 90%, а новые троллейбусы, в т.ч. на аккумуляторах, власти закупать не планируют.

Цена разовой поездки - 24 руб. (минимальная из нашего обзора).

5. Екатеринбург (216 троллейбусов)

Фото: transphoto.org
Фото: transphoto.org

В столице Урала с населением 1,5 млн. жителей движение троллейбусов открылось в 1943 году во время ВОВ. Сейчас действуют 16 маршрутов, а длина сети составляет 168 км.

Более 80% парка составляют старенькие ЗиУ-682, половине из которых больше 20 лет, а закупки новых троллейбусов не осуществлялись уже 10 лет. В то же время за годы капитализма в городе удалось сохранить практически все линии и даже построить несколько новых.

К 2025 году планируется закупить 200 новых траликов, из которых 100 с автономным ходом.

Цена разовой поездки - 28 руб.

👍 Подписывайся, ставь лайк, комментируй!