Найти тему
doctor Vainer

ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ. КАК НЕ СОЙТИ С УМА.

Как родителям не сойти с ума от дистанционного обучения детей.

Главный тезис когнитивной психологии сводится к тому, что чем меньше разница между реальностью и нашими представлениями о ней, тем меньше психотравмирующих ситуаций и разочарований случится в нашей в жизни. Поэтому тренд гуманистической психологии на позитивное мышление («все будет хорошо») – это путь в невроз. Для начала давайте снизим ожидания. Будем исходить из того, что:

А) дети сделают все от себя зависящее для того чтобы не учиться,

Б) а преподаватели окажутся максимально некомпетентными.

Соответственно, во-первых, мы должны приготовиться к тому, что не при помощи платформ, а вручную нам придется отслеживать средний бал успеваемости ребенка. Как только он будет опускаться ниже 4.0, особенно по базовым предметам, математика, английский и т.д. нужно будет вводить наказания. Не в конце четверти, когда уже ничего не исправить, а с первого дня. Причем желательно с первого дня учебного года. Напомню, что наказание – это не пенная вечеринка изо рта родителя-истерички и не рукоприкладство, а создание дефицита чего-либо эмоционально и/или физически значимого. Сладкое, карманные деньги, время, проведенное за приставкой и т.д., и т.п. Цитируя великого психолога Курта Левина: наказание работает тогда, когда каждое последующее наказание, более жестокое, чем предыдущее. Напомню, что жестокое, в данном случае синоним слова «длительное». И что однократное наказание еще ни чье поведение не изменило. Вообще время необходимое для изменения поведения – 6 месяцев и более. Также напомню, что кнут без пряника неэффективен. Ребенок должен четко понимать какую «зарплату» он получит за свою успеваемость. Причем обсудить это все необходимо до начало учебного процесса. Менять правила по ходу пьесы – не комильфо.

Конечно роль тюремщика не так привлекательна, как роль друга. Но вам нужно определится чьи интересы вы ставите во главу угла. Если собственные, то с чистой совестью дружите с ребенком. Минимум конфликтов и спокойствие вам гарантированы. Но если для вас принципиальны интересы ребенка, то боюсь именно вам, как родителю придется формировать у него навык самодисциплины, контроля поведения и внешний локус контроля. Без умения контролировать собственное поведение не случится ничего. Ни социализации, ни карьеры, ни успеха у противоположного пола. Но эти навыки не врожденные, а приобретенные. И тренажер для их нарабатывания – учеба. Только заставляя голову ежедневно делать то, что выгодно, но неохота, в возрасте примерно от 10 до 18 лет можно буквально перестроить мозг так, чтобы он работал на максимальных оборотах собственных потенциальных возможностей. Но самостоятельно, без родительского контроля ребенок этого сделать просто физически не сможет. Для того, чтобы формировать мозг, нужен другой, уже сформированный мозг. Невозможно забинтовать левую руку, левой рукой.

Во-вторых, будем исходить из того, что именно вам попадется некомпетентный преподаватель. Рассчитывать на то, что ребенок прижмет попу и будет самостоятельно, умом, терпением и усердием компенсировать пробелы в знаниях и бесталанность педагога – как минимум наивно. Начинать обучать ребенка самому – тоже путь в никуда. С большой долей вероятности ничем кроме ненависти друг к другу и скандалов в которых вы растеряете остатки и без того потрепанного авторитета это не закончится. Не говоря о том, что знаний от такого «обучения» в голове ребенка сильно не прибавится. Единственный выход, заранее запастись хорошими репетиторами по базовым предметам, если с какими-то из них ребенок самостоятельно не справляется. Для детей постарше подойдут репетиторы онлайн, для тех, кто помладше – оффлайн.

В-третьих, режим.

А) Вставать в одно и тоже время. По будильнику. Самостоятельно.

Б) Ложится в одно и тоже время. После «отбоя» ребенок находится в своей комнате, где нет доступа ни к игрушкам, ни к девайсам. Из развлечений должны остаться только бумажные книги. Если ребенок захочет всю ночь читать – это его выбор, но встать ему придется в оговоренное заранее время. Если он не встал самостоятельно, то бодрый, освежающий душ прямо в кровать обеспеченный любящим родителем, физиологически не позволит заново уснуть. И никаких повторений по 100 раз, что пора вставать. Фанаты кришны считают, что если его имя повторить максимальное количество раз, то счастье придет в их жизни. С детскими именами так точно не работает, я проверял.

В) Никаких ночных уроков. Некоторые родители делают домашнее задание с детьми и до часу ночи. Сон для головного мозга самое важное. Что успели выучить до отхода ко сну, то успели. Что не успели, то не успели. Значит получит двойку, за которую будет наказан. Лишая себя и ребенка сна ничего кроме усталости, снижение интеллекта, памяти, способности концентрации внимания и раздражительности вы не получите.

Юнг говорил, что прежде, чем начинать научный спор, необходимо договориться о значении терминов, про которые пойдет речь. Официально дети якобы отправляются на дистанционное обучение. То есть на обучение, осуществляемое силами школы, но дистанционно, то есть онлайн. По факту же в большинстве случаев дети отправляются на семейное обучение, то есть образовательный процесс осуществляется силами родителей, офлайн. Именно из-за этого когнитивного искажения и происходят все проблемы. Люди ожидают одного, но получают другое. В результате попадают в психогенную (психотравмирующую) ситуацию будучи абсолютно к ней не готовы со всеми вытекающими невротическими последствиями. Заранее приготовившись к семейному, а не дистанционному обучению вы:

А) сохраните свою нервную систему

Б) сохраните нервную систему ребенка

В) не испортите отношения в семье

Г) обеспечите детей знаниями и формированием необходимых психических навыков.

P.S. Эту тему будем обсуждать в прямом эфире в пятницу, в 13:10 по Москве, в YouTube doctorvainer.

P.P.S. Отправляйте вопросы в директ инстаграма doctor_vainer, буду на них отвечать во время прямых эфиров (среда, пятница, 13:10 по Москве)!

#психология #ПсихологияОтношений #дети #ДомашнееОбучение #школа #психика #докторВайнер