Ольга никогда не была красивой, да и характером пошла в медлительного, тяжеловесного отца - императора Александра III. Великая княжна так и жила в тени своей эффектной матери и уже оставила надежды на собственное счастье… Как вдруг свершилась революция. 1917 год принёс Ольге не только боль и страдания - но и ту самую любовь, о которой она всегда мечтала.
Папина дочка
Александр III не баловал детей. Сыновья и дочери императора росли в спартанских условиях. Спали на походных кроватях с волосяными матрасами, подложив под голову тощую подушку. На полу - скромный ковер. Ни кресел, ни диванов. На завтрак - овсяная каша, холодная ванна и много свежего воздуха.
Ольга была самой младшей, папиной любимицей. По утрам она забиралась под рабочий стол Александра Александровича и тихонько сидела там, прижавшись к овчарке Камчатке. Иногда отец разрешал Ольге ставить на конверты Императорскую печать - тяжеленную, из золота и хрусталя. Когда у царя было хорошее настроение, он отпирал особый ящичек и показывал дочери свои «сокровища» - коллекцию миниатюрных животных из фарфора и свой детский альбом с зарисовками воображаемого города Мопсовиля.
Тайна великой княгини
С матерью отношения складывались тяжело. Мария Фёдоровна распоряжалась покорной Ольгой по собственному усмотрению. В 1901 году выдала ее замуж за равнодушного принца Петра Ольденбургского, которому хотелось иметь статус зятя императора. Молодожёны, хоть и жили под одной крышей, почти не виделись и не общались друг с другом. Как говорила Ольга, «если бы я вздумала рассказать Петру о своем сердце, истосковавшемся по любви и нежности, он счел бы меня сумасшедшей».
Когда Ольге исполнилось 22, она впервые влюбилась - в простого офицера Николая Куликовского, с которым случайно познакомилась на военном смотре. Спустя считанные дни великая княгиня потребовала у мужа развод, но тот отказал, как всегда равнодушно. Он ответил, что его «крайне заботит его собственная репутация и честь семьи». Впрочем, он подчеркнул, что не имеет ничего против увлечения Ольги и даже будет рад назначить Куликовского собственным адъютантом. Тайный роман великой княгини, о котором знал только ее муж, продолжался более десяти лет. Когда началась Первая мировая, Ольга отправилась вслед за Куликовским на фронт, работала медсестрой, перевязывала раненых.
Царевна-крестьянка
В августе 1916 года брат-император Николай II наконец-то расторг брак великой княгини с принцем Ольденбургским. В ноябре Ольга вышла замуж за Николая Куликовского. Вряд ли у кого-то из Романовых была более скромная и незаметная свадьба.
Весной 1917 года, после отречения Николая от престола, императрица Мария Фёдоровна бежала в Крым в сопровождении дочерей. Но большевики взяли имение Ай-Тодор под стражу. Марии Фёдоровне и ее дочери Ксении запрещалось покидать дворец. А вот для Ольги сделали исключение. Выйдя замуж за простого офицера, она перестала считаться Романовой. Куликовские поселились в соседней деревушке, в холодном заброшенном амбаре. Именно там у 35-летней Ольги родился первый сын Тихон - 12 августа 1917 года.
Великая княгиня писала брату Николаю в Тобольск: «Как хочется вас видеть всех! Показать Тихона во всех видах, он милее всего в ванне кажется… Мы с Николаем поем ему разные солдатские и казачьи песни – и очень он доволен, только что заснул под староегерский марш!»
В октябре 1918-го Куликовский чудом организовал возможность побега из Ай-Тодора. Однако Мария Фёдоровна категорически отказалась покидать Россию, называя это решение «эгоистичным и безрассудным». И всё же Куликовский твёрдо решил спасти свою семью. Он заставил Ольгу разлучиться с матерью и увёз жену и сына в Ростов, где обстановка была чуть более спокойной. Через полтора месяца после прибытия в станицу Новоминскую Ольга родила второго сына, Гурия.
Йен Воррес пишет: «Для Ольги и ее мужа лето прошло в приятных заботах. Она научилась трудиться на огороде, обрабатывать землю и полоть, молоть кукурузу, купленную у соседа-станичника. Она пекла хлеб, стирала одежду, какая у них сохранилась, кормила грудью новорожденного сына и ухаживала за Тихоном. Часто ходила босая. Муж работал в соседнем хозяйстве и заработную плату получал натурой».
Бегство в тесной каюте
Тем временем, к станице подошли красные. Куликовские снова бежали, на этот раз в Новороссийск, где стояли британские корабли. В феврале 1920-го великая княгиня вместе с тысячами беженцев оказалась в лагере для интернированных на острове Принкипо в Мраморном море. После дезинфекции одежда Куликовских покрылась пятнами, а обувь иссохлась до невозможности.
В эмиграции жизнь Куликовских постепенно наладилась. В Дании Ольга воссоединилась с матерью, которой все-таки удалось покинуть Россию в самый последний момент. Позже Ольга с семьей перебралась в Канаду, где великая княгиня зарабатывала на жизнь живописью. Её картины, светлые и тёплые, хочется рассматривать снова и снова.
Автор статьи — писатель и журналист Анна Пейчева
Новая книга автора — «Радости и горести Александра III»
Уникальный архив — в подписке Дзен Премиум
Живая история каждый день — «Уютная история» в ВК
Не пропустите новые уютные истории — подпишитесь на канал!