Найти в Дзене
Одним днём

В продолжение темы торфоразработок…

На самом деле, если интерес к этой теме есть, даже и в Ленинградской области можно найти множество объектов для посещения. Маршрут при этом, правда, будет не совсем туристический: без доставки автобусом и приятных, всё предусмотревших гидов)

Один из таких объектов – торфопредприятие «Пельгорское-М» в Тосненском районе.

Пара слов о его истории. 

Пельгорское предприятие было образовано в послевоенный период – в начале 1950-х годов. В советское время упор делался на местные виды топлива, важнейшим из которых был торф. На развитие торфяной промышленности выделялись огромные ресурсы.

Фото исторического плаката с сайта pelgorskoe.ru
Фото исторического плаката с сайта pelgorskoe.ru

Была построена узкоколейная железная дорога и посёлок Пельгорское для работников предприятия.

В 1953 году введено в эксплуатацию около 5 000 Га площадей для добычи торфа, а в 70–80–е годы объемы добычи торфа составляли порядка 500 тысяч тонн в год. Торф поставлялся на ТЭЦ-8 и ТЭЦ-15 Ленинграда.

Во второй половине 80-х годов ТЭЦ отказываются от топливного торфа – предприятие переходит на отгрузку сельхозторфа и экспорт, часть торфа идёт на обслуживание поселковой котельной. Объёмы торфодобычи сильно снижаются. Торфяная отрасль терпит крах.

В 2001 году, однако, предприятие было реорганизовано в общество с ограниченной ответственностью «Пельгорское-М» - обновлён парк техники, отремонтирована УЖД. В 2005 году привлечены инвестиции - запущена новая производственная линия по переработке торфа.

На сегодняшний момент профиль предприятия - производство торфяных питательных субстратов различной сложности для выращивания овощных, цветочных культур, деревьев – для сельскохозяйственных предприятий, садово-парковых хозяйств и торговых сетей. География продаж: РФ, Китай, страны СНГ, Ближнего Востока.

Пример продукции предприятия
Пример продукции предприятия

А теперь посмотрим, как это выглядит на местности.

Предприятие разрабатывает Греко-Ушаковское месторождение площадью 1000 гектар, находящееся в 18 километрах от производства.

-3

С производством месторождение связано узкоколейной железной дорогой.

-4
-5

Локомотивное депо было разрушено ещё в середине 90-х годов, поэтому вся рабочая техника стоит у конторы железнодорожного цеха на станции Пельгорское.

Вот эти два места и можно посмотреть: разрабатываемые поля и станцию.

Схема местности с узкоколейной дорогой выглядит так:

Схема с сайта uzd.spb.ru
Схема с сайта uzd.spb.ru

До места, где стоит техника, можно добраться от станции Рябово или Соколов Ручей.

Лоска здесь мы не увидим, но в целом всё в рабочем состоянии:

Не совсем красивое, но всё же без следов разрушения - здание железнодорожного цеха
Не совсем красивое, но всё же без следов разрушения - здание железнодорожного цеха
На путях стоят тепловозы, справа - торфовозные вагоны
На путях стоят тепловозы, справа - торфовозные вагоны
-9
-10
Узкоколейная дрезина - "пионерка"
Узкоколейная дрезина - "пионерка"
Платформа для посадки рабочих
Платформа для посадки рабочих

До самих торфоразработок можно идти по узкоколейке или технологической дороге, идущей рядом – но только в «сухое» время, иначе это будет весьма мучительно:

Дорога разъезжена техникой, после дождей очень мягкая, с глубокими лужами
Дорога разъезжена техникой, после дождей очень мягкая, с глубокими лужами

Можно выбрать и другой путь – по лесу от станции Ушаки или деревни Нурма.

Поскольку я была здесь несколько раз, то и фотографии у меня – из разных сезонов.

На полях торфоразработок можно увидеть разные детали технологического процесса.

Перед началом добычи торфа болота осушают с помощью сети каналов:

-14
-15

Кроме того, в толще торфа всегда есть не перегнившие древесные остатки - и даже специальный термин-характеристика для этого - "пнистость" торфяной залежи.

-16

Разрабатывалось множество версий оборудования для удаления пней. Здесь не видела, но в Тёсово был вот такой, например, экземпляр:

-17

Добычу торфа здесь ведут фрезерным способом – самым распространенным на данный момент. Торф разрыхляется на глубину до 2 см, после чего остаётся сушиться на солнце. Во время сушки торф переворачивается 1-3 раза с помощью ворошилки. По достижении нужной влажности торфяная крошка собирается в валки. Валки собираются – и складируются в штабеля – кучи торфа высотой до 8 метров и углом наклона боковой поверхности 40-42 градуса.

Сбор торфа осуществляется скреперно-бункерной торфоуборочной машиной, которая цепляется к трактору:

-18
-19

Вот и сами штабеля:

-20

Такими ровными их делает вот такая машина:

-21

Ну, а последующая погрузка в вагоны или машины производится экскаватором:

-22

В целом, и здесь много старой техники, и далеко не всё «косметически» красиво. Однако, в отличие от других торфопредприятий, Пельгорское сумело найти свою нишу на рынке и, похоже, исчезновение ему не грозит – что неизменно радует.