Наверное не найдется ни одного мальчишки из СССР, который бы не зачитывал до дыр романы и повести российского и советского писателя фантаста Александра Романовича Беляева. "Голова профессора Доуэля", "Остров погибших кораблей", "Вечный хлеб" и множество других произведений автора вошли в анналы истории фантастики. Его не зря называли "русским Жюлем Верном". Ведь как и его коллега по цеху он сумел предсказать множество изобретений, которыми сегодня никого не удивить. Это и беспилотные летательные аппараты, и полеты в космос, и выход человека в открытое пространство. Предсказал #АлександрБеляев достижения в биологии и медицине. В своих произведениях он рассказывал об аквалангах, подводных фермах и телевидении. И это при том, что он творил в начале ХХ века, когда о многих вещах еще никто и не помышлял. Но наверное самым необычным и красивым его романом можно считать "Человек амфибия". Там есть все, и любовная линия, и приключения, и погони, и человеческая алчность и подлость.
Интересно, что сценарий был написан Акива Гольбургом, Александром Ксенофонтовым и Алексеем Кеплером задолго до начала съемок. Он провалялся на киностудии "Ленфильм" больше 10 лет. Существовала одна, но очень большая проблема, техника того времени снять полноценный фильм, да еще в условиях открытого моря почти не позволяла. Именно поэтому готовый сценарий пролежал на полке, никто из режиссеров не хотел брать на себя смелость экранизировать роман. К счастью Геннадий Казанский и Владимир Чеботарёв решились на этот шаг. О том, как они снимали фильм "#Человек-амфибия" написано много, и как мне кажется, вполне грамотно и достаточно. Поэтому не будем затрагивать эту тему. А поговорим о том, о чем почти никто не вспоминал все эти годы.
Думаю никому напоминать о сюжете ленты не стоит. Тот же кто не знает, лучше прочтите роман и пересмотрите #фильм. Они совсем разные, но и книга и фильм не имеют времени, и темы в них затронутые будут актуальны всегда. Кстати критики в #СССР поначалу картину не приняли, но за него проголосовал зритель. Более 100 миллионов билетов было продано на сеансы в кинотеатры. О таком сегодня можно только мечтать.
Тем не менее, нас с вами интересуют автомобили и мотоциклы которые появляются в ленте. Ведь бюджет был мизерным, на картину в ГОСКИНО СССР никто не ставил и денег было выделено совсем не много. А значит и автомобили, ведь действие происходит вроде как в Буэнос-Айресе, должны были хоть как-то соответствовать загранице.
Итак, в самом начале мы видим два бока черных легковушек. Что это за марки определить не берусь. Если бы показали хоть одно курило целиком, то говорить о чем-то было можно, а так, увы. Хотя, берусь предположить, что если черных седанов в фильме всего два, то это Studebaker Commander Land Cruiser и Opel Kapitan.
Но вот в момент когда журналист Ольсен (Владлен Давыдов) приезжает к приемному отцу Ихтиандра (Владимир Коренев) доктору Сальватору(Николай Симонов) то он делает это на мотоцикле #JAWA 350. Но вот что интересно, официальные поставки этих мотоциклов в СССР начались лишь в 1962 году. А картину снимали с мая по декабрь 1961. Тогда как в объектив попал чешский мотоцикл? Загадка? И у меня нет на нее ответа. Хотя, сам контракт вежду ЧССР и СССР о поставке "Явы" в нашу страну был заключен еще в 1957.
Когда Ихтиандр отправляется на поиски спасенной им Гуттиэре (Анастасия Вертинская) то он попадает в совсем иной мир. Это город. Причем из дома он уходит ночью и вот утро, суматошное движение, кстати снято все на одной улице. И вот тут мы видим сразу несколько интересных автомобилей. Но сначала про необычное. Когда действие переносит нас и ночи в утро, то оператор Эдуард Розовский использует некий прием. Он показывает не саму улицу, а ее отражение в колпаках колес автомобилей. Так вот если первый колпак просто гладкий, то на втором четко просматривается трехпудевая звезда Mercedes. При этом автомобиль этой марки в кадре не появится ни одного раза. Загадка? Да! Но совсем не сложная. Дело в том, что в начале 50-х годов немецкая компания только приходила на рынок США. И вот оказалось, что американская фирма, при этом очень хорошо известная у нас в стране, а это #Studebaker, снабжает свои модели Commander Land Cruiser трёхлучевой звездой. Которая расположена на колпаках колес, задних фонарях, капоте и даже на "крутилках" радиоприемника. Да, третий луч смотрел вниз, но тем не менее, немцы подали в суд на американцев и те срочно внесли изменения в дизайн модели.
Потом в отражении мы видим удивительно редкий и действительно очень дорогой автомобиль. Это Horch 930 V Cabriolet. Их было произведено менее 2000 штук. Моторы только V8 и двумя карбюраторами горизонтальным расположением клапанов и нижним распредвалом с приводом от роликовой цепи. Изначально его объём составлял 3517 см3 (82 л.с.), в 1938 г. был увеличен до 3796 см3 (92 л.с.). Автомобиль имел 4-ступенчатую механическую коробку передач с овердрайвом, независимую переднюю подвеску на поперечной рессоре и задний мост Де Дион.
Далее мы видим перекресток и тут же, по левую руку от нас едет автомобиль Opel Kapitan 54-55 года выпуска. Позднее на модели полностью изменили форму передних крыльев, а радиатора решетка выполнена в стиле "китовый ус".
Водитель Opel вытягивает левую руку и поворачивает. И что же мы видим? Skoda 1201 в кузове коммерческий фургон. Это автомобиль долгожитель. Он выпускался компанией с 1952 по 1973 годы. Причем дольше всего в производстве оставался именно фургон и универсал. Бензонасоса не было, бак стоял прямо на "телевизоре" под лобовым стеклом и шел в двигатель самотеком.
Когда вереница машин проезжает, то мы замечаем необычный капотный грузовик с сними крыльями. Который везет рефрижератор. Это ÖAF 745G(Österreichishe Automobilfabrik). Как видите это австрийский грузовик, но как же он тогда попал в СССР? Дело в том, что после вступления Красной армии в Вену, заводы предприятия поступили в ведение Управления советского имущества в Австрии. И было принято решение, что завод станет собирать грузовики для стран #антигитлеровской коалиции. С 1955 года по начало 60-х австрийцы поставляли к нам свои тягачи в качестве репараций.
Далее следует план сверху. И по правую руку Ихтиандра едет снова Skoda 1201 а по левую Willys MB песочного цвета. Машина скорее всего оставшаяся после войны и поставленная в СССР по лендлизу.
А вот потом мы видим фургон с яркой рекламой на боку. Что это? Это изготовленное на шасси ГАЗ-51А Горьковским Заводом Торгового Машиностроения (ГЗТМ) Автобус Вагонный Промтоварный(АВП) 51. Машина довольно редкая, ведь по разным данным их было выпущено с 1955 по 1960 всего чуть более 400 штук. Судя по всему это именно самый обыкновенный фургон, обратите внимание на наличие заднего стекла в двери. Если бы это был изотермический вариант, а такие выпускались тоже, то дверь была бы глухая.
Когда камера снова уходит вниз. То мы видим мотоцикл на котором смею предположить едет полицейский. Он тоже необычного для нашей страны цвета - песочный. Это копия мотоцикла #BMWR71, но у нас он выпускался на многих предприятиях, под именем #М-72. Причем определить на какой именно заводе изготовлена машина почти невозможно. Отличий у моделей выпускавшихся на московском, ирбитском, ленинградском, харьковском или горьковском заводах не существовало.
Когда Ихтиандр становится ставится свидетелем разговора журналиста Ольсена и Гуттиэре то мы видим припаркованный у тротуара Studebaker Commander Land Cruiser. Судя по характерной перемычке на носу это модель выпускавшаяся с 1953 по 1954 годы. На верхней части капота, это видно когда наш герой присаживается перед ним, красуется цифра "8". О том, почему потребовалось срочно изменить ее я рассказал чуть выше. История про трехлучевую звезду.
Когда Педро Зурита (Михаил Козаков) затевает драку с Ихтиандром, то тот бежит от полиции и толпы. Мы видим поливальную машину. ЗИС это или ЗИЛ сказать сложно. Поскольку когда она движется в кадр все закрыто водой.
После венчания с Гуттиэре Зурита садится в автомобиль. И мы понимаем, что столь дорогая машина как Studebaker принадлежит именно ему.
Когда же Зурита пленит Ихтиандра то мы можем увидеть и салон Studebaker. Вот он
и снова американец с перевернутой трёхлучевой звездой
Когда же автомобиль главного злодея останавливается все на том же, уже хорошо знакомом на перекрестке, то мы можем увидеть корму Fiat 500 или Topolino выпускавшийся с 1936 года. Это был самый маленький автомобиль в то время. При этом 500-й был самой настоящей машиной, а вовсе не мотоциклом с надетым на него кузовом.
Когда Гуттиэре покупает у мальчика-разнощика газету, то перед нами мелькает бок хорошо всем знакомой машины. Это УАЗ-450. Или как его потом назовут "#буханка" Первая серийная модель предприятия.
А вот когда машины трогаются с места, то мы видим профиль автомобиля Skoda Popular 1100 Roadster 1938 года выпуска. Почему именно 38 года? Дело в том, что только в этом году компания представила двухместный открытый автомобиль. Ни до этого, ни после таких машин не выпускали.
Ихтиандра и его приемного отца бросают в тюрьму. Но журналист Ольсен задумывает план побега для человека амфибия. Охранник выводит нашего героя к грузовику на котором приехал Ольсен. И мы видим Škoda-Liaz 706 серии RT. Дело в том, что со второй половины 50-х годов в ЧССР отказались от капотной компоновки грузовиков. Поскольку МАЗ 200 только готовился к производству, то в СССР стали поставлять различные модификации этих автомобилей. Потребность в тягачах для рефрижераторов была огромной, а наша промышленность их не производила.
Полицейские кидаются в погоню, но благодаря хитроумному плану Ольсен уводит Ихтиандра и спасает того. Кстати блюстители закона ездят исключительно на мотоциклах М-72.
Кстати фильм, как и роман получили международное признание. И до сего дня "Человек-амфибия" считается одой из лучших экранизаций Александра Беляева. И это действительно так. Там прекрасно все. И молодые, даже юные актеры(Анастасии Вертинской на момент съемок было 16 лет. Михаилу Козакову - 27, а Владимиру Кореневу - 21) , и декорации и сами кадры.