«Когда уже пробежал 47 км и понимаешь, что до финиша Тебе осталось еще немного… больше».
100 КМ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ АСПЕКТЕ.
Незадолго до «Ростовской Сотки» один великолепный атлет и мой беговой товарищ поделился тем, что к забегам вроде 100 км психологически не готов. Только представьте себе: Вы пробежали уже 55 км, а Вам еще только предстоит пробежать целый марафон!
То есть рубеж в 55-60 км – это, возможно, самая сложная часть дистанции…
Перед стартом для себя определил так: я бегу не безумные 100 км, а просто – целый день. Не спеша, получая удовольствие от процесса, бегу пока Strava в телефоне пишет. Терплю 50-60 км, а потом ставлю телефон на подзарядку и «отдыхаю» пешком какое-то время, а дальше – по самочувствию. Определил себе в итоге рубеж в 10ч (темп 6мин\км), ну то есть надо бежать чуть быстрее, держа в уме туалет, покушать и разные форс-мажорные обстоятельства. Куда там! Первые 12 км фигачил (4:36-4:56), держась за победителем прошлогодней «Ростовской Сотки» Александром Аксютой, потом прогрелся и образумился, однако темп до самой марафонской отсечки редко падал ниже отметки в 5:30.
Пробежал 42 км как проглотил. Поздравил себя мысленно. После 47 км «сел» телефон. В первый раз присел и я, пока манипулировал с подзарядкой, которая отказалась в этот день быть моей помощницей. Выручил Евгений Василенко, передав свою. Побежал дальше «порожняком». Никаких мыслей перейти на шаг не было. Миновав 50 км, сказал себе, что теперь с каждым кругом остается бежать все меньше и меньше, чем я уже пробежал. И задел относительно целевого времени был более 30 минут! Это чрезвычайно вдохновило. Темп на протяжении всей дистанции корректировал под самочувствие. После 50 км он был на уровне 6:00, ближе к финишу уже около 6:30. Тут для меня категорически важно было держать ту хрупкую линию, по которой я с одной стороны – всю дистанцию пробегу, не переходя на шаг, а с другой – уложусь в символичные 10 часов. Когда миновал 58 км и мне надо было пробежать ещё целый марафон, я сказал себе мысленно, что «мне осталось пробежать ВСЕГО ЛИШЬ марафон». 30 км до финиша – «обычная длительная «по-лайту», 20км до финиша – «меньше полумарафона, пыль!», 10км – «понеслась «Контрольная десятка», 5км – «Parkrun, по набережной туда-обратно и Ты - «Соточник!» Финишировать было делом техники. Я – Ультра!
100 КМ В ЭЗОТЕРИЧЕСКОМ АСПЕКТЕ.
Когда-то в далекие, далекие времена все мы жили в Мире Света, наслаждались покоем в сиянии Истины, обладая полным Знанием о природе вещей. Но душе – вечной страннице не сидится долго на месте, тогда в поисках приключений она отправляется в материальный мир, где попадает в плен иллюзий, обретая возможность творить, создавать, быть актером в бесконечном спектакле жизни, сменяя роли, маски… Но взамен она теряет память о себе, своем родном доме, об Отце… И скитается душа из жизни в жизнь миллионы лет, не ведая смысла, не видя цели, не находя ответов. Может и вовсе травинкой расти, жучком ползти, камнем лежать или гореть звездой.
И все-таки душа, являясь мельчайшей частичкой Единого Целого, несет в себе Силу Высшего, которая подспудно, неприметно и сокровенно ведёт её по жизни, так или иначе, направляя на Путь к Дому. Та дорога пролегает через ухабы и чащобы, вершины и каньоны, болота и топи. Много в ней страданий и боли и кажется она бесконечной и лишенной смысла. Но та же самая дорога может быть иной, если душа обретает ясность смысла и понимание Высшей Цели. Тогда и колдобины ровнее кажутся и море по колено становится. Солнышко чаще выглядывает из-за туч и теплее светит. «Сильного Судьба ведет, а слабого тащит». Да и дорог тех на самом деле множество и если по милости Свыше или за заслуги какие-то посчастливиться выбрать Свою, то Путешествие Домой становится радостным, ярким приключением, с множеством открытий и прозрений. Долог или короток будет тот Путь - Душа решает сама, так как наделена правом выбора (ведь именно поэтому она здесь и оказалась). Кидая мостик стремления к Истине из жизни в жизнь, иногда вдохновляя на совместный Путь другие Души, однажды она вспомнит все и вернется домой, в Мир Света.
Еще один великолепный атлет и так же – мой беговой друг как-то рассказал, что после своей первой «сотки» не то что не мог бегать, а даже мысли о беге вызывали у него физическую боль. Более того, даже на кроссовки свои он не мог смотреть и убрал их с глаз долой, а бег из сердца вон на некоторое время. Неужели и меня постигнет такая участь?
Бег на сверхдлинные дистанции – это возможность уйти в себя, многое осмыслить или наоборот – освободить мозг от мыслей, впав в состояние транса, достичь эйфорических переживаний, получить мистические откровения, упасть (и не раз) в бездну боли и отчаяния, возродиться из пепла, подобно птице Феникс, и даже вознестись над телом, пока оно себе бежит.
Ничего такого со мной в парке ДГТУ не случилось. Уйти в себя там было просто некуда. Постоянные развороты-повороты, заботливые волонтеры, предлагающие выпить и закусить, поддержка болельщиков, попутчики-собеседники, незадачливые прохожие, бросающиеся под ноги. И постоянная работа мозга, направленная на оптимизацию процесса: когда пора пить, когда надо есть, когда остановиться для растяжки, какие пошаговые действия требуются для оперативной подзарядки телефона и фиксации текущего результата в Strava.
Бездны боли и отчаяния тоже удалось избежать, даже рука не поднялась в Instagramпоставить хэштег Самопреодоление. Как мне показалось, преодолевать ничего не пришлось. Ряд моих марафонов дались мне куда тяжелее. А может быть просто САМОПРЕОДОЛЕНИЕ стало нормой жизни и поэтому не воспринимается как нечто из ряда вон…
Когда «перешагнул» через рубеж 50км, началась Terra Incognita. С каждым новым километром я уходил все дальше во мрак неизвестности, открывая для себя новые миры и переживания. В тот момент я осознавал, что здесь и сейчас пишу Новую Историю Своей Жизни, с каждым пройденным кругом перелистываю еще одну страницу приключенческого романа, который сам же и пишу, однако не ведаю какая судьба уготована главному герою и каким будет финал. Подобно компьютерному герою на «Денди», двигаясь в двухмерном пространстве, как Супер Марио, собираю бананы, звезды, монетки, от друзей получаю «Power», от волонтеров «Food», из воздуха «Health», бегу, уничтожая страхи, возникающие на пути, своим мечом Джедая.
Вспоминаю, как Люк Sky Walker, то есть нет, Армен Sky Runner пожелал мне добраться до финиша, где «с медальными цепями ждет нас Капалет». Слышу, как прохожие, читая надпись мелом на асфальте о проводимом забеге на 100 км, предупреждающую их о том, что надо сохранять бдительность и держаться от участников подальше, говорят, что «нолик кто-то приписал ради шутки, что столько просто невозможно бежать…» Наполняюсь гордостью до комка в горле и слез в глазах.
А эта безумная старушка, что бродила весь день по дистанции в противоположном направлении и все время что-то рассказывала невидимому собеседнику? И смех и грех, но я чуть не расхохотался от мысли, что она тут среди своих…
Придавало сил и понимание, что достижение рубежа «100 км» открывает мне двери в мир ультра бега на 100 миль и на Суточный бег. А еще открывает какие-то двери внутри меня, в которые я боялся даже постучать.
Миновав 90 км, впервые за несколько часов, взглянул на секундомер: на 10 км у меня оставалось около 70 минут, чтобы уложиться в 10 часов. И в этот момент у меня в голове возник образ результата: 09:56:17. Больше до последнего круга я на часы не глядел. Финишировал со временем 09:56:20.
За полтора круга до финиша скинул перчатки, расстегнул костюм, обнажив майку с героическим образом Че на груди и (случайность ли?) под инструментальное исполнение песни Виктора Цоя «Группа Крови», слова которой я год назад переиначил и посвятил первой «Ростовской Сотке», помчался на финиш по асфальту ДГТУ, на котором уже точно не останусь лежать камнем, буду ли когда-то над ним гореть звездой?
Вечером, вернувшись домой, самое лучшее, что можно было сделать для восстановления – это принять соляную ванну. Однако она у нас короткая и чтобы ноги были попеременно под водой, надо извиваться ужом, а такие йогические мудры – не для этого случая. Поэтому ограничился горячей соляной ванночкой для стоп. Перед сном намазал все, до чего мог дотянуться, меновазином. Пол ночи ноги выкручивало, долго лежать неподвижно было трудно. Поэтому ужом крутиться пришлось не в ванне, а в постели. К утру отпустило. Проснулся «Соточником». Посмотрел на кроссовки, висящие на сушилке. Нормально так, могу смотреть. Ноги конечно буратинообразные, за окном похолодало и задуло. Подумал: а не пробежаться ли мне? Ого! – думаю, могу думать о беге! А чего тут думать? Натянул кроссовки и спустился в мир людей. Сначала шагом, потом трусцой. И все-таки шагом в этот день было легче и быстрее. Вышло 15 км. В следующие два дня уже был чистый бег по 5 км, а на четвертый ощутил такую легкость в ногах, словно и не было ничего в субботу. 16км бега в темпе 6м/км.
Пульс в покое утром первого дня был 67уд/мин. Брадикардия отступила! К вечеру все вернулось на круги своя: 50-55.
Голеностоп как болел перед «Соткой», потом терпеливо ныл всю вторую половину дистанции, так и сейчас поскуливает себе. Но мы с ним условились: на «Сотке» я не мешаю ему ныть, а он не мешает мне бежать. Все остались довольны. Он проснулся ультраголеностопом.
Сначала был сильно удивлен, что «Сотка» у меня прошла как норма жизни и восстановление ног без использования бань, ванн, витаминов, протеинов заняло 3-4 дня. Приятное удивление настигло и от сохранившейся радости бежать и даже появилось какое-то кратковременное погружение в транс на каждой восстановительной пробежке. В такие отрезки кажется, что могу бежать и бежать, если не включаться в окружающий мир. Особенно если бежишь в очках, то кажется, что Ты уже не здесь. Тело здесь, а Ты где-то «в домике».
В жизни уже бывали случаи, когда что-то с Тобой происходит впервые или впервые видишь человека, а кажется, что знаешь его и о нем уже давно, либо сто-пятьсот раз это самое «впервые» уже делал. А потом, в процессе жизни получается, что человека узнаешь очень близко и новое занятие становится частью Твоей жизни. Что-то подобное у меня вышло и с «Соткой». Может потому, что когда-то в будущем я уже набегал все, что только можно и нельзя на более длинных и более сложных трассах, вот и этот ультрамарафон, проведенный в достаточно тепличных (не смотря на холод) условиях, показался относительно легкой прогулкой. Дело за малым: держаться этой линии жизни, умело и радостно, как счастливый серфер на Бали (ведь если Ты на Бали, то разве может быть иначе?) лететь на волне удачи и успеха. Ом, шанти, шанти, шанти…
И я там был, мед-пиво пил, по усам текло, в рот не попало...
100 км в гастрономическом аспекте.
Незадолго до «Сотки», пробежав 800 км за октябрь, внутри сознания что-то такое приключилось, наверное, это называется «инсайтом». Если регистрировался я в сентябре на «Сотку» «в порядке бреда», о чем мне ежедневно напоминал голеностоп, то за 10 дней до старта я осознал, что к 100 км я готов. Физически. Психологически. Поэтому без всяких сомнений пробежал заочно Сочинский Марафон за 6 дней до «Сотки», съев по дистанции одну сухофруктовую пластину и одну зефирку. Немного чая. «Октябрьский Колос» в Каменоломнях открыл мне глаза на правду, что при благоприятных условиях я могу пробежать марафон чуть ли не из 3х часов совершенно без гелей. А ведь у меня за время вращения в беговом сообществе сложилось убеждение, что без них на марафоне делать нечего, тем более если хочешь показать хороший результат. Так или иначе, а в плане питания на «Сотке» я сильно не заморачивался. Больше полагался на хлебосольных организаторов. Начать решил, повторив опыт Каменоломен. Каждые 5 км кушал по сухофруктовой пластинке, запивая глотком изотоника. Зная, что будет холодно, еще дома надрезал обертку. С двумя протестированными пластинками все сложилось успешно, они открылись чУдно, а вот не проверенные ранее пластины пастилы сначала не хотели расчехляться даже с надрезом, а потом оказалось, что на холоде они жуются не очень легко. «Опыт – сын ошибок трудных» (А.С. Пушкин).
Покончив с батончиками, я переключился на мягкую курагу, разрезанную на две части. Вместе с ней в рот залетали и грецкие орешки с темно-синим изюмом. Но с этим ассорти надо быть осторожным. В больших дозах на длинных дистанциях это чревато «длительными остановками для сброса балласта». На ПП Елизавета Канаева регулярно предлагала чай, и хоть я старался не заливать в себя много жидкостей, чтобы не терять время в известном месте, трудно было отказаться от чести принять согревающий напиток из рук прославленной спортсменки.
Изотоник «Powerade» в итоге я допил лишь после финиша. Лимонадом (лимон, мед, имбирь, соль) тоже «согревался» по окончании… К овсяному киселю приложился и вовсе дома. Единственный туалет случился на 48 ом км и был сколь стремителен, столь и публичен, так как сотрудница туалета устроила за мной погоню, оглашая на весь парк требования вернуться и смыть за собой. Право слово, если бы я мог после 4х с половиной часов бега так согнуться, чтобы достать до кнопки бачка… Обещал ей вернуться вечером и смыть, но после финиша понял, что потом меня придется забирать оттуда на эвакуаторе.
На середине дистанции взялся за самую химическую часть своего питания: быстрые углеводы (гейнер) Fast Gain от «DO4A LAB». Намешал я их в тещин компот на 3\4 порции и пил время от времени (3-5км) мелкими глотками. Много сразу загружаться ими нельзя. Как я понимаю, взлетает уровень глюкозы в крови, а потом, если они закончились раньше, чем Ты финишируешь, он резко падает. И Ты вместе с ним. Нужны ли они были после 50 км? Не могу знать. Может организм уже переключился на жиросжигание (да, и у меня есть чего сжечь!). Да и темп был совсем не «гликогенный», а «липидный». Но тут я не профессор, я только лечусь…
К часу дня (5 часов бега) съел супчик с удовольствием. Съел бы и еще, но решил, что я сюда не харчевать пришел. Михаил Ефимов, финишировавший свой «полтинник», предложил на выбор не использованные боеприпасы. Я выбрал неизвестный мне гель и мандаринку. Как раз перед этим, мандаринка, отобранная Ильей Тетериным у Елены Дьяченко, вернула его к жизни, поэтому ее животворящую силу я не мог проигнорировать. Мандаринку съел сразу, а гель оставил на вечер. После 70 км, к моей радости и гордости, приехала жена. Первым делом спросила, не желаю ли я шаурму? Частенько во время длительных пробежек возникает чувство голода, от которого дрожат коленки и теряется интерес ко всему происходящему, а перед глазами стоит сочная куриная шаурма. В этот раз все было иначе. Кушать не хотелось. Покончив с углеводами, где-то после 80 км я съел единственный гель. Если даже он был в этой ситуации как плацебо, все равно хорошо и большая благодарность Михаилу!
Время от времени брал на ПП кусочки бананов, но если собрать их в мозаику, вышла бы пара штук. Переход на «Кока-Колу» откладывал на потом, а когда потом настал, она закончилась у волонтеров. Ну и ладно, добежим и так… Выручил Андрей Васильев, отдав свою бутылочку. Заключительные 10 км бежал на ней. За 10 часов бега пищеварительное самочувствие было на зависть, периодические призывы «сделать дело» «сошли на нет», дома поужинал супчиком и даже не почал приготовленную для празднования баночку безалкогольного пива. За всю дистанцию не сделал ни глотка чистой воды.
P.S. Спасибо, что дочитали до конца. Если Вам понравилась публикация, поставьте , пожалуйста, «лайк», подпишитесь на мой канал. Для меня это очень важно!