Французы были недовольны действиями своего подводного флота в годы Первой Мировой войны, одной из причин которого была разномастность подводных лодок к началу боевых действий из-за постоянно меняющихся требований к подводным лодкам. Основой послевоенного подводного флота должны были составлять большие подводные лодки, способные действовать на Атлантике и средние, которые были предназначены для Средиземного и Северного морей, а также Ла-Манша.
В 1924-1926 гг. в строй были введены 9 подлодок дальнего действия типа «Рокен» водоизмещением 1200/1432 т. В 1928 г. были приняты на вооружение две большие «1500-тонные» лодки типа «Редутабль», которые к началу Второй Мировой войны составляли основу сил страны. До 1937 г. их было построено 31 единица. Лодки вооружались 11 торпедными аппаратами (4 носовых и 7 палубных), имели скорость 20-21 узел и дальность хода 8 тыс. миль.
Средние лодки «600-тонные» начали строиться в 1925-1927 гг. разными фирмами по единым чертежам, было построено 12 единиц. Лодки имели 7 торпедных аппаратов (1 носовой и 6 палубных), развивали скорость 14 узлов (1,5 узла под водой) и имели дальность плавания 3 тыс. миль. В 1930-1932 гг. конструкция была модернизирована и было построено 16 лодок, а в 1934-1938 гг. еще 6 лодок такого типа.
Самым популярным у французов из подводного флота был подводный крейсер «Сюркуф». При длине 129 метров он нес два 203-мм орудия, которые могли заряжаться и наводиться на цель в подводном положении, две 37-мм зенитных пушки, 4 пулемета и 14 торпедных аппаратов (6 носовых и 8 палубных), а также имел разведывательный самолет в герметичном ангаре. Надводная скорость хода составляла 18 узлов, а дальность - 12 тыс. миль.
Кроме того, у французов было еще 6 подводных минных заградителя типа «Сапфир» 1928-1935 гг. постройки.
Итого к началу Второй Мировой войны у Франции имелось 77 подводных лодок: 1 крейсер «Сюркуф», 38 больших лодок 1 класса, 32 средних лодки 2 класса и 6 минных заградителя (между двумя мировыми войнами было построено 81 лодка). Это было более, чем достаточно - к началу Второй Мировой войны английский флот имел 69 подводных лодок, американский - 99, немецкий - 57, итальянский - 115, японский - 63, советский - 212 подводных лодок.
Всю эту силу французы бездарно потеряли из-за поражения сухопутной армии. За 19 дней боевых действий французы потеряли только 2 подводных лодки. Итальянцы захватили 9 подводных лодок, а 6 больших лодок 1 класса были взорваны своими экипажами в Бресте и Шербуре, а еще 11 подводных лодок, включая подводный крейсер «Сюркуф» были уведены экипажами в Англию. Остальные остались в подчинении армии вишийского правительства.
8 ноября 1942 г. союзники начали высадку войск в Северной Африке во французских колониях и французская армия стала оказывать им сопротивление. Тем не менее, немцы испугались, что французы капитулируют и начали оккупацию «на всякий случай» остававшуюся свободной часть материковой Франции. 27 ноября в Тулоне французские моряки, чтобы избежать захвата подводных лодок немцами, начали их уничтожать.
К ноябрю 1942 года ситуация сложилась такая - из 49 лодок вишийского правительства 13 было потоплено союзниками, 20 уничтожено собственными экипажами, 1 интернирована в Испании, а 15 подводных лодок перешли на сторону союзников.
К концу войны из 77 подводных лодок в строю осталось 12 единиц. Наибольшие потери французскому подводному флоту нанесли, как ни странно, союзники, уничтожившие 29 подлодок, далее сами французы уничтожили 19 подлодок (имеется в виду окончательно, т. е. без последующего восстановления), итальянцы потопили 5, немцы - 2 и 1 подлодку уничтожили даже японцы. Остальные были интернированы нейтральными государствами.
#история
#вторая мировая война
#война
#подводная лодка