Найти в Дзене
Кинокружок Курилова

Фильм «На дальних рубежах» спорит с «левиафанами», обращаясь к русской классике

Оглавление

Это кино местами перекликается с «Левиафаном» Звягинцева и даже «Майором» Быкова, да и события в нем весьма драматичные. Но есть принципиальное отличие. Герои картины «На дальних рубежах» в какой-то момент вспоминают о чести офицера. Это многое объясняет и многое меняет. Права, и цена просветления очень высока.

Кадр из к/ф «На дальних рубежах».
Кадр из к/ф «На дальних рубежах».

Фильм по сценарию давно уехавшего в США режиссера Бориса Фрумина, снимавшего в СССР «Ошибки юности», «Дневник директора школы», сделал дебютант в полном метре Максим Дашкин, проходивший обучение в Штатах. Интересно, что люди из-за границы создали достаточно деликатную картину о России, хоть и на сложном материале.

Фильм претендовал на главный приз ММКФ-2020. Глядя на постер, трудно понять, за что. После просмотра вопросы отпадают. Дело в том, что здесь внезапно что-то значит забытое слово «честь». И это интересно.

На российской базе в Кыргызстане Мария (Виктория Толстоганова), жена замначальника части Николая Лескова (Сергей Шнырев), заводит роман с капитаном Крайновым (Александр Кудин), тренером секции дзюдо, в которую ходит ее сын. Ну, и начинается...

Майор Лесков. Кадр из к/ф «На дальних рубежах».
Майор Лесков. Кадр из к/ф «На дальних рубежах».

Все было нормально: шикарная природа, горы, долины, свежий воздух (фильм эффективно прочищает мозги пейзажами, значительная часть действия – под открытым небом), единственная проблема по службе – когда отара овец перекрывает дорогу УАЗику. Можно служить да не тужить. Но героям не хватает каких-то смыслов, мотивов, ощущений.

Задворки империи

Не стоит искать глубоких мыслей о геополитике. Кроме, разве что, обобщенной темы задворок распавшейся империи. Выбор Киргизии случайный, планировали другую республику, но съемки совпали с обсуждением открытия второй российской базы.

В базе был интерес Кыргызстана и, как ни странно, косвенно США (в контексте ситуации в Афганистане). Россия же просто спокойно держит позиции. Но для героев, видимо, все слишком спокойно, к тому же идеологию в части внешней политики последнее время трудно назвать четкой и вдохновляющей. Когда нет объединяющей страсти, вылезают страстишки, и начинается драма «маленького человека».

Капитан Крайнов и Мария. Кадр из к/ф «На дальних рубежах».
Капитан Крайнов и Мария. Кадр из к/ф «На дальних рубежах».

Герои нашего времени

Это немногословная история, корни которой глубоко в литературной классике про службу в захолустье, адюльтеры от скуки да сатисфакции. Есть мотивы «Поединка» Куприна, чеховской «Дуэли» и много чего еще, а фамилия Лесковых, наверно, в честь известного писателя. Хотя Мария, конечно, до статуса «леди Макбет» не опускается.

Это настолько традиционная для русского реализма последних 200 лет история, что банальное, на первый взгляд, вневременное название «На дальних рубежах» оказывается весьма удачным.

Кадр из к/ф «На дальних рубежах».
Кадр из к/ф «На дальних рубежах».
Ловелас Крайнов в традициях русских офицеров балуется стихами, вроде таких: «Офицерские погоны поманили вдаль. Не танцуешь больше в зале, на душе печаль»; «Тебя увидел возле дома, прошли ненастье и тоска». Стихи посредственные, и польза от них – только в качестве улик по делу.

Бесхитростная публикация лирических опусов в местной газете, как и почти откровенная продажа лишнего бензина налево, роднит Крайнова с героями Лермонтова, Пушкина и других классиков: он так же беззастенчиво устраивает интрижки, объективирует женщин, беспечно идет на конфликт с законом и товарищами, дергает судьбу за усы.

Лесков принимает вызов. Сначала так, как сделал бы герой «Майора». И кажется, что дальше подобно степному урагану последует цепочка неотвратимых событий, сминающих судьбы всех героев фильма и ведущая к очередной киношной социальной безнадеге.

Кадр из к/ф «На дальних рубежах».
Кадр из к/ф «На дальних рубежах».

Но оказывается, что конфликт, пусть и большой ценой и для кого-то слишком поздно, заставляет героев вспомнить, что они все-таки офицеры.

Маленькие люди в большой степи

Неслучайно выведен образ порядочного следователя, не просто так значимую роль играет церковный приход. Религиозная духовность помогает героям хотя бы отчасти сохранить человеческий облик. В итоге действующие лица, конечно, антигерои, драматические персонажи со сложной судьбой. Но не те, кто не заслуживает понимания и прощения.

История остается очень печальной, но не беспросветно темной. Фильм не превращается в памфлет, в обличение некой системы или геополитическое высказывание. Он удерживается именно на уровне драмы маленького человека. Которая, при всей лаконичности, минимализме актерской игры, наполнена внутренним напряжением.

Кадр из к/ф «На дальних рубежах».
Кадр из к/ф «На дальних рубежах».

За полоской сжатых губ майора Лескова скрыта серьезная тревога, душа внешне сдержанной Марии трепещет, как белье, что она развешивает на ветру. Тут, конечно, честь и хвала и режиссеру, и оператору Андрею Найденову, который недавно уже снимал кино о суровых людях на фоне шикарной дикой природы – в фильме «Находка».

Темное на светлом

Снятый без лишних слов, театральных поз, истерик и патетики фильм завораживает простотой, которая глубока и в каком-то смысле очищает.

Как панорамы с бегущей по долине рекой и синеющими на горизонте горами. Как сквозная тема чистоты мундира: от покупки курточек для соревнований детей, до стирки Марии, опрятно одетых офицеров и солдат, до аккуратно сложенного российского флага в руках героини. Неспроста, когда герои оступаются, на одежде расплываются пятна.

Кадр из к/ф «На дальних рубежах».
Кадр из к/ф «На дальних рубежах».

Темное пятно – печально, и стоит подумать, как оно возникает. Но такие пятна видны на светлом. Такова картина Фрумина и Дашкина. И в этом одно из ключевых ее отличий от фильмов, подобных «Левиафану» (я не ругаю, фильм Звягинцева – очень глубокая и важная работа, я писал об этом здесь), «Дураку» или «Майору», где многослойные пятна давно слились в темное месиво.

Спасибо за дочитку! Подписывайтесь на канал, и продолжим!