Найти тему
КультПрогулка

Почему в современных пьесах так много мата? Интересная версия

Оглавление
В Новом Драматическом театре
В Новом Драматическом театре

Если вы читаете современные пьесы или смотрите поставленные по ним спектакли, вы замечали, что драматургии часто используют ненормативную лексику. Даже очень часто используют.

Почему так? Зачем это? Какую преследуют цель?

Ведь драматурги, даже современные, это довольно-таки культурные люди. Тексты они пишут не на уровне ругающихся в подъезде подростков. В них (в текстах) часто есть довольно глубокий смысл, виртуозно изложенный в тщательно подобранных словах. И все это чудо вдруг оказывается обляпанным матерными словами.

Фото со спектакля "Синий слесарь" , автор пьесы Михаил Дурненков. Здесь ругаются
Фото со спектакля "Синий слесарь" , автор пьесы Михаил Дурненков. Здесь ругаются

Что это? Просто мода такая? Для чего?

Раньше я думала, что это для того, чтобы точнее передать реальную жизнь, реалистичнее показать героев пьесы. Ведь, согласитесь, очень многие в реальной жизни не отказываются от крепкого словца.

Но так ли это необходимо? Ведь мы прекрасно можем и без мата в тексте представить героев "На дне" Горького. А их прототипы, думаю, ругались повиртуознее современных персонажей.

Или, может, это просто такой слом границ?

Вот мол, какие мы смелые, даже со сцены можем ругаться матом. Нет больше никаких условностей, одна сплошная свобода!

Но все равно не понятно, зачем свое же хорошее произведение пачкать только ради гипотетической свободы, которой все равно нет, сколько матом не ругайся.

Так я размышляла на эту тему, но все равно версии получались несостоятельными, не объясняющими этого явления, тем более такого массового.

А недавно послушала лекцию театроведа Анастасии Васильевич о современной драматургии.

Анастасия Василевич интересно рассказывает о современном театре
Анастасия Василевич интересно рассказывает о современном театре

Она объясняет обилие мата в современных пьесах тем, что драматурги используют нецензурную лексику для наполнения пьесы энергией. То есть это использование мата в его первоначальной функции, как использовали его наши далёкие предки для победы в бою, поднятия боевого духа, для отпугивания тёмных сил и для наполнения самого себя и пространства вокруг более сильной энергетикой.

Если вы были когда-нибудь на спектакле, где используют ненормативную лексику, вы знаете, что равнодушным оставаться сложно. Эмоции у зрителей не всегда позитивные, но всегда очень сильные. И каждое такое слово держит накал в зале.

Хорошо это или плохо, судить не берусь, но действенно, это точно.

А вы как думаете? Почему в современных пьесах так много мата? Просто от общего нашего бескультурья? Или есть ещё какие-то причины?

Пишите свое мнение в комментариях, мне будет очень интересно. И подписывайтесь на канал КультПрогулка.