А если я задам вопрос иначе - Хочу айфон на неделю бесплатно, вдруг не подойдет. Дадите?
Со стороны покупателя это "вау" возможность. "Яблочко" на халяву на неделю + реально проверишь насколько он хорош. А теперь представьте, что вы — владелец салона мобильной связи или заводов "Яблочко". Дадите всем желающим айфоны, чтобы потестили (не исследование своей продукции собственником, а именно клиент хочет недельку поюзать, и не факт, что купит?
Я —нет!
Вот так и в копирайтинге. Только клиент-заказчик хочет тестовый текст, а копирайтер-владелец услуги не хочет работать бесплатно. Кто прав? Как думаете?
Тестовое задание — это нормально, чтобы узнать подходит ли копирайтер, НО!
📌тестовое, это значит небольшое! А не 5 статей, недельный постинг или вообще лендинг, презентация или транскрибация часового вебинара. Я считаю, что оптимальным для бесплатного тестового может быть текст, написание которого занимает до часа.
📌Определить уровень копирайтера можно по одному посту.
📌Определить уровень копирайтера можно по его портфолио, запрашивайте его.
📌Определить уровень копирайтера можно по.. тому как он ведет свои аккаунты.
Я люблю и рекомендую на серьезные задачи выбирать копирайтера не только по рекомендации, но и по итогам созвона.
Почем я вообще затронула тему тестовых? Потому что сегодня в одной профильной группе прочла пост, который меня зацепил. Когда непорядочные клиенты хотят объегорить копирайтера, дав полноценное задание в качестве тестового.
За 6 лет в копирайтинге и с учетом ситуаций, в которые попадали мои коллеги, видела как в качестве тестового давали написать письмо в емейл рассылку и на халяву собрали цепочку, цена которой за 10 000 руб. Видела, когда выпускнику спецкурса предлагали сделать текст лендинга "за отзыв", потому что он новичок. Ребята, неделя работы по 4-5 часов в день за отзыв?? Это тупо обесценивание работы копирайтера. Вы бы согласились неделю работать за "спасибо"?
А потом удивляемся, почему фиговые копирайтеры?
Да потому что нормальный человек с нормальной самооценкой и желанием работать за такое не возьмется. А если возьмется, то через месяц с голоду помрет на одних отзывах.
Да, от фигового копирайтера никто не застрахован. Да, роль играет еще и личный фактор. Но хоть кому-то из вас яблочный телефон просто так давали на неделю пользоваться или открывали банку сока/Нутеллы в магазине попробовать?
Когда я выбирала телефон 2 года назад, то выбор стоял между айфоном 8 и самой новой моделью Сяоми. Первый стоил 40-45 000, второй 30 000. Я взяла второй (по характеристикам, не по деньгам). И да, магазин дал мне его на неделю теста, если не понравится, я могла доплатить разницу и взять айфон. НО! 30 000 я отдала, а не получила тест бесплатно. Кстати, телефон во всем хорош оказался, я его оставила. Но по итогу говорю, айфон по камере и функционалу для ведения Инстаграм все же лучше. Поэтому следующий — только айфон.
А теперь вернусь к тестовым заданиям "платить или нет". В нормальных устойчивых проектах закладывается бюджет на тестовую работу (рекламу, поиск специалиста и т.д.). Минимальная сумма, но все же. Тот же копирайтер-маркетолог, который закончил курс и хочет работать, согласится за 5 000 написать текст лендинга (+ отзыв). И будет стараться! А за бесплатно он выдаст так себе текст, потому что нет мотивации!
Если работа откровенно (вдруг!) окажется плохой, объясните в чем косяки. Пусть исправляет или возвращает деньги.
На хороших курсах по копирайтингу учат не только всем видам текстов, маркетинговому исследованию и составлению портфолио, но и ПРАВИЛЬНО РАБОТАТЬ С ЗАКАЗЧИКАМИ от их поиска до брифования, согласования и принятия работы. Потому что от этого зависит дальнейшая востребованность и благосостояние копирайтера.