Читательница "Московских историй" Наталья Чистякова вспоминает семейный дом в дачном поселке Вешняки, террасу с цветными стеклышками, и рассказывает, почему бабушка перестала верить в Бога.
До пяти лет, пока не стали расширять границы Москвы, мне удалось пожить в бабушкином дореволюционном доме-даче, в старом дачном поселке «Вешняки» - улица Пушкина, 18. (Ломать поселок стали где-то году в 1966-1967-м). Хороший был дом: два входа, несколько печей, терраса с цветными стеклышками, участок полгектара. А теперь расскажу, откуда он у нас в семье появился.
Мои бабушка и дедушка с маминой стороны, как, впрочем, и с папиной - уроженцы Рязанской области. До революции, в конце 19-го века, моего дедушку, Александра Ивановича Душина, взяли «мальчиком» (это статус, а не возраст) для работы в Петербурге - в ресторан богатых соседей по деревне, купцов Лексановых. Потом он там стал официантом, затем старшим официантом, дальше - метрдотелем, а потом и компаньоном владельцев ресторана. Знаю, что дедушка собирался выкупить и открыть собственный ресторан, но революция эти планы перечеркнула. И дедушка, тогда уже женатый на бабушке, быстро собрался и бежал с семьей из Петербурга в Москву. На скопленные сбережения и был куплен этот дом. Видимо, это был уже период НЭПа.
Дом принадлежал немцу-врачу, который уезжал на родину, в Германию. На террасе после приобретения дома остались стоять несколько стульев, белых, со спинками. Эти стулья до сих пор стоят у меня на даче и даже не то что не качаются, но и не скрипят.
В Москве, уже при советской власти, дедушка работал метрдотелем в ресторане на Комсомольской площади, делал маникюр, носил шелковые рубашки, сам готовил дома, делал майонез, мороженое. Вот только голову курице отрубить не мог - бабушку просил. Он был 1893 года рождения, ушел на фронт в 48 лет, это был возраст последнего призыва. Я храню его письма.
Потом, чтобы не уплотнили, да и вообще, чтобы родне перебраться в Москву, из Рязани к бабушке приехали ее три сёстры. Места всем хватило. А уже в 50 - 60-е годы бабушка жила одна, по очереди растя трех внуков.
Наш дом стоял недалеко от платформы "Вешняки", мы ходили туда с бабушкой на рынок за молоком. Бабушка с большим бидоном, а я с маленьким. Рядом с платформой была церковь, она и сейчас стоит.
В церковь бабушка при мне никогда не заходила, она перестала верить в Бога после того, как на фронте погиб в 1942 году её 19-летний сын Коля. А потом, в 1943 году, её муж и мой дедушка Александр Иванович.
В 1967-м или 1966 году Вешняки сломали. На том месте, где мы жили, теперь улица Красный Казанец, а на месте нашего дома, бабушка говорила, построили детский сад.
Бабушке дали однокомнатную квартиру в панельном доме возле метро "Рязанский проспект". Она не особенно возмущалась. Философски к этому отнеслась, тем более, что все соседи-знакомые поселились рядом. Вещи частично с собой забрала, но многое так там и осталось, под бульдозером. #наталья чистякова
Продолжение:
Делитесь своими историями! Почта emka3@yandex.ru