Приветствую вас на канале Авиатехник! Сегодня мы поговорим с вами об интересном случае, который произошел с вертолётом Ка-32С в 1991-м году в Ленинградской области.
В результате неудачного экстренного приземления вертолёт восстановлению не подлежал, однако все люди на борту выжили. В этой статье я расскажу вам об этом случае подробнее.
Немного о вертолёте
Вертолёт Ка-32С с бортовым номером СССР-31023 был построен на Кумертауском авиационном производственном предприятии в июне 1989 года. В эксплуатации находился весьма недолго - 1 год и 9 месяцев.
Имел заводской номер (31023)6007. Серийный - 060-07. Был списан 4 марта 1992 г. в результате АП. Принадлежал Ленинградскому УГА.
День инцидента
27 марта 1991 года в 15:24 экипаж Мурманского объединенного авиаотряда осуществлял полёт к месту работ по маршруту Мурманск-Петрозаводск-Новгород-Великие Луки-Витебск-Могилев. В это время на борту находились два авиатехника, служебный груз массой 440 кг и багаж.
В 13 часов 59 минут борт СССР-31023 произвел взлёт в Петрозаводске. Скорость полёта (средняя) составляла 220 км/ч, высота полёта - 500 метров. Видимость - более 10 км. Нижняя граница облаков составляла 600-800 метров.
В 15 часов 23 минут экипаж услышал вибрацию, а затем хлопок с появлением шума в районе двигателей и редуктора. В этот момент управление вертолётом взял на себя проверяющий.
Подобная ситуация уже возникала годом ранее с вертолётом Ка-32 (бортовой номер СССР-31026) и закончилась плохо. Вспомнив данный случай, экипаж принял решение о вынужденной посадки на край заснеженного поля по курсу полёта.
Вертолёт стал снижаться. Экипаж уменьшил общий шаг и перевел вертолёт в режим самовращения НВ. Благодаря этому снизилась вибрация.
Экипаж осуществлял заход на посадку по приборам при попутно-боковом ветре справа до 5-6 м/с. Посадка выполнялась с пробегом, с целью уменьшения нагрузки на конструкцию вертолёта (экипаж опасался разрушения). На высоте около 30 метров проверяющий заметил овраг, ширина которого составляла приблизительно 5-6 м. Он располагался перпендикулярно курсу снижения. Экипаж снизил темп гашения поступательной скорости и увеличил общий шаг несущих винтов до 6 градусов с целью перелёта оврага.
На удалении 15 метров от края оврага экипажу удалось посадить вертолёт, однако не совсем удачно (поступательная скорость составляла 60 км/ч, угол тангажа на кабрирование - 20 град.).
Перед приземлением поднялся снежный вихрь, видимость была ухудшена. Из-за этого экипаж плохо ориентировался в пространстве. В 15 метрах от оврага находилась асфальтированная дорога. Заметив её, лётчики попытались приземлиться прямо на неё, однако вертолёт столкнулся с дорожным знаком левой основной стойкой шасси.
Вертолёт развернуло к центру дороги. Колеса правых стоек шасси оказались на дороге, а левых - на обочине. Далее, левые колеса стали проваливаться в песчаный грунт, из-за чего вертолёт сполз по дорожной насыпи и опрокинулся на левый борт. Так, борт получил значительные повреждения, которые и стали причиной списания борта. Все люди на борту выжили.
Выводы комиссии
В ходе расследования было установлено, что одна из лопастей несущего винта ранее подвергалась ремонту в полевых условиях (производилась замена хвостовой секции №12). Склейка нижней обшивки с лонжероном выполнялась неудовлетворительно, что привело к её дальнейшему отрыву в полёте. Была нарушена балансировка лопастей (отсюда появились и вибрации).
Также было установлено, что экипаж поздно обнаружил препятствие в виде оврага из-за снежного покрова.
Экипаж выполнил вынужденную посадку в усложненных условиях на непригодную площадку в связи с разрушением хвостовой секции №12 лопасти нижнего несущего винта в результате некачественного ремонта представителем Кумертауского АПО в условиях Мурманского ОАО.
Что вы думаете об истории борта СССР-31023? Делитесь своим мнением в комментариях ниже!
Буду рад, если вы поддержите статью пальцем вверх и подпишитесь на канал Авиатехник!
Не спешите уходить! Смотрите интересный ролик на моём YouTube-канале: 👇
#авиация #авиатехник #интересные факты #самолеты #вертолеты #советская авиация #ссср