Найти в Дзене
diletant.media

Кто оформлял Русские сезоны Дягилева?

Оглавление

Леон Бакст – один из самых известных художников Серебряного века. Благодаря созданным им костюмам и декорациям в Европу пришла мода на экзотику и ориентализм.

В 1866 году в Гродно в семье евреев родился мальчик Лейб-Хаим Розенберг. Его отец Израиль Рабинович Розенберг, по одним данным, был учёным-талмудистом, по другим, — коммерсантом. Известно точно, что Розенберга удостоили звания почётного гражданина (его давали только учёным), также он занимался предпринимательской деятельностью.

Кумиром ребёнка стал его дедушка, у которого Лейб-Хаим часто гостил после переезда в Санкт-Петербург. Он, парижанин времён Второй империи, был светским человеком с очень хорошим вкусом. Его дом, украшенный гобеленами, парчой и мебелью из камня, поражал мальчика, вызывал в воображении мечты о чём-то высоком.

Лев Бакст. Источник: newtimes.ru
Лев Бакст. Источник: newtimes.ru

Только в 12 лет раскрылся талант ребёнка к рисованию. Произошло это так: в гимназии готовились к празднованию столетия со дня рождения Василия Жуковского и организовали конкурс на лучший портрет поэта. Розенберг взял за основу гравюру с изображением Жуковского и через несколько дней принёс свою работу судьям. Портрет признали лучшим и повесили в гимнастическом зале.

Начало творческой карьеры

На смотре в Академии художеств Бакст провалился. В течение всего следующего года он учился писать с натуры, снова держал экзамен и справился — его допустили к занятиям. В академии юноша познакомился с единомышленниками. Одним из самых близких друзей стал Валентин Серов, с которым они вели долгие беседы по вечерам.

Несмотря на старание, Леон так и не закончил академию: он ушёл из неё после скандала, разразившегося из-за его работы на конкурсе. В рамках заявленной темы («Мадонна, плачущая над Христом») Бакст изобразил Мадонну старой женщиной с растрёпанными волосами. Судьи были вне себя.

Эскиз декораций Бакста к балету «Шехерезада», 1910. Источник: Pinterest
Эскиз декораций Бакста к балету «Шехерезада», 1910. Источник: Pinterest

В 1891 году Бакст решил отправиться в заграничную поездку. В Париже он познакомился с молодым художником Альбертом Эдельфельтом, вместе с которым научился работать на пленэре. Этот опыт оказался очень полезен: через два года поступил заказ на большое полотно, посвящённое приезду делегации адмирала Авелана в Париж.

С 1898 года они начали выпускать собственный журнал, носивший название общества, — «Мир искусства». Сотрудником редакции нового издания, конечно, стал Бакст. Он занимался украшением обложки, рисовал красивые буквы и орнаменты. Кроме того, Леон иногда помогал Дягилеву, исправляя его работы. Художник пробовал свои силы и в иллюстрации, оформляя «Нос» Николая Гоголя. Эти рисунки можно рассматривать как первые опыты в разработке уникальных сценических костюмов. Позже в «Истории русской живописи» Бенуа написал: «У Бакста золотые руки».

Лев Бакст. «Майор Ковалёв встречает Нос», 1904. Источник: Pinterest
Лев Бакст. «Майор Ковалёв встречает Нос», 1904. Источник: Pinterest

Русские сезоны

В 1899 году Сергей Дягилев был назначен чиновником по особым поручениям. Понимая номинальность этой должности, он продолжал активно заниматься издательской деятельностью. Дягилев приступил к реформированию «Ежегодника императорских театров». Его стараниями журнал превратился в серьёзное художественное издание. Дягилев не остановился на достигнутом и, пользуясь положением, привлёк к работе в театре знакомых художников: Бенуа, Коровина, Серова и других. В 1901 году они занимались оформлением балета Лео Делиба «Сильвия». Зрители были в восторге от созданных Бакстом декораций.

Лев Бакст. Эскиз к балету «Шехерезада», 1910. Источник: Pinterest
Лев Бакст. Эскиз к балету «Шехерезада», 1910. Источник: Pinterest

В том же году Леон женился на Любови Гриценко, дочери Павла Третьякова. Чтобы отец дал согласие на брак, жених принял лютеранство. В 1907 году у пары родился сын Андрей.

С 1910 года он жил в Париже, где сотрудничал с труппой Сергея Дягилева. В 1909 году открылись Русские сезоны, от которых пришли в восторг европейские критики и зрители. Слава пришла не только к танцорам, но и к художникам. Леон Бакст вдруг стал известен всему миру: его удивительные сказочные декорации к «Клеопатре», «Карнавалу» и другим спектаклям покорили зрителей. Он осознавал свою большую творческую силу и говорил, что художник подобен дирижёру, «который может взмахом своей палочки… безошибочно извлечь тысячу звуков».

Лев Бакст. Эскиз костюма Клеопатры для Иды Рубинштейн к балету «Клеопатра», 1909. Источник: Pinterest
Лев Бакст. Эскиз костюма Клеопатры для Иды Рубинштейн к балету «Клеопатра», 1909. Источник: Pinterest

Бакст, как и раньше, не ограничивался созданием декораций и активно работал над костюмами. По его эскизам шили для лучших артистов Императорского театра и труппы Дягилева — Анны Павловой, Вацлава Нижинского и Тамары Карсавиной.

«Коронованный» Парижем

Бакст не стеснялся идти против канонов классического искусства и создавал очень смелые образы. Он одел танцоров в шаровары и платья, сшитые из прозрачных и лёгких тканей. Европейцы были потрясены: такого себе не позволял никто. Творчество художника показало, что цвет и декорации могут стать полноценными участниками представления, раскрывающими образы героев.

Подробнее