Многие читатели в теме об американском корабельном лесе выразили удивление, почему англичане так низко ценили виргинский дуб, от которого отскакивали ядра, и вообще, который, как все американское, был естественно супер-вундер-вафле и юбер аллес.
Так вот, в отчете Адмиралтейства образца 1807 года пишется, что лес, закупленный в США и Канаде, очень плохой, потому что тамошний дуб подвержен "сухой гнили" (dry-rot), короче - внутри жили микроколонии грибков. В сухом виде эти микроколонии неопасны, хотя и питаются волокнами, но размножаются очень плохо и мало. Когда древесина попадала в воду - начиналось скачкообразное размножение этих грибков. В результате они изнутри просто выедали древесину. В частности, по этой причине прямо на Гибралтарском рейде на глазах у всего флота утонул целый фрегат - стыки просто разошлись и фрегат с пушками и командой просто пошел на дно.
Так что, как говорила известная "дочь офицера", "не все так однозначно".
Кстати, о великом американском мифе, что, мол, ядра просто отскакивают от бортов, сделанных из "великолепного виргинского дуба" (тм).
Возник этот миф после боя английского фрегата "Герьер" с американским "Конститьюшн".
Дело в том, что когда "Конститьюшн" сближался с англичанами, он шел носом, в результате часть британских ядер просто рикошетила от борта, и это логично.
Кроме того, не стоит забывать следующее - на расстоянии в 600-1000 метров британские 18-фунтовые (8-кг) ядра не могли проломить толстые (63 см) борта американского корабля, тогда как 24-фунтовые (11-килограммовые) ядра «Конститьюшн» легко проламывали как семидюймовые дубовые доски ширстрека, так и футовые доски второго бархоута.
Ну и последнее – высота борта от ватерлинии у «Конститьюшн» составляла 4,34 метра, тогда как у «Герьер» всего лишь 3,12 метров, что позволило американцу в ближнем бою обстреливать верхнюю палубу англичан сверху вниз.
После боя «Конститьюшн» и «Герьер» британское Адмиралтейство производило «разбор полетов» данного боя. Весьма интересны выводы Их Лордств - по мнению лордов-комиссионеров «Герьер» проиграл этот бой из-за... французской постройки. Дело в том, что французы делали несколько облегченный набор корпуса, чтобы их фрегаты развивали большую скорость. Кроме того, сама концепция французского флота не предусматривала ближнего боя. В отчете среди всего прочего говорится: «Корабли французской постройки, ходящие сейчас под флагом Royal Navy, не предназначены для ближнего боя из-за слабости своего корпуса, и прежде всего - из-за однослойной обшивки корпуса. Британские фрегаты, построенные на наших верфях, имеют и внешнюю, и внутреннюю обшивку. Французы используют 7-дюймовые (18 см) доски для обшивки корпуса, тогда как на наших верфях со времен Энсона заложена в стандарт футовая (30 см) обшивка для фрегатов.»
Основная проблема этого анализа была в том, что он совершенно не рассматривал, а как же победить хамфрисовские фрегаты. Ведь обшивка американских 44-пушечников в районе ватерлинии была тройной, и вдвое превосходила толщину обшивки британских фрегатов (63 см против 30 см). К верхней палубе она истончалась, но и там она составляла 30 см против британских 18-ти (семидюймовые доски между верхней и главной палубами). Учитывая же менее мощное вооружение британских 36- и 38-пушечных фрегатов – победа в гипотетическом бою опять отдавалась американцам. Вопрос был только в том, что фрегаты британской постройки будут держать огонь «слонов» чуть дольше фрегатов французской постройки.
О том, как "не пробивались" борта американских супер-фрегатов, хорошо свидетельствуют два боя - бой "Эндимион" - "Президент" и "Чесапик" - "Шеннон".
В бое "Чесапик" - "Шеннон" британское 18-фунтовое ядро с длинной пушки с расстояния 18 метров пробило оба борта "Чесапика" насквозь. Что, как бэ, говорит о...
Что касается "Энди" с его 24-фунтовками - то он с расстояния 70 метров за час боя просто разворотил корму "Президента", проделал 8 подводных пробоин, превратил в большое кладбище обломков левый борт (там американцы потеряли 8 орудий за 6 минут), и это при том, что целили англичане по мачтам и парусам, чтобы сбить скорость "Президента".