Здравствуйте, дорогие читатели!
«Культурные ценности» не были включены в Гаагскую конвенцию до 1954 года. До этого все #произведения искусства и исторические артефакты добывались в основном силой.
В 1799 году британский посол в турецкой гавани лорд Элгин посетил Афины и приобрел лучшие секции фриза Парфенона. Храм использовался как арсенал, большая часть его была разрушена взрывом, и никто не пытался восстановить его. Таким образом, Элгин утверждал, что сделка, которую он заключил с турками, была одновременно законной и вдохновленной чувством общественного блага.
Но афиняне возразили. Один греческий лидер предостерег сограждан от продажи греческих сокровищ «европейцам». Позже он написал: «Мы все-таки боролись за наше наследие».
Мраморы Элгина - один из величайших экспонатов Британского музея. Некоторые считают их частью британского культурного наследия. Но если смотреть с другой стороны, в случае вывоза элементов Стоунхенджа можно было бы считать их частью «греческого культурного наследия»? Я так не думаю!
Липкие пальцы завоевателей
Многие европейские музеи и галереи возникли в результате приобретений в качестве национальной или частной добычи. В 17 веке шведы увезли огромное количество произведений искусства и ценных вещей из Германии, Чехии и Польши. Наполеон был одним из самых ярых покровителей Лувра. А большая часть артефактов из Египта была разграблена англичанами.
Многочисленные экспонаты, хранящиеся в важнейших собраниях государственной музейной библиотеки России, когда-то были вывезены из Польши.
В том же году, когда лорд Элгин находился в Афинах, армию Суворова на пути в Италию сопровождали специально обученные отряды коллекционеров культуры. Тяжелый политический вес власти обычно сопровождался легкостью и ловкостью липких пальцев.
В 1990 году бесценные экспонаты из «Кведлинбургского сокровища», в том числе освещенная немецкая Библия IX века в драгоценном переплете, были найдены в гараже в Техасе, который когда-то принадлежал бывшему полковнику армии США.
Знаток с усами
В ХХ веке фашистов считали мастерами воровства произведений искусства. Геринг считал себя знатоком, а Гитлер - будущий студент изящных искусств - планировал построить в своем родном Линце крупнейший в мире художественный центр.
Краков, Париж, Флоренция, Гент и Амстердам, а также многие другие более мелкие центры серьезно пострадали. Целые эшелоны с добычей шли с Востока в Рейх. В конце войны тысячи величайших сокровищ европейского искусства были найдены в старой соляной шахте Альт-Аусзее в Австрии.
Советские «находки»
Однако грабежи фашистов - это только часть дела. Спустя 50 лет после войны в России обнаружились сокровища: картины старых мастеров и другие работы, похищенные фашистами, которые Красная Армия отняла у немецких грабителей.
Например, так называемая золотая «маска Агамемнона», а также 16 000 предметов из так называемых "сокровищ царя Трои Приама", однажды привезенных Шлиманом в Берлин, находились в Москве в 1991 году. Неизвестные никому, кроме КГБ и горстки консерваторов, эти «трофеи» и «особые находки» полвека хранились в секрете в Эрмитаже, Пушкинском музее и Загорском монастыре (Сергеев Посад).
Большинство из этих произведений искусства происходило из частных коллекций: Хатвани в Будапеште, Франца Кенигса в Амстердаме или Фонда Кребса в Мангейме. Были оспорены права на миллионы произведений. Проблема - как и в случае с Британским музеем - заключалась в том, чтобы убедить исследователей в том, что «найти» не означает «получить на них права».
Если статья показалась вам интересной, жмите "палец вверх" и подписывайтесь на канал!))) И наш канал продолжит публиковать интересные #факты