Специальная комната для хранения старинных книг в Российской национальной библиотеке - «Готическая зала» или «Кабинет Фауста». Здесь хранятся первопечатные книги, инкунабулы, альды и эльзевиры (см. примечание в конце статьи). На экскурсии в полной мере ощутила магию места. Модная готическая тема не отпускает, углубилась в чтение. А ролик с экскурсией (тоже даю ссылку в конце статьи) пересматривала несколько раз.
Проект архитектора Ивана Ивановича Горностаева (под художественным руководством архитектора В. И. Собольщикова) создан в 1857 году. Комната имеет вид старинной монастырской библиотеки: сводчатые расписные потолки, арки и колонна по центру. Здесь в полной мере можно ощутить атмосферу древнего католического монастыря, где «зачиналась европейская наука».
Зал был открыт 22 января 1858 года. В полутемном помещении, примерно метров сорока, стоят дубовые шкафы и полки. Свет проникает сквозь стрельчатые окна с цветными вставками. На потолке роспись, а на притолочном карнизе надписи готическим шрифтом: «Имя Иоганна Гутенберга, изобретателя книгопечатания останется жить вечно» и «Здесь стоят первенцы типографского искусства».
Мы видим практически то же, что и первые посетители. Акварель ученицы Рисовальной школы Общества поощрения художников Ольги Кочетковой «Средневековый зал инкунабул в Императорской Публичной библиотеке» экспонируется в Отделе редких книг. На этой картине можно увидеть, как выглядел «Кабинет Фауста» в 1880 году. Только после войны, когда коллекция редких книг пополнилась, добавили стеллажи.
Поставец с цепями для книг появился в 1858 году, они выполнены в средневековом стиле по рисункам И. И. Горностаева. Он долго путешествовал по миру, изучал историю мирового искусства и наверняка видел в европейских монастырях подобные предметы. Книги закрепляли на цепи на специальном пюпитре, чтобы уберечь ценные издания от порчи и хищения. Читали стоя.
Экскурсантов за тяжелую кованную дверь не пускают. Для книг важно поддерживать особую атмосферу, влажность и температуру. Но зал можно прекрасно рассмотреть и от двери.
Перед дверью в паркет инкрустирована магическая звезда. Считалось, что средневековых ученых, постигающих мир, следует защищать от нечистых духов. Так это или нет, но звезда на месте.
Мы слушали экскурсию в узкой комнате, примыкающей к «Готической зале». Раньше здесь размещались дублеты, а когда открыли «Кабинет Фауста», ее отделали в том же «средневековом» стиле, и чтобы попасть за тяжелую, кованную дверь сегодня, надо миновать ее, пройти мимо книжных шкафов и выставочной витрины. Но доступ есть только у специалистов и хранителей Отдела редких книг РНБ.
Почему же «Кабинет Фауста»?
Фауст, как персонаж, если выражаться современным языком, стал популярным трендом, объединив в себе литературные и народные легенды. О нем написано несколько книг (до знаменитого «Фауста» Гёте).
Первая «История о докторе Иоганне Фаусте, знаменитом чародее и чернокнижнике» появилась на книжной ярмарке во Франкфурте-на-Майне в 1587, напечатана Иоганном Шписом, но авторство указано – Фауст. В книге были собраны истории развлекательного свойства из жизни самого Фауста, хоть издатель и указал, что цель книги – сохранить христианский путь читателя.
Книга стала настолько популярной, что выдержала 22 издания и каждая новая редакция дополнялась подробностями из жизни чернокнижника. Например, автор ведал читателю, что Фаусту удалось овладеть Еленой, гречанкой, дух которой он вызвал и от которой у него родился сын, способный предсказывать будущее. Книга, как и ее персонаж стали истинно народными. Всего было выпущено 22 редакции книги Шписа, она переводилась на английский, французский и голландский языки.
В дальнейшем история Фауста дополнялась и перерабатывалась, но все более и более комментировалась с позиций нравственно-христианского благочестия. В 1599 году «История Фауста» Георга Рудольфа Видмана уже содержала в себе «исследования демонологии». Но назидательность и нравоучения успеха не имели и только в 1674 году это издание было обработано нюрнбергским врачом И. Пфитцером. И его произведение выдержало 6 переизданий.
И в 1725 году появляется книга, где собраны истории из жизни Фауста, но автор скрывается за псевдонимом «Верующий христианин». Почти полтора века литературной жизни – вот насколько популярен был персонаж!
А была еще театральная и музыкальная часть. Авторы писали пьесы, они с успехом шли в театрах. Романтики-барды слагали баллады о жизни и приключениях Фауста. Во всех средневековых труппах неизменно появлялся «Фауст», если не как пьеса, то в форме пантомимы или балета. Постепенно история о докторе Фаусте была вытеснена духовной цензурой в пространство фольклора. Игрались кукольные представления на ярмарках, зрителями были дети. И один из таких спектаклей увидел юный Гёте.
«Фауст» Гёте и сегодня считается одним из наиболее часто исполняемым произведением, не менее трехсот представлений ежевечерне, во всех театрах мира. И в кино – 80 кинолент, 67 режиссеров из 13 стран.
И мы читаем в трагедии первое описание комнаты Фауста: «Здесь солнца луч в цветном окне /Едва-едва заметен мне;/На полках книги по стенам/До сводов комнаты моей —/Они лежат и здесь и там…»
Есть определенная логика в том, что в библиотеке 19 века появился «Кабинет Фауста». Библиотекари говорят, что зал был создан «по впечатлениям» и по моде того времени. Во многих домах появлялись залы псевдоготического стиля, восточные кабинеты, помещения стилизовались и декорировались под время, под тему.
"Кабинет Фауста" - зал Отдела редких книг Российской национальной библиотеки
Директором Императорской публичной библиотеки середине XIX в. был М. А. Корф, он «выбивал» финансирование. Воплощали замысел архитекторы И. И. Горностаев и В. И. Собольщиков. Организатор и непосредственный руководитель князь Владимир Одоевский, заместитель директора библиотеки, которого при жизни называли «Русским Фаустом». Интерьеры «роскошной залы» обошлись библиотеке в 2200 рублей. Так что ничего мистического – просто мода, интерес и увлечение.
В настоящее время в «Кабинет Фауста» является частью Отдела редких книг РНБ, попасть туда можно только под присмотром библиотекаря, на экскурсию. С редкими изданиями читатели могут ознакомиться на выставках библиотеки, или по особой заявке.
Например, нам рассказали, что подбирали литературу для доктора по средневековой медицине, который писал диссертацию и ему нужны были травники, справочники. И кстати, некоторые библиотекари осторожно работают с редкой книгой, так как верят, что есть опасность подхватить какую-нибудь вредную средневековую болезнь. Но скорее всего это байка, а может и нет… Кто знает.
Коллекция редких книг в Российской национальной библиотеке уникальна. Все издания – образцы типографского искусства. Есть книги, исполненные в рукописном и в печатном виде, оригиналы и копии. В старых книгах мы можем увидеть «исторические портреты», и представить, как выглядели те или иные персоналии. Например, так выглядел Марко Поло.
А вот книга XV века. На портрете изображен некий гражданин по имени Дракула. Быть может, именно он стал прототипом, с которого Брем Стокер написал свой знаменитый роман.
Написано у Гете:
«В начале было Слово» —
И вот уже одно препятствие готово:
Я слово не могу так высоко ценить.
Да, в переводе текст я должен изменить,
Когда мне верно чувство подсказало.
Я напишу, что Мысль — всему начало.
Стой, не спеши, чтоб первая строка
От истины была недалека!
Ведь Мысль творить и действовать не может!
Не Сила ли — начало всех начал?
Пишу — и вновь я колебаться стал,
И вновь сомненье душу мне тревожит.
Но свет блеснул — и выход вижу смело,
Могу писать: «В начале было Дело»!
___________________________________________________________
Примечания:
Инкунабулы – первопечатные книги, начиная с XV века.
Альды – издания венецианского типографа XV-XVI в.в. Альда Мануция.
Эльзевиры – издания голландских типографов XVI-XVII в.в. Эльзевиров.
Ссылка на канал РНБ с видео экскурсией по "Кабинету Фауста", а лучше лично записаться и сходить! Удивительный мир, магия книги, старинных волшебных изданий!
#российская национальная библиотека #экскурсии #петербург #фауст #гете #книги #магия #готика
Ученые утверждают, что высокие произведения искусства – это устойчивые формы художественного сознания, где отражается целостный мир и важные смыслы, которые транслирует автор. А я добавлю, мода на литературу, на книги, пусть даже в магическом ключе это то, что может и должно сопутствовать мечте и интересам человека, питать его художественные замыслы, а в конечном итоге, становиться делом. И «Кабинет Фауста» яркое тому свидетельство, пусть и из позапрошлого века.
Не стесняюсь просить лайки, комментарии и репосты! Спасибо за прочтение!