Найти тему

О моде на магию: необычная экскурсия в «Кабинет Фауста»

Оглавление

Специальная комната для хранения старинных книг в Российской национальной библиотеке - «Готическая зала» или «Кабинет Фауста». Здесь хранятся первопечатные книги, инкунабулы, альды и эльзевиры (см. примечание в конце статьи). На экскурсии в полной мере ощутила магию места. Модная готическая тема не отпускает, углубилась в чтение. А ролик с экскурсией (тоже даю ссылку в конце статьи) пересматривала несколько раз.

Фото от двери.
Фото от двери.

Проект архитектора Ивана Ивановича Горностаева (под художественным руководством архитектора В. И. Собольщикова) создан в 1857 году. Комната имеет вид старинной монастырской библиотеки: сводчатые расписные потолки, арки и колонна по центру. Здесь в полной мере можно ощутить атмосферу древнего католического монастыря, где «зачиналась европейская наука».

Зал был открыт 22 января 1858 года. В полутемном помещении, примерно метров сорока, стоят дубовые шкафы и полки. Свет проникает сквозь стрельчатые окна с цветными вставками. На потолке роспись, а на притолочном карнизе надписи готическим шрифтом: «Имя Иоганна Гутенберга, изобретателя книгопечатания останется жить вечно» и «­­Здесь стоят первенцы типографского искусства».

Свет проникает сквозь стрельчатые окна с витражами.
Свет проникает сквозь стрельчатые окна с витражами.

Мы видим практически то же, что и первые посетители. Акварель ученицы Рисовальной школы Общества поощрения художников Ольги Кочетковой «Средневековый зал инкунабул в Императорской Публичной библиотеке» экспонируется в Отделе редких книг. На этой картине можно увидеть, как выглядел «Кабинет Фауста» в 1880 году. Только после войны, когда коллекция редких книг пополнилась, добавили стеллажи.

Поставец с цепями для книг появился в 1858 году, они выполнены в средневековом стиле по рисункам И. И. Горностаева. Он долго путешествовал по миру, изучал историю мирового искусства и наверняка видел в европейских монастырях подобные предметы. Книги закрепляли на цепи на специальном пюпитре, чтобы уберечь ценные издания от порчи и хищения. Читали стоя.

Подставка-пюпитр создана по образу и подобию старинных монастырских.
Подставка-пюпитр создана по образу и подобию старинных монастырских.

Экскурсантов за тяжелую кованную дверь не пускают. Для книг важно поддерживать особую атмосферу, влажность и температуру. Но зал можно прекрасно рассмотреть и от двери.

Перед дверью в паркет инкрустирована магическая звезда. Считалось, что средневековых ученых, постигающих мир, следует защищать от нечистых духов. Так это или нет, но звезда на месте.

Магическая звезда перед входом в Кабинет
Магическая звезда перед входом в Кабинет

Мы слушали экскурсию в узкой комнате, примыкающей к «Готической зале». Раньше здесь размещались дублеты, а когда открыли «Кабинет Фауста», ее отделали в том же «средневековом» стиле, и чтобы попасть за тяжелую, кованную дверь сегодня, надо миновать ее, пройти мимо книжных шкафов и выставочной витрины. Но доступ есть только у специалистов и хранителей Отдела редких книг РНБ.

Комната, где раньше хранились дублеты - теперь здесь Отдел редких книг
Комната, где раньше хранились дублеты - теперь здесь Отдел редких книг

Почему же «Кабинет Фауста»?

Фауст, как персонаж, если выражаться современным языком, стал популярным трендом, объединив в себе литературные и народные легенды. О нем написано несколько книг (до знаменитого «Фауста» Гёте).

Первая «История о докторе Иоганне Фаусте, знаменитом чародее и чернокнижнике» появилась на книжной ярмарке во Франкфурте-на-Майне в 1587, напечатана Иоганном Шписом, но авторство указано – Фауст. В книге были собраны истории развлекательного свойства из жизни самого Фауста, хоть издатель и указал, что цель книги – сохранить христианский путь читателя.

Книга стала настолько популярной, что выдержала 22 издания и каждая новая редакция дополнялась подробностями из жизни чернокнижника. Например, автор ведал читателю, что Фаусту удалось овладеть Еленой, гречанкой, дух которой он вызвал и от которой у него родился сын, способный предсказывать будущее. Книга, как и ее персонаж стали истинно народными. Всего было выпущено 22 редакции книги Шписа, она переводилась на английский, французский и голландский языки.

В дальнейшем история Фауста дополнялась и перерабатывалась, но все более и более комментировалась с позиций нравственно-христианского благочестия. В 1599 году «История Фауста» Георга Рудольфа Видмана уже содержала в себе «исследования демонологии». Но назидательность и нравоучения успеха не имели и только в 1674 году это издание было обработано нюрнбергским врачом И. Пфитцером. И его произведение выдержало 6 переизданий.

И в 1725 году появляется книга, где собраны истории из жизни Фауста, но автор скрывается за псевдонимом «Верующий христианин». Почти полтора века литературной жизни – вот насколько популярен был персонаж!

Старинные книги за стеклом свободно стоят, чтобы не портились переплеты
Старинные книги за стеклом свободно стоят, чтобы не портились переплеты

А была еще театральная и музыкальная часть. Авторы писали пьесы, они с успехом шли в театрах. Романтики-барды слагали баллады о жизни и приключениях Фауста. Во всех средневековых труппах неизменно появлялся «Фауст», если не как пьеса, то в форме пантомимы или балета. Постепенно история о докторе Фаусте была вытеснена духовной цензурой в пространство фольклора. Игрались кукольные представления на ярмарках, зрителями были дети. И один из таких спектаклей увидел юный Гёте.

«Фауст» Гёте и сегодня считается одним из наиболее часто исполняемым произведением, не менее трехсот представлений ежевечерне, во всех театрах мира. И в кино – 80 кинолент, 67 режиссеров из 13 стран.

И мы читаем в трагедии первое описание комнаты Фауста: «Здесь солнца луч в цветном окне /Едва-едва заметен мне;/На полках книги по стенам/До сводов комнаты моей —/Они лежат и здесь и там…»

Есть определенная логика в том, что в библиотеке 19 века появился «Кабинет Фауста». Библиотекари говорят, что зал был создан «по впечатлениям» и по моде того времени. Во многих домах появлялись залы псевдоготического стиля, восточные кабинеты, помещения стилизовались и декорировались под время, под тему.

"Кабинет Фауста" - зал Отдела редких книг Российской национальной библиотеки

Директором Императорской публичной библиотеки середине XIX в. был М. А. Корф, он «выбивал» финансирование. Воплощали замысел архитекторы И. И. Горностаев и В. И. Собольщиков. Организатор и непосредственный руководитель князь Владимир Одоевский, заместитель директора библиотеки, которого при жизни называли «Русским Фаустом». Интерьеры «роскошной залы» обошлись библиотеке в 2200 рублей. Так что ничего мистического – просто мода, интерес и увлечение.

В настоящее время в «Кабинет Фауста» является частью Отдела редких книг РНБ, попасть туда можно только под присмотром библиотекаря, на экскурсию. С редкими изданиями читатели могут ознакомиться на выставках библиотеки, или по особой заявке.

Например, нам рассказали, что подбирали литературу для доктора по средневековой медицине, который писал диссертацию и ему нужны были травники, справочники. И кстати, некоторые библиотекари осторожно работают с редкой книгой, так как верят, что есть опасность подхватить какую-нибудь вредную средневековую болезнь. Но скорее всего это байка, а может и нет… Кто знает.

Коллекция редких книг в Российской национальной библиотеке уникальна. Все издания – образцы типографского искусства. Есть книги, исполненные в рукописном и в печатном виде, оригиналы и копии. В старых книгах мы можем увидеть «исторические портреты», и представить, как выглядели те или иные персоналии. Например, так выглядел Марко Поло.

Марко Поло на старинной гравюре. Есть ли портретное сходство, или нет, но книга его современница.
Марко Поло на старинной гравюре. Есть ли портретное сходство, или нет, но книга его современница.

А вот книга XV века. На портрете изображен некий гражданин по имени Дракула. Быть может, именно он стал прототипом, с которого Брем Стокер написал свой знаменитый роман.

Под иллюстрацией карандашная пометка - 1569. А на бирке - 1493 год.
Под иллюстрацией карандашная пометка - 1569. А на бирке - 1493 год.

Написано у Гете:

«В начале было Слово» —
И вот уже одно препятствие готово:
Я слово не могу так высоко ценить.
Да, в переводе текст я должен изменить,
Когда мне верно чувство подсказало.
Я напишу, что Мысль — всему начало.
Стой, не спеши, чтоб первая строка
От истины была недалека!
Ведь Мысль творить и действовать не может!
Не Сила ли — начало всех начал?
Пишу — и вновь я колебаться стал,
И вновь сомненье душу мне тревожит.
Но свет блеснул — и выход вижу смело,
Могу писать: «В начале было Дело»!

___________________________________________________________

Примечания:

Инкунабулы – первопечатные книги, начиная с XV века.

Альды – издания венецианского типографа XV-XVI в.в. Альда Мануция.

Эльзевиры – издания голландских типографов XVI-XVII в.в. Эльзевиров.

Ссылка на канал РНБ с видео экскурсией по "Кабинету Фауста", а лучше лично записаться и сходить! Удивительный мир, магия книги, старинных волшебных изданий!

#российская национальная библиотека #экскурсии #петербург #фауст #гете #книги #магия #готика

Ученые утверждают, что высокие произведения искусства – это устойчивые формы художественного сознания, где отражается целостный мир и важные смыслы, которые транслирует автор. А я добавлю, мода на литературу, на книги, пусть даже в магическом ключе это то, что может и должно сопутствовать мечте и интересам человека, питать его художественные замыслы, а в конечном итоге, становиться делом. И «Кабинет Фауста» яркое тому свидетельство, пусть и из позапрошлого века.

Не стесняюсь просить лайки, комментарии и репосты! Спасибо за прочтение!