Время на чтение - 6 минут.
Сейчас и Минздрав, и Роспотребнадзор издают приказы и рекомендации, связанные с коронавирусом. Мы разбираем, к кому все же нужно обращаться, когда есть вопрос о пандемии.
Чем занимается Роспотребнадзор
Полное название Роспотребнадзора: «Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека». Это значит, что служба занимается следующим.
Вырабатывает и реализует законы по защите прав потребителей
Организация разрабатывает проекты законов, в которых описываются отношения между продавцом и покупателем. Самый очевидный пример так и называется: «Закон о защите прав потребителей». Например, в нем есть статья об имущественной ответственности за вред, причиненный вследствие недостатков товара (работы, услуги). Если в кафе человеку продали испорченную еду, он отравился и не мог несколько дней работать, то кафе должно будет оплатить ему пропущенные рабочие дни.
«Реализует» означает, что Роспотребнадзор следит, чтобы эти законы соблюдались. Например, если человек пришел в стоматологию, попросил лицензию медицинской организации, а ее отказываются показать, то после жалобы Роспотребнадзор будет проверять, есть ли вообще у фирмы лицензия и почему ее не предоставили.
Разрабатывает и утверждает санитарно-эпидемиологические правила и гигиенические нормативы
Санитарно-эпидемиологические правила (СанПиН) и гигиенические нормативы — это правила, по которым должны работать предприятия, чтобы посетители и работники ничем не заболели.
Например, отец автора работает и занимается питанием в школах. По СанПиНу он должен с каждого блюда брать суточную пробу — образец, по которому проверяют технологию приготовления. Еще ее используют, если кто-то отравился, чтобы проверить, связано ли отравление с едой. Эту пробу хранят в отдельном холодильнике в стерильной емкости двое суток. Что с ней дальше делать, тоже написано в СанПине. Если папа сделает что-то не так, то организация может оштрафовать его.
Организовывает и осуществляет надзор в области защиты прав потребителей
Этим занимаются те самые инспекторы, которые ходят по кафе, клиникам и больницам, чтобы проверить, все ли там чисто и соответствуют ли они СанПиНу.
Чем занимается Минздрав
Минздрав регулирует работу здравоохранения. У министерства в положении большой список функций, вот некоторые из них:
- здравоохранение — организация медицинской профилактики, помощи, реабилитации и экспертизы;
- медицинское страхование — выдача и использование полисов ОМС;
- фармацевтика — обеспечение качества, эффективности и безопасности лекарств, оборот медицинских изделий. Например, если производитель хочет зарегистрировать новое лекарство, то Минздрав проводит экспертизу, чтобы проверить безопасность препарата.
В чем разница между организациями
Роспотребнадзор следит за тем, чтобы у стоматологической клиники, где вы лечите кариес, была лицензия, а Минздрав — за тем, чтобы, если все-таки вам не так вылечили кариес, то потом им занимались уже образованные врачи по стандартам и протоколам в оборудованной больнице оригинальными препаратами.
В пандемию различия между организациями стали стираться. С коронавирусом борется и Минздрав, и Роспотребнадзор. Например, официальный сайт про коронавирус в России «Стопкоронавирус» управляется обоими ведомствами. Так что не ясно, если есть вопросы про вирус, то кому звонить и куда писать.
К кому обращаться по поводу коронавируса
Существует единая горячая линия по вопросам о коронавирусе по номеру 8-800-2000-112, но не указано, какое из ведомств ведет ее. Скорее всего, оба вместе. Оператор по телефону не смогла ответить, какая организация ведет горячую линию. При звонке бот говорит, что можно узнать про:
- вакцинацию;
- симптомы коронавируса;
- статистику о вирусе;
- возвращение в Россию из-за рубежа;
- выплаты на детей;
- вакцинацию мигрантов;
- соблюдение трудового законодательства.
Вот что говорит о различиях в функциях юрист Мария Константинова:
Разграничение исходит из компетенции организаций. Если это касается регулирования — например, какие рекомендации по лечению ковида сейчас действуют или какие госпитали принимают больных ковидом — то в Минздрав. Если жалоба и проверка — то Роспотребнадзор.
В любом случае, если вопрос задан не по компетенции, орган власти обязан перенаправить запрос в уполномоченную организацию.
Есть региональные горячие линии, но то, какая организация за нее отвечает, отличается в зависимости от региона. Например, за горячую линию в Татарстане отвечает Минздрав вместе с Минцифры. А в Воронежской области выделена отдельная горячая линия Роспотребнадзора по региону и отдельно линия Департамента здравоохранения области.
Скорее всего, это сделано по двум причинам:
- разгрузить федеральную линию, направив часть потока на региональный уровень;
- чтобы человек мог получить информацию о коронавирусных ограничениях в своем регионе, так как они могут отличаться. Например, когда летом в Москве вводили QR-коды для кафе и ресторанов, в Татарстане их не было. Но сейчас, с 11 октября, республика тоже их вводит.
Если вам нужно узнать информацию по телефону, сначала звоните на федеральную горячую линию. Если у них нет информации, оператор должен подсказать, куда звонить.