Когда пишут или говорят о громких победах русских воинов, часто забывают, что у этих побед есть и обратная сторона. Не бросающаяся в глаза и не совсем очевидная из строк летописей. Однако громкие победы на поле боя очень часто были бы без неё невозможны. И этой стороной является тайная дипломатия и разведка. И, между прочим, именно этой неявной стороне Русь очень обязана, так как без нее не было бы одной из важнейших побед в её истории.
Речь о Куликовском сражении, а точнее о событиях ему сопутствующих. Что знает среднестатистический россиянин об этой битве? Как правило вот что: русские княжества объединились вокруг Москвы и под предводительством Дмитрия Донского разбили Мамая. Но не все обращают внимание на то, что Мамай перед походом решил подстраховаться и заключил союз с Великим князем литовским Ягайло, который тоже выдвинул войска. Но Ягайло опоздал на 2 дня, проторчав почему то у Смоленска. Хотя объединившись с Мамаем легко бы одолел войско Дмитрия Донского. Также непонятно и поведение князя Олега Рязанского, который хоть и не был союзен Дмитрию Донскому и даже недавно сражался с его войском под предводительством князя Дмитрия Боброка-Волынского и был разбит им в 1371 году в битве при Скорнищево. Но Олег не объединился с Мамаем, хотя некоторые летописцы и пишут, что он якобы указал ему броды, но скорее всего это отражение желания более поздних летописцев выставить Олега Рязанского как предателя, т.к. потом между Москвой и Рязанью разразился затяжной конфликт и разрешился он только благодаря Сергию Радонежскому, который благодаря личному авторитету помирил два княжества. О бродах татары знали несомненно и так, ибо до них на Руси была масса как купцов так и послов из их земель и секрета для них они не представляли. Что же не позволило противникам Дмитрия Донского объединиться и разбить его? Все дело в хитрости знаменитого русского воеводы Дмитрия Боброка, о котором я уже писал в отдельной статье. Он был гением не только в битве на поле боя, но и в тайной войне.
Согласно некоторым летописям , Боброк -Волынский имитировал во время похода на Литву в 1379-1380 гг. тайные переговоры со смоленскими боярами о переходе их под руку Москвы. Послы ездили туда сюда, создавалась видимость бурной дипломатической переписки. Смоленск был в составе Великого княжества литовского тогда совсем недавно и в нем действительно была промосковская партия. Расчет был очень верным. Князю Ягайло как раз предстояло бороться за власть в Литве со своим двоюродным братом - Витовтом и он не готов был терять войска помогая Мамаю, а тут еще Смоленск может взбунтоваться, да вдобавок ударить по нему с тыла. Тем не менее, он все равно выдвинул войска, как бы показывая Мамаю союзные намерения, но если проанализировать какой путь проходило войско Ягайло каждый день, то становиться понятно, что он вовсе не спешил вступить в бой. Тут видимо сработал еще один тонкий расчет. Олег Рязанский, видя, что войско Ягайло двигается в сторону его княжества, но не стремится объединиться с Мамаем, а наоборот чего то ждет, начал опасаться того, что если Олег сам объединиться с Мамаем, то Ягайло просто разграбит его княжество оставшееся без защиты. Для Ягайло же маневр Олега также был непонятен: Олег вроде бы собрал войска, но не примыкал ни к Дмитрию ни к Мамаю и для Ягайло было непонятно чего тот ждет. Ягайло начал думать, что Олег тоже как и Смоленск может вдруг перейти на сторону Дмитрия Донского и ударить ему во фланг когда он этого не будет ожидать. В итоге, совершая непонятные друг для друга действия, ни Ягайло, ни Олег Рязанский так и не приняли участия в битве, хотя имели все возможности для этого.
Оставшись с Мамаем один на один, русское войско разбило татар, после чего если даже Ягайло и понял, что его провели, уже не стремился вступить в бой.
Эти события можно считать одной из первых тайных операций на Руси.