Найти тему
Твой Информ

Что за прелесть эти сказки!

Локдаун продолжается. Если вам надоело смотреть фильмы и мультики, бесконечно стоять у плиты, потому что заняться больше нечем, вышивать крестиком и играть в компьютерные игры, то предлагаю себя и своих детей развлечь чтением сказок.

Но подойти к выбору сказок, стихотворений ответственно. Родители не должны забывать, что малыши могут перенять на себя качества и поведение вымышленных героев. Задача любого из направлений творчества для детей – научить ребятишек чему-то полезному. И, согласитесь, в наши дни многие современные сказки, в особенности мультфильмы, просто бьют все рейтинги по глупости и бессмысленности, не говоря уже о вреде, который могут нанести ребёнку.

Бред или чудо

Считаю, что советские сказки и стихотворения – великолепны! Но моё мнение разделяют не все. Недавно в Интернете женщина набросилась на стихи Корнея Чуковского, назвав их «кровожадными», потому что с героями этих сказок происходят страшные вещи: одни попадают под трамвай и теряют ноги, другие пропадают во мгле, третьих разрывают собаки. А с волками вообще происходит невероятное: они от испуга скушали друг друга. «Просто ужас какой-то!» – пишет женщина. Ей поддакивает некий мужчина, который в стишке узрел наркотический бред:

Была у меня сестра,

Сидела она у костра,

И большого поймала в костре осетра.

И был осетёр хитёр

И снова нырнул в костёр.

-2

Если смотреть на этот стишок с позиции человека, который сам когда-то что-то пробовал, то да – это бред. Но у детей нет этого «опыта», зато они любят небылицы и необычные рифмы. На это и ориентировался Корней Чуковский, который в своём творчестве опирался на детский фольклор, на детскую непосредственность, на то, как дети любят нелепые повторы. «А акула Каракула правым глазом подмигнула» – слушают дети с пелёнок и радуются повтору «а-кула-кара-кула», который услаждает их слух, но совершенно не заводит взрослого, который во всём ищет какой-то смысл, а ещё лучше то, чего там никогда и не было.

Сказочник Чуковский в своём творчестве ориентировался не на извращённое воображение взрослого, а на непосредственность ребёнка, у которого ушки ещё чистые, и он хорошо слышит абсолютную и точную рифму. Он легко определяет ритм и воспринимает нелепицу не как фильм ужасов, а вполне сказочную атмосферу, где ничего страшного не происходит, а наоборот всё весело и задорно.

Ненавязчивая учёба

Маленькие дети!

Ни за что на свете

Не ходите в Африку,

В Африку гулять.

В Африке акулы,

В Африке гориллы,

В Африке большие

Злые крокодилы

Будут вас кусать,

Бить и обижать,

Не ходите, дети,

В Африку гулять.

Я очень любил этот стишок в детстве. Любил его и мой старший сын. Уверен, что будут любить и дети, которые пока ещё слишком малы, чтобы оценить прекрасное произведение
Я очень любил этот стишок в детстве. Любил его и мой старший сын. Уверен, что будут любить и дети, которые пока ещё слишком малы, чтобы оценить прекрасное произведение

С точки зрения современного построения стиха, пять слов «Африка» в двенадцати строчках ­– это ужасная тавтология. А постоянные глагольные рифмы и вовсе ужас! Так услышит взрослый и скажет, что это – графоманство. А ребёнок воспримет слово «Африка», как чужой двор, куда не надо ходить, потому что там могут обидеть, а пятикратный повтор закрепляет в сознании ребёнка устойчивое понимание – ни за что не покидать родной двор, не убегать от родителей, избегать сомнительных соблазнов. Это не просто детская забава, это – предупреждение об опасностях жизни, которое ненавязчиво, в игровой форме, накладывается на сознание ребёнка и вырабатывает у него устойчивое понимание: родителей надо слушаться.

Периодически достаётся от взрослых не только Чуковскому, но, к примеру, Шарлю Перро и братьям Гримм, которые «только и делали, что сочиняли «кровожадные сказки». Вот у братьев Гримм в «Золушке» старшие дочери отрубают себе: одна – большой палец, другая – пятку. И летит по интернету клич: на свалку эти книги, в костёр! Зато никто не предлагает запретить неоднозначные западные мультики, в которых уж такие персонажи, такие события происходят, что нашим безобидным волчкам и крокодилам и не снились. А бесконечные боевики по телевизору на всех каналах, где показана уже не игрушечная, а настоящая смерть, не пугают детей?

Как ответственный папа молодым коллегам-родителям не советовал бы к просмотру: «Дятел Вудди», «Том и Джерри», «Бивис и Баттхед». Такие анимационные проекты точно ничему хорошему не научат, напротив, там весьма много агрессии и поступков, которые склонны совершать моральные уроды и, уж извините, аутисты.

Бивис и Баттхед – герои одноимённого мультфильма. По этим двум персонажам заметно, что оба очень сильно обделены природой ...
Бивис и Баттхед – герои одноимённого мультфильма. По этим двум персонажам заметно, что оба очень сильно обделены природой ...

Эпилог

Я вырос на сказках Корнея Чуковского, на стихах Агнии Барто и Самуила Маршака. Читаю и буду читать своим детям: «Путаницу», «Краденое солнце», потому что это не только весело, но и поучительно. Да и преподнесено это в весёлой форме, а не нудно и уж тем более не бессмысленно. Да, конечно, как пишут некоторые пользователи: дети не хотят смотреть высшую матешу, им интересно что-то без глубокого смысла! Советские сказки и мультики всегда носили не только развлекательный посыл, но и учили нас чему-то нужному и важному. Разве плохо развлечь детей чтением книжки или просмотром мультфильма и заодно привить определённые жизненные ценности?

Александр Сергеевич Пушкин восклицал: «Вечером слушаю сказки – и вознаграждаю тем недостатки проклятого своего воспитания. Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма». Великий русский поэт усмотрел в сказках главное – воспитание подрастающего поколения. И оказался как всегда прав!

Великий поэт Александр Пушкин оценил сказки по достоинству. Весьма убедительная рецензия от гения
Великий поэт Александр Пушкин оценил сказки по достоинству. Весьма убедительная рецензия от гения

А. Баженов

Иллюстрации из Интернета