Локдаун продолжается. Если вам надоело смотреть фильмы и мультики, бесконечно стоять у плиты, потому что заняться больше нечем, вышивать крестиком и играть в компьютерные игры, то предлагаю себя и своих детей развлечь чтением сказок.
Но подойти к выбору сказок, стихотворений ответственно. Родители не должны забывать, что малыши могут перенять на себя качества и поведение вымышленных героев. Задача любого из направлений творчества для детей – научить ребятишек чему-то полезному. И, согласитесь, в наши дни многие современные сказки, в особенности мультфильмы, просто бьют все рейтинги по глупости и бессмысленности, не говоря уже о вреде, который могут нанести ребёнку.
Бред или чудо
Считаю, что советские сказки и стихотворения – великолепны! Но моё мнение разделяют не все. Недавно в Интернете женщина набросилась на стихи Корнея Чуковского, назвав их «кровожадными», потому что с героями этих сказок происходят страшные вещи: одни попадают под трамвай и теряют ноги, другие пропадают во мгле, третьих разрывают собаки. А с волками вообще происходит невероятное: они от испуга скушали друг друга. «Просто ужас какой-то!» – пишет женщина. Ей поддакивает некий мужчина, который в стишке узрел наркотический бред:
Была у меня сестра,
Сидела она у костра,
И большого поймала в костре осетра.
И был осетёр хитёр
И снова нырнул в костёр.
Если смотреть на этот стишок с позиции человека, который сам когда-то что-то пробовал, то да – это бред. Но у детей нет этого «опыта», зато они любят небылицы и необычные рифмы. На это и ориентировался Корней Чуковский, который в своём творчестве опирался на детский фольклор, на детскую непосредственность, на то, как дети любят нелепые повторы. «А акула Каракула правым глазом подмигнула» – слушают дети с пелёнок и радуются повтору «а-кула-кара-кула», который услаждает их слух, но совершенно не заводит взрослого, который во всём ищет какой-то смысл, а ещё лучше то, чего там никогда и не было.
Сказочник Чуковский в своём творчестве ориентировался не на извращённое воображение взрослого, а на непосредственность ребёнка, у которого ушки ещё чистые, и он хорошо слышит абсолютную и точную рифму. Он легко определяет ритм и воспринимает нелепицу не как фильм ужасов, а вполне сказочную атмосферу, где ничего страшного не происходит, а наоборот всё весело и задорно.
Ненавязчивая учёба
Маленькие дети!
Ни за что на свете
Не ходите в Африку,
В Африку гулять.
В Африке акулы,
В Африке гориллы,
В Африке большие
Злые крокодилы
Будут вас кусать,
Бить и обижать,
Не ходите, дети,
В Африку гулять.
С точки зрения современного построения стиха, пять слов «Африка» в двенадцати строчках – это ужасная тавтология. А постоянные глагольные рифмы и вовсе ужас! Так услышит взрослый и скажет, что это – графоманство. А ребёнок воспримет слово «Африка», как чужой двор, куда не надо ходить, потому что там могут обидеть, а пятикратный повтор закрепляет в сознании ребёнка устойчивое понимание – ни за что не покидать родной двор, не убегать от родителей, избегать сомнительных соблазнов. Это не просто детская забава, это – предупреждение об опасностях жизни, которое ненавязчиво, в игровой форме, накладывается на сознание ребёнка и вырабатывает у него устойчивое понимание: родителей надо слушаться.
Периодически достаётся от взрослых не только Чуковскому, но, к примеру, Шарлю Перро и братьям Гримм, которые «только и делали, что сочиняли «кровожадные сказки». Вот у братьев Гримм в «Золушке» старшие дочери отрубают себе: одна – большой палец, другая – пятку. И летит по интернету клич: на свалку эти книги, в костёр! Зато никто не предлагает запретить неоднозначные западные мультики, в которых уж такие персонажи, такие события происходят, что нашим безобидным волчкам и крокодилам и не снились. А бесконечные боевики по телевизору на всех каналах, где показана уже не игрушечная, а настоящая смерть, не пугают детей?
Как ответственный папа молодым коллегам-родителям не советовал бы к просмотру: «Дятел Вудди», «Том и Джерри», «Бивис и Баттхед». Такие анимационные проекты точно ничему хорошему не научат, напротив, там весьма много агрессии и поступков, которые склонны совершать моральные уроды и, уж извините, аутисты.
Эпилог
Я вырос на сказках Корнея Чуковского, на стихах Агнии Барто и Самуила Маршака. Читаю и буду читать своим детям: «Путаницу», «Краденое солнце», потому что это не только весело, но и поучительно. Да и преподнесено это в весёлой форме, а не нудно и уж тем более не бессмысленно. Да, конечно, как пишут некоторые пользователи: дети не хотят смотреть высшую матешу, им интересно что-то без глубокого смысла! Советские сказки и мультики всегда носили не только развлекательный посыл, но и учили нас чему-то нужному и важному. Разве плохо развлечь детей чтением книжки или просмотром мультфильма и заодно привить определённые жизненные ценности?
Александр Сергеевич Пушкин восклицал: «Вечером слушаю сказки – и вознаграждаю тем недостатки проклятого своего воспитания. Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма». Великий русский поэт усмотрел в сказках главное – воспитание подрастающего поколения. И оказался как всегда прав!
А. Баженов
Иллюстрации из Интернета