В японской провинции Сидзуоки с 2010 года ежегодно проводится конкурс «Сто знаменитых чаев». По результатам которого составляется и публикуется каталог, в который включаются самые интересные чаи провинции, изготовленные в течение последнего года. Обязательным условием участия чая в конкурсе и, соответственно, включения в каталог является, его доступность обычным потребителям. Поэтому каждая позиция в итоговом каталоге содержит не только описание чая и его фотографию, но и координаты продавца и цену на чай.
Итоговый каталог конкурса состоит из четырех разделов: неферментированные (зеленые) чаи, полуферментированные (улуны и белые) чаи, ферментированные (черные и темные) чаи и чаи, отмеченные особым вниманием жюри. Ну то есть самые интересные из сотни. Причем в список самых интересных чаев могут входить чаи с очень большим разбросом по цене. В каталоге 2020 года, например, второй чай в отборном списке дешевле первого почти в 15 раз. Чаев в итоговом каталоге, кстати, совсем не всегда сто, в упомянутом уже 2020 году их было, например, 69. Но это все не очень важно — потому что такой каталог позволяет получить очень неплохое представление о том, какие чаи производятся в конкретном регионе и какие чаи там сейчас ценятся.
В 2021 году конкурс в Сидзуоки впервые проходил в онлайн-режиме. Судьям рассылали образцы для оценки, они заваривали их и пробовали. И вот тут есть еще один нюанс, характерный для этого конкурса — каждый образец чая заваривался не по каким-либо общим правилам, а в соответствии с рекомендациями производителя или продавца. Ну то есть вообще все по уму и правильно.
Результаты конкурса 2021 года будут опубликованы в самое ближайшее время. А пока можно посмотреть каталоги конкурса за 2018, 2019 и 2020 год и порадоваться тому, что за последние пару лет никаких принципиальных изменений в структуре лучших чаев из Сидзуоки не произошло, а вот отборных чаев стало заметно больше.
Ну и тут, конечно, хочется немножко помечтать. Если бы каждый мало-мальски заметный чайный регион проводил бы такие конкурсы и публиковал бы их результаты, с информационной точки зрения наша чайная жизнь стала бы намного интереснее.