(Неемия 12)
Глава 11 состоит преимущественно из списков тех, кто стал жить в Иерусалиме после восстановления стены: глав народа, священников и левитов. Неем. 12:1–26 представляет списки священников и левитов с дней Зоровавеля до недавнего времени. Основная тема этой главы – непрерывность и преемственность священства. Те, кто служили священниками и левитами в дни Неемии прямо связаны со священнослужителями, возвратившимися из Вавилонского плена (см. 12:1, 26). Эта глава также подводит итоги строительства стены, рассказывая о великом ликовании во время церемонии её освящения (12:27–43). Она завершается отчётом о том, как осуществлялось обеспечение священников и левитов через десятины и дары храму (12:44–47).
Вместе взятые, обе темы: важность и служение священников и левитов и освящение восстановленной стены – напоминают, почему было необходимо отстроить стену. Это был не просто проект по украшению города; скорее, восстановление стены было необходимо, чтобы Божий народ мог в безопасности поклоняться Ему и хранить Его закон. Фокус главы 12 смещается со строителей и хранителей стены на священнослужителей, от воздвижения камней до восхвалений Бога в песнопении.
СЛУЖЕНИЕ СВЯЩЕННИКОВ И ЛЕВИТОВ (12:1–26)
«Вот священники и левиты, которые пришли с Зоровавелем, сыном Салафиила, и с Иисусом: Сераия, Иеремия, Ездра, Амария, Маллух, Хаттуш, Шехания, Рехум, Меремоф, Иддо, Гиннефой, Авия, Миямин, Маадия, Вилга, Шемаия, Иоиарив, Иедаия, Саллу, Амок, Хелкия, Иедаия. Это главы священников и братья их во дни Иисуса. А левиты: Иисус, Биннуй, Кадмиил, Шеревия, Иуда, Матфания, главный при славословии, он и братья его, и Бакбукия, и Унний, братья их, наряду с ними державшие стражу. Иисус родил Иоакима, Иоаким родил Елиашива, Елиашив родил Иоиаду, Иоиада родил Ионафана, Ионафан родил Иаддуя. Во дни Иоакима были священники, главы поколений: из дома Сераии – Мераия, из дома Иеремии – Ханания. Из дома Ездры – Мешуллам, из дома Амарии – Иоханан, из дома Мелиху – Ионафан, из дома Шевании – Иосиф, из дома Харима – Адна, из дома Мераиофа – Хелкия, из дома Иддо – Захария, из дома Гиннефона – Мешуллам, из дома Авии – Зихрий, из дома Миниамина, из дома Моадии – Пилтай, из дома Вилги – Шаммуй, из дома Шемаии – Ионафан, из дома Иоиарива – Мафнай, из дома Иедаии – Уззий, из дома Саллая – Каллай, из дома Амока – Евер, из дома Хелкии – Хашавия, из дома Иедаии – Нафанаил. Левиты, главы поколений, внесены в запись во дни Елиашива, Иоиады, Иоханана и Иаддуя, а также священники в царствование Дария Персидского. Сыны Левиины, главы поколений, вписаны в летописи до дней Иоханана, сына Елиашивова. Главы левитов: Хашавия, Шеревия, и Иисус, сын Кадмиила, и братья их, при них поставленные для славословия при благодарениях, по установлению Давида, человека Божьего, – смена за сменой. Матфания, Бакбукия, Овадия, Мешуллам, Талмон, Аккув – стражи, привратники на страже у порогов ворот. Они были во дни Иоакима, сына Иисуса, сына Иоседека, и во дни областеначальника Неемии и книжника Ездры, священника».
Этот отрывок можно разделить на семь частей. Каждая из них содержит новую информацию, позволяя нам узнать больше о священниках и левитах, живших в Иудее.
Стих 1. Введение. Отрывок начинается с представления священников и левитов, которые пришли с Зоровавелем и служили в восстановленном храме. Это было почти за сто лет до служения Неемии.
Стихи 1–7. Священники, которые пришли с Зоровавелем и Иисусом. Первую группу составляют главы священников и братья их во дни Иисуса (12:7). «Иисус» был первосвященником во времена Зоровавеля (см. Езд. 3:2, 8). Всего в этой группе названы двадцать два священника; в то время они были «главами» священнических родов. Среди них названы Иеремия и Ездра (12:1), но это не те Иеремия и Ездра, имена которых носят две книги Ветхого Завета.
В царствование Давида священники были разделены по двадцати четырём родам (1 Пар. 24:1–19). В более позднем иудаизме также было двадцать четыре священнических семейства (Иосиф Флавий, Иудейские древности, 7.14.7).
Стихи 8, 9. Левиты, которые пришли с Зоровавелем и Иисусом. В этом списке, как и в других, левитов меньше, чем священников. О проблеме нехватки левитов мы говорили, освещая возвращение Ездры из Вавилона (Езд. 8:15–20). Здесь названы восемь левитов. Один из них, Матфания, вместе со своими братьями был главный при славословии. Иными словами, он был ведущим певцом. Два других левита, Бакбукия и Унний, и братья их, «стояли во время служений напротив них» (Международное Библейское Общество). Слова об их месте во время служения наводят на мысль об антифонном пении, когда одна группа певцов поёт, а стоящая напротив группа отвечает в песнопении.
Стихи 10, 11. Родословия первосвященников. В этих стихах автор прослеживает родословную первосвященников со времён Зоровавеля до того времени, когда он создавал эту книгу. Он включил в неё шесть поколений: Иисус – Иоаким – Елиашив – Иоиада – Ионафан – Иаддуй. Очевидно, автор преследовал цель показать связь настоящего поколения (евреев-современников Неемии) с иудеями, которые возвратились из плена, и, таким образом, с древним Израилем. Родословие показывает, что те, кто служили священниками, шли по стопам Аарона и его потомков на законных основаниях.
Особого внимания заслуживают два первосвященника. Первый, «Ионафан», является тем же первосвященником, который назван «Иохананом» в 12:22, 23 и Езд. 10:6.
Второй, «Иаддуй», является предметом многочисленных споров, связанных со временем его служения. Согласно Иосифу Флавию, священник по имени «Иаддуй» встретил Александра Великого, когда греческий завоеватель подошёл к Иерусалиму около 332 г. до н.э. (Иосиф Флавий, Иудейские древности, 11.8.2, 4–5). Исходя из этого некоторые комментаторы настаивают на том, что если эти два Иаддуя являются одним и тем же человеком, то тогда книга Неемии не могла быть написана раньше 330 г. до н.э. Список из четырёх священников в 12:22, который заканчивается словами «и Иоханана и Иаддуя» (как на древнееврейском, так и на английском), вызывает у них много вопросов. Поскольку в этой фразе должен быть только один союз «и», слова «и Иаддуй», по их предположению, могли быть добавлены более поздним редактором книги.
Возможно, что во времена Неемии этот Иаддуй был очень молодым, и тогда он мог бы встретиться с Александром Македонским в преклонных годах. И всё же, скорее всего, Иаддуй, о котором пишет Иосиф Флавий, не был Иаддуем из Неем. 12. В ветхозаветные времена часто повторялись одни и те же имена, как и в наши дни. Хотя мы не можем быть абсолютно уверены, нам представляется вероятным, что Иаддуй, который встретил Александра Македонского, был потомком Иаддуя из главы 12. Некоторые даже считают, что Иосиф Флавий вообще ошибался. Поэтому заявление, что поздний редактор мог бы вставить имя Иаддуя в список в книге Неемии после 330 г. до н.э., представляется малообоснованным. Принимая во внимание причины, по которым Иаддуй был включён автором в этот список, можно предположить, что он был современником Неемии (хотя необязательно первосвященником в дни Неемии). Нет достаточных оснований предполагать, что эта книга была написана после 330 г. до н.э.
Стихи 12–21. Священники, главы поколений, которые служили после Иисуса. Чтобы показать, что священники в его дни были легитимными, автор книги проводит связь между ними и теми, кто возвратился из Вавилона (12:1–7). Он снова называет имена священников со времён Зоровавеля и Иисуса, и после каждого из них называет священника, происходившего от него и служившего в настоящее время.
При внимательном рассмотрении двух списков священников со времён Иисуса можно заметить некоторые расхождения. Список в 12:12–21 содержит только двадцать одно имя; имя «Хаттуш» (12:2; шестое в первом списке) отсутствует во втором. Также можно заметить некоторые различия в написании имён в этих двух списках:
«Маллух» (12:2) стал «Мелиху» в (12:14);
«Шехания» (12:3) стал «Шевания» (12:14);
«Рехум» (12:3) стал «Харим» (12:15);
«Меремоф» (12:3) стал «Мераиоф» (12:15);
«Гиннефой» (12:4) стал «Гиннефон» (12:16);
«Миямин» (12:5) стал «Миниамин» (12:17);
«Маадия» (12:5) стал «Моадия» (12:17);
«Саллу» (12:7) стал «Саллай» (12:20).
Похоже на то, что в списке был пропущен современный потомок Миямина/Миниамина (12:17). Несмотря на старания переписчиков, ошибки в написании всегда случались на протяжении веков. Но эти незначительные несоответствия не влияют ни на смысл текста, ни уменьшают его значение. Отрывок по-прежнему доказывает преемственность священников в дни Ездры и Неемии и священников времён Зоровавеля.
Стихи 22, 23. Источники сведений о левитах. Автор переходит к перечислению имён ведущих левитов. Он начитает с указания источника, из которого он взял эти сведения: записи глав поколений семейств левитов (наряду со священниками), когда Елиашив, Иоиада, Иоханан, и Иаддуй были первосвященниками в царствование Дария Персидского.
Не совсем ясно, о каком Дарии Персидском говорится в этом контексте. Некоторые считают, что речь идёт о Дарии III Кодомане (336–331 гг. до н.э.), что тем самым подтверждает более позднюю дату написания книги. Другие комментаторы, включая наиболее консервативных, уверены, что это – Дарий II Нот (423–404 гг. до н.э.). По мнению Х. Уильямсона, это вообще Дарий I (522–486 гг. до н.э.). Он пишет: «“Дарий Персидский” является ссылкой на Дария I во избежание путаницы с Дарием Мидийским». Если предположение Уильямсона верно, тогда эта запись священников и левитов началась во времена правления «Дария Персидского» и продолжалась и была признана действительной в дни Неемии. Однако некоторые версии перевода Писаний дают основания предполагать, что правление «Дария Персидского» было временем, когда эта запись не началась, а закончилась (см. английские версии NRSV; REB; NAB; HJB). В таком случае, личность Дария II Нота (423–404 гг. до н.э.) больше соответствует контексту.
Эта запись была зафиксирована в летописях и хранилась до дней Иоханана, сына Елиашивова. Хотя о Иоханане сказано, что он был «сыном Елиашива», на самом деле «он был внуком Елиашива». Стихи 10 и 11 говорят, что «Елиашив родил Иоиаду, а Иоиада родил Ионафана [Иоханана]». Таким образом, слово «сын» в данном контексте означает «потомок» или «внук».
Стихи 24–26. Главы семейств левитов, которые служили после Иисуса. Автор продолжает делиться результатами своих исследований летописей и называет имена глав поколений левитов. Здесь названы десять имён. Некоторые из них уже встречались в списке левитов, вернувшихся из Вавилона. Одно из возможных объяснений этому состоит в том, что люди из этих стихов могли носить имена своих предков. Другое объяснение заключается в том, что это были родовые имена, и тогда этот список являлся доказательством преемственности служения левитов в храме со времён Зоровавеля до дней Неемии.
И снова мы находим в тексте указание на антифонное пение левитов: и братья их, при них поставленные («и их собратья, которые стояли напротив них, чтобы воздавать хвалу и благодарения, – один хор напротив другого», Международное Библейское Общество). Такая организация певцов была по установлению Давида, человека Божьего («как предписано Божьим человеком Давидом», 12:24; Международное Библейское Общество) (см. 1 Пар. 16:4–6; 23:27–31; 25:1–8; 2 Пар. 8:14).
Имя Давида проходит через всю главу 12. Мы читаем: «Давид, человек Божий» (12:24, 36); «город Давидов» (12:37); «установление Давида» (12:45); «дни Давида» (12:46). Автор неоднократно подчёркивает, что всё происходящее напоминало о славных временах царствования Давида. То, что он назван «человеком Божьим» (см. 12:36; 2 Пар. 8:14) не совсем обычно, поскольку подобное определение, как правило, относилось к пророку. Возможно, это указание на то, что автор считал Давида в каком-то смысле пророком Божьим (см. Деян. 2:29, 30).
Матфания, Бакбукия и Овадия («Авда») раньше упоминались как певцы, ведущие в славословии в 11:17. По мнению Чарльза Феншема, в 12:25 они должны быть в той же категории. Он считает, что после «Овадия» должно было быть слово «певцы». Дерек Киднер предполагает, что поскольку в 12:24 нет их имён, вероятно, эти три левита служили и певцами и привратниками. Следующие три левита, которые исполняли обязанности привратников, – Мешуллам, Талмон и Аккув. «Талмон» и «Аккув» уже встречались ранее в списке привратников в 11:19. Их делом было – нести стражу у порогов ворот (12:25).
Далее в отрывке говорится, что те, чьи имена были названы, служили с дней Иоакима до дней Неемии и Ездры. Неемия назван перед Ездрой, так как он был официальным правителем народа, областеначальником провинции (12:26).
ОСВЯЩЕНИЕ СТЕНЫ (12:27–43)
Эта часть главы повествует о важнейшем событии: освящении восстановленной стены Иерусалима. Автор снова возвращается к рассказу от первого лица («я»; 12:31, 38, 40).
Подготовка (12:27–30)
«При освящении стены Иерусалимской потребовали левитов со всех мест их, приказывая им прийти в Иерусалим для совершения освящения и радостного празднества со славословиями и песнями при звуке кимвалов, псалтирей и гуслей. И собрались сыновья певцов из округа Иерусалимского и из сёл нетофафских, и из Беф-Гаггилгала, и с полей Гевы и Азмавета, потому что певцы выстроили себе сёла в окрестностях Иерусалима. И очистились священники и левиты, и очистили народ и ворота и стену».
Почему понадобилось проводить подобную церемонию? Несомненно, это подняло дух народа. Можно сказать, что акт освящения был большею мерой духовный и психологический, нежели физический. Наибольшая ценность стены лежала именно в психологической плоскости, являясь свидетельством успеха и ободрением для упавших духом людей. Кроме того, завершение подобных проектов – построение храма Соломона и второго храма – было отмечено торжественными церемониями освящения и народным ликованием (3 Цар. 8; Езд. 6:16–18). Так же и это достижение должно было войти в память народа. Главный акцент во всех этих церемониях был сделан на благодарении: прославлении Бога за всё, что Он сделал для Своего народа и через Свой народ.
Очевидно, после завершения строительства, о котором мы читали в 6:15, уже прошло какое-то время. В этот период произошло обновление завета (гл. 8–10), возросло число жителей Иерусалима (гл. 11). Поскольку эти большие задачи были успешно решены, наступило время праздновать!
Стихи 27–30. Священники готовились к церемонии освящения в двух направлениях. В 12:27–29 говорится, что они – предположительно вожди иудеев и Неемия и Ездра, в частности (12:26) – привели левитов из окрестных селений, где те проживали, в Иерусалим. Некоторые левиты жили в Нетофе, неподалёку от Вифлеема (см. 7:26; Езд. 2:21, 22). Сыновья певцов пришли в святой город, чтобы участвовать в совершении освящения и радостного празднества через песни и при звуке музыкальных инструментов.
Кроме того, священники и левиты очистились сами и очистили народ, ворота и стену (12:30). И освящаемое, и освящающие должны были быть очищены. Ритуалы очищения всегда предшествовали церемонии освящения (см. Исх. 19:10–15; Езд. 6:20). В этой связи Джозеф Бленкинсопп пишет: «Очищение обычно включало сексуальное воздержание, надевание чистой одежды и принесение жертв. В данном случае мы не знаем, как происходило очищение; возможно, стена и ворота были окроплены водой (срав. Чис. 19:18; Иез. 36:25)».
Шествие (12:31–39)
«Тогда я повёл начальствующих в Иудее на стену и поставил два больших хора для шествия, и один из них шёл по правой стороне стены к Навозным воротам. За ними шёл Гошаия и половина начальствующих в Иудее, Азария, Ездра и Мешуллам, Иуда, и Вениамин, и Шемаия, и Иеремия, а из сыновей священнических с трубами: Захария, сын Ионафана, сын Шемаии, сын Матфании, сын Михея, сын Закхура, сын Асафа, и братья его: Шемаия, Азариил, Милалай, Гилалай, Маай, Нафанаил, Иуда и Хананий с музыкальными орудиями Давида, человека Божьего, и книжник Ездра впереди них. Подле ворот Источника, против них, они взошли по ступеням города Давидова, по лестнице, ведущей на стену поверх дома Давида до Водяных ворот, что к востоку. Другой хор шёл по противоположной стороне, и за ним я и половина народа, по стене от Печной башни и до широкой стены, и от ворот Ефремовых, мимо Старых ворот и ворот Рыбных, и башни Хананела, и башни Меа, к Овечьим воротам, и остановились у ворот Темничных».
В праздновании были задействованы две процессии, которые, вероятно, начали своё шествие от ворот Долины в юго-западной части стены (см. 2:13, 15; 3:13). Первую процессию возглавлял Ездра, и она двигалась вдоль стены по часовой стрелке. Во главе второй процессии, шедшей против часовой стрелки, был Неемия. Обе процессии двигались к восточной части Иерусалима и встретились во дворе храма.
Стихи 31–37. Освящение включало два события. Неемия вновь от первого лица объяснил, что были сформированы два больших хора (12:31). Древнееврейское слово тодах, переведённое здесь как «хор», буквально означает «хор благодарения». Эти два хора должны были пройти в противоположных направлениях на стене; за ними следовали вожди народа, священники и левиты. Часть стены Неемии, которую обнаружила при раскопках Кэтлин Кеньон, насчитывала более двух с половиной метров в ширину и, таким образом, была достаточно широкой, чтобы по ней ходить. Несколько лет тому назад Элиат Мазар раскопал ещё одну часть стены Неемии (которая была пристроена к старой стене) шириной почти пять метров. В итоге две процессии должны были встретиться в храме, где должно было состояться поклонение и восхваление.
Сообщив об образовании двух хоров, Неемия останавливается подробнее на составе первой группы. Её шествие возглавлял книжник Ездра (12:36). За ним следовал один из упомянутых хоров. За хором шли Гошаия и половина начальствующих в Иудее (12:32), некоторые главы священнических родов (12:33, 34), некоторые из сыновей священнических с трубами и левиты, включая играющих на музыкальных орудиях Давида, человека Божьего (12:35, 36). Они прошли вдоль ворот против часовой стрелки, минуя Навозные ворота (12:31) в южной части города и ворота Источника (12:37) на юго-восточной стороне. Наконец, они подошли к Водяным воротам, что к востоку города (12:37). Отсюда они вошли во дворы храма.
Стихи 38, 39. Другой хор двигался в противоположном направлении, по часовой стрелке, вдоль западной стены. За ним шли Неемия и вторая половина народа. Процессия прошла мимо Печной башни, широкой стены, ворот Ефремовых и Старых ворот. Двигаясь по северной стене, они миновали ворота Рыбные, башню Хананела и Овечьи ворота. Наконец, они подошли к воротам Темничным на северо-восточном углу города и вошли во дворы храма.
Церемония (12:40–43)
«Потом оба хора стали у дома Божьего, и я, и половина начальствующих со мной, и священники: Елиаким, Маасея, Миниамин, Михей, Елиоенай, Захария, Ханания с трубами, и Маасея, и Шемаия, и Елеазар, и Уззий, и Иоханан, и Малхия, и Елам, и Езер. И пели певцы громко; главным у них был Израхия. И приносили в тот день большие жертвы, и веселились, потому что Бог дал им великую радость. Веселились и жёны, и дети; и веселье Иерусалима далеко было слышно».
Стихи 40–43. Итак, две процессии встретились у дома Божьего, у храма, где они и стали (12:40). Среди присутствующих были половина начальствующих с Неемией, а также священники. Некоторые из священников были с трубами и принимали непосредственное участие в церемонии (12:41, 42).
Когда обе группы собрались вместе, запели певцы во главе со своим главным певцом (12:42). «Пели» дословно переводится «сделали свои голоса слышными». И приносили в тот день большие жертвы, и все, включая женщин и детей, веселились, потому что Бог дал им великую радость (12:43). На самом деле, так же, как это было после успешной закладки основания храма, ликование иудеев далеко было слышно (12:43; см. Езд. 3:11–13).
Чтобы в полной мере оценить значение происходившего, нам надо представить эти две большие процессии народа, идущие по стене и возглавляемые хорами, которые славословят Господа. Священники дули в трубы, левиты играли на музыкальных инструментах. Две группы сошли со стены и прошли к храму, где и встретились. Два хора соединились в чудесном песнопении, восхваляя и благословляя Бога. К ним присоединилось всё собрание народа, прославляя Господа. Зрелище было поистине великолепным: тысячи людей вместе пели, радовались и славили Бога! Звучание прекрасных голосов было достаточно громким, чтобы его слышали далеко за пределами города! Будучи Божьим народом, мы должны всегда иметь такую радость в сердце, понимая, как обильно Бог благословляет нас!
ОБЕСПЕЧЕНИЕ СВЯЩЕННИКОВ И ЛЕВИТОВ (12:44–47)
«В тот же день приставлены были люди к кладовым комнатам для приношений начатков и десятин, чтобы собирать с полей при городах части, положенные законом для священников и левитов, потому что иудеям радостно было смотреть на стоящих священников и левитов, которые совершали службу Богу своему и дела очищения и были певцами и привратниками по установлению Давида и сына его Соломона. Ибо издавна, во дни Давида и Асафа, были установлены главы певцов и песни Богу, хвалебные и благодарственные. Все израильтяне во дни Зоровавеля и во дни Неемии давали части певцам и привратникам на каждый день и отдавали святыни левитам, а левиты отдавали святыни сынам Аароновым».
Автор заканчивает главу, объясняя, как происходило обеспечение священников и левитов посредством десятин и даров храму. Он делает акцент на том, что они заслуживали эти дары, поскольку их служение было необычайно важным.
Стихи 44–47. Тема важности служения священников и левитов продолжается. Автор книги начал эту главу с того, что назвал руководителей религиозной жизни Израиля по именам, затем показал их роль в освящении стены Иерусалима. Теперь он повернулся от их обязанностей к их награде. Как следовало осуществлять их обеспечение, чтобы они могли заботиться о своих семьях? В тот же день, когда была освящена стена, приставлены были люди к кладовым комнатам, где хранились приношения. Эти люди были ответственны за хранение и правильное распределение продуктов и даров, положенных законом. Автор объясняет причину такого внимания и заботы о дарах: иудеям радостно было смотреть на стоящих священников и левитов (12:44).
Автор подробно останавливается на том, почему люди так высоко ценили своих религиозных лидеров: они совершали службу Богу своему и дела очищения наряду с певцами и привратниками по установлению Давида и сына его Соломона (12:45), как это было издавна (12:46). Здесь «издавна» значит «во дни Давида и Асафа». Во времена Давида Асаф возглавлял певцов и отвечал за составление песен для прославления Бога. Поэтому имя Асафа стоит в начале многих псалмов.
Последний стих этой главы связывает дни Зоровавеля с днями Неемии. Оба сделали очень много для поддержания служения певцов и привратников (12:47), следя за тем, чтобы левиты получали положенное им содержание, и, в свою очередь, выдавали необходимое священникам.
Священники и левиты исполняли то, что «издавна» делали их предшественники в соответствии с постановлениями Давида. Их служение было достойно похвалы и высоко ценилось в Израиле. Те, кто служил при храме, заслужили свою награду. И наместник провинции следил за тем, чтоб эти люди получали то, что им было положено.