Найти в Дзене

ЕЗДРА 8: ЕЗДРА, КНИЖНИК: ЕГО ПУТЕШЕСТВИЕ (ч.2)

Оглавление

(Ездра 8)

Рассказ о возвращении Ездры в Иерусалим, начавшийся в конце главы 7, продолжается в главе 8. Как уже говорилось, большую часть этой главы, написанную от первого лица, иногда называют «Воспоминания Ездры» (7:27—8:34; 9:1–15).

Зачем автору понадобилось давать эти дополнительные сведения? Они были необходимы для полноты повествования: Ездра вернулся, но как это произошло? Царь позволил ему выйти и обеспечил средствами для выполнения его миссии, но как Ездра справился с ней? Без сведений в Езд. 8 эти вопросы остались бы без ответа. Поэтому глава 8 сообщает важные подробности, которые помогают читателю понять и оценить путешествие и прибытие Ездры в Иерусалим.

ЛЮДИ, ВЕРНУВШИЕСЯ С ЕЗДРОЙ (8:1–14)

«И вот главы поколений и родословие тех, которые вышли со мной из Вавилона в царствование царя Артаксеркса: из сыновей Финееса — Гирсон; из сыновей Ифамара — Даниил; из сыновей Давида — Хаттуш; из сыновей Шехании, из сыновей Пароша — Захария, и с ним по списку родословному сто пятьдесят человек мужского пола; из сыновей Пахаф-Моава — Эльегоенай, сын Зерахии, и с ним двести человек мужского пола; из сыновей Зафоя — Шехания, сын Яхазиила, и с ним триста человек мужского пола; из сыновей Адина — Евед, сын Ионафана, и с ним пятьдесят человек мужского пола; из сыновей Елама — Иешаия, сын Афалии, и с ним семьдесят человек мужского пола; из сыновей Сафатии — Зевадия, сын Михаила, и с ним восемьдесят человек мужского пола; из сыновей Иоава — Овадия, сын Иехиела, и с ним двести восемнадцать человек мужского пола; из сыновей Ваания — Шеломиф, сын Иосифии, и с ним сто шестьдесят человек мужского пола; из сыновей Бевая — Захария, сын Бевая, и с ним двадцать восемь человек мужского пола; из сыновей Азгада — Иоханан, сын Гаккатана, и с ним сто десять человек мужского пола; из сыновей Адоникама — последние, и вот имена их: Елифелет, Иеиел и Шемаия, и с ними шестьдесят человек мужского пола; из сыновей Бигвая — Уфай и Заббуд, и с ними семьдесят человек мужского пола».

Подобно тому, как в главе 2 названы имена глав поколений, которые отправились из Вавилона в Иерусалим с Зоровавелем, так Ездра начинает подробный рассказ о своём путешествии с имён сопровождавших его глав семейств.

Стихи 1, 2. Предыдущая глава закончилась такими словами Ездры: «И собрал я глав Израиля, чтоб они пошли со мною» (7:28). А эта глава начинается с перечисления этих «глав», глав поколений. Дерек Киднер отмечает, что «Ездра достаточно хорошо знал структуру своего общества, чтобы обратиться именно к главам семейств (7:28; 8:1), зная, что в большинстве случаев, если они придут, то приведут с собой свои группы».

Список тех, кто пошёл с Ездрой в Иерусалим, начинается с людей по имени Гирсон, Даниил и Хаттуш. Эти трое составляли уникальную категорию священников и представителей царского рода. Здесь представлены два рода, ведущие своё происхождение от Аарона. (1) Гирсон происходил от третьего сына Аарона Елеазара и его внука Финееса. Ездра также принадлежал к этому роду (7:1–5). (2) Даниил происходил от четвёртого сына Аарона Ифамара. Кроме того, Хаттуш представлял царский род Давида. Очевидно, среди возвратившихся были и другие представители этих трёх семейств, хотя здесь они не названы и не перечислены. В 8:24 указаны имена двух других священников и упомянуты ещё десять (Ратцлафф и Батлер).

Стихи 3–14. Люди, названные поимённо в оставшейся части списка, произошли от двенадцати разных мужчин и потому были членами двенадцати разных семейств. Возможно, это число было выбрано, чтобы олицетворять весь Израиль, который изначально состоял из двенадцати колен. Подобная ассоциация со всем Израилем кажется оправданной, несмотря на то, что переселенцы были представлены, главным образом, двумя коленами: Иуды и Вениамина (1:5; 4:1; 10:9; Неем. 11:4–8, 25, 31, 36) (Майерс).

Эти же клановые имена представлены в Езд. 2:3–15 (и в соответствующих отрывках в книге Неемии). Хотя список в главе 8 аналогичен списку в главе 2, он имеет существенные отличия, которые дают понять, что эти два списка независимы друг от друга. Очевидно, не все представители этих семейств вернулись с Зоровавелем восьмьюдесятью годами ранее. Когда в тексте сыновья Адоникама названы последними (8:13), это может означать, что все мужчины этого клана, которые до этого оставались в Вавилоне, вышли, чтобы вернуться в Иудею. Отсюда можно предположить, что другие кланы были представлены не полностью и часть их представителей по-прежнему находились в Вавилоне.

Отметим несколько особенностей этого списка. (1) Как и в других местах, мужчины названы в соответствии с их предками. Было важно знать (и уметь доказать) своё происхождение. (2) Упоминаются только люди мужского пола, но с ними должны были идти женщины и дети. В 8:21 есть ссылка на «детей наших». (3) Джейкоб Майерс отмечает, что «количество мужчин, возвратившихся с Ездрой, включая самого книжника, а также Гирсона», Даниила и Хаттуша, было примерно полторы тысячи, не считая левитов и храмовых слуг. Общее количество вернувшихся с Ездрой колеблется от пяти до девяти тысяч (Уильямсон).

Следует также отметить веру тех, кто вернулся. Приглашение вернуться было оглашено всем (7:13). Почему же откликнулись только эти? Если в дни Зоровавеля у живших в Вавилоне была причина остаться, то у тех, кто жил там восьмьюдесятью годами лет позднее, тем более. За их желанием вернуться была убедительность Ездры и/или их любовь к Господу, Его закону и Его храму.

ПРИЗВАНИЕ ЛЕВИТОВ (8:15–20)

«Я собрал их у реки, впадающей в Агаву, и мы простояли там три дня, и когда я осмотрел народ и священников, то из сынов Левииных никого там не нашёл. И послал я позвать Елиезера, Ариэла, Шемаию, и Элнафана, и Иарива, и Элнафана, и Нафана, и Захарию, и Мешуллама — главных, и Иоярива, и Элнафана — учёных; и дал им поручение к Иддо, главному в местности Касифье, и вложил им в уста, что говорить Иддо и братьям его, нефинеям в местности Касифье, чтобы они привели к нам служителей для дома Бога нашего. И привели они к нам, так как благодеющая рука Бога нашего была над нами, человека умного из сыновей Махлия, сына Левия, сына Израиля, именно Шеревию, и сыновей его, и братьев его, восемнадцать человек; и Хашавию, и с ним Иешаию из сыновей Мерари, братьев его и сыновей их двадцать; и из нефинеев, которых дал Давид и князья его на прислугу левитам, двести двадцать нефинеев; все они названы поимённо».

Готовя группу к походу, Ездра обнаружил отсутствие левитов. Данный раздел главы рассказывает, как он решил эту проблему.

Стих 15. Ездра собрал группу у реки, впадающей в Агаву, где они простояли три дня. Агава, наверное, находилась недалеко от Вавилона, но точное её месторасположение неизвестно. «Река» (нахар) — это, видимо, канал. В Вавилонии от рек Евфрат и Тигр было отведено много каналов, которые использовались для орошения, перевозок и обороны. В этом случае канал был назван по имени города Агава (8:31), куда он тёк. Очевидно, это место было последним пунктом сбора перед началом похода. Как начало пути было отмечено трёхдневной стоянкой у Агавы, так его конец был отмечен трёхдневной стоянкой в Иерусалиме (8:32).

Первой задачей Ездры было пересчитать народ по их семействам. Сделав это, он обнаружил отсутствие храмовых служителей. Хотя несколько священников всё же присутствовали, сынов Левииных среди собравшихся не было. Возможно, левиты не пожелали вернуться по причине своей второстепенной роли в храмовом служении или, возможно (как многие их соотечественники), в Вавилоне они обрели благосостояние и чувствовали себя комфортно. Как бы то ни было, Ездра решил, что необходимо взять с собой в Иерусалим несколько левитов. Почему? Существует несколько предположений, но ни одно из них не является достаточно убедительным. Однако можно уверенно сказать, что не потому, что в Иерусалиме не осталось левитов, так как некоторое их количество вернулось с Зоровавелем (2:40–42).

Стих 16. Чтобы получить необходимых левитов, Ездра вначале призвал нескольких главных, которые уже были с ним, а также двух учёных мужей. Еврейское слово, переведённое как «главных » (рашим), буквально означает «головы, главы». А термин мебиним («учёных») можно буквально перевести как «те, которые разъясняют».

Упомянутые здесь люди — не те главы поколений, которые перечислены в 8:3–14. Элнафан в этом стихе встречается трижды, что заставляет некоторых комментаторов усомниться в исторической точности этого имени. Однако такое сомнение вовсе необязательно. Как указывает Кит Шовилл, «Элнафан (“Бог дал”) было, вероятно, популярным именем, и потому тогда три “Элнафана” было всё равно, что три “Джона” сейчас. Эти мужчины с их репутацией были хорошо известны Ездре и, очевидно, всему иудейскому обществу».

Стих 17. Ездра сказал главам, что говорить, а затем послал их в Касифье. Точное месторасположение его неизвестно, возможно неподалёку от Агавы. Очевидно, это был место поселения левитов.

Главой левитов был Иддо. Слово маком, переведённое как «местность», может указывать на то, что Иддо был руководителем находившейся там школы. Другое предположение — что оно указывает на святыню, подобную той, что иудеи построили в египетской Элефантине. Также не исключено, что «местность» — это предшественница синагоги (Шовилл).

Стихи 18–20. Посланные Ездрой люди были, очевидно, очень убедительны. Возможно, они воззвали к чувству долга своих слушателей, сказав что-то вроде: «Вы были призваны Господом служить в храме, но храм находится в Иерусалиме. Что вы делаете здесь?»

Что бы они ни сказали, их миссия оказалась успешной. Конечно, это произошло благодаря провидческой помощи Господа — так как «благодеющая рука Бога нашего была над нами» (8:18). Тридцать восемь левитов согласились вернуться в Иерусалим с группой Ездры (8:18, 19) вместе с ещё большим количеством храмовых слуг (двести двадцать нефинеев). Этих «нефинеев» дал Давид и князья его на прислугу левитам (8:20), хотя по нормам первой скинии в Пятикнижии этого не требовалось (Уильямсон). Дополнительные левиты и храмовая прислуга в группе составили 1758 человек. Повторяем: приведены имена только мужчин и сосчитаны только они, а потому общее число вышедших (включая женщин и детей) могло быть намного выше.

МОЛИТВА О БОЖЬЕЙ ЗАЩИТЕ (8:21–23)

«И провозгласил я там пост у реки Агава, чтобы смириться нам пред лицом Бога нашего, просить у Него благополучного пути для себя, и для детей наших, и для всего имущества нашего, так как мне стыдно было просить у царя войска и всадников для охранения нашего от врага на пути, ибо мы, говоря с царём, сказали: “Рука Бога нашего для всех, прибегающих к Нему, есть благодеющая, а на всех оставляющих Его — могущество Его и гнев Его!” Итак, мы постились и просили Бога нашего об этом, и Он услышал нас».

Когда группа была полностью собрана, иудеи по указанию Ездры совершили пост и вместе помолились о благополучном пути.

Стих 21. Время, проведённое у реки [или канала] Агава было периодом подготовки к путешествию. Джозеф Бленкинсопп пишет: «Подготовка к трудному путешествию была как практической, так и духовной». Ездра провозгласил пост, чтобы народ мог смириться пред лицом Бога. Пост подразумевал воздержание от принятия пищи. Он служил дополнением к молитве и часто предполагал исповедание греха (Неем. 9:1, 2; Дан. 9:3). Во время поста народ молил Бога о благополучном пути (дерек йешарах), буквально «прямого пути». Очевидно, согласно 7:27, 28, когда Ездра узнал, что царь позволил ему вернуться в Иерусалим, первое, что он сделал, это помолился. Затем, согласно 8:21, последнее, что он сделал перед самым походом, также помолился.

Стих 22. У переселенцев было, как минимум, две причины для молитв.(1) Путешествие могло быть опасным, так как на пути они могли встретить врага — воров или разбойников (см. 8:31). Ценности, которые они несли, делали их потенциальной мишенью для грабителей. (2) У них не было никакой другой защиты. Ездра признался, что ему стыдно было просить защиты у персидской армии, потому что он заявил, что рука Бога позаботится о путниках и сохранит их. В другом случае Неемия посмотрит на этот вопрос совершенно иначе, увидев в военном сопровождении часть Божьего благодеяния (Неем. 2:7–9).

Стих 23. Молитвы и пост этой группы оказались не напрасны. Они просили Бога, и Он услышал их мольбы, как явствует из дальнейшего повествования в этой главе.

ПЕРЕДАЧА СВЯЩЕННИКАМ ХРАМОВЫХ СОКРОВИЩ (8:24–30)

«И я отделил из начальствующих над священниками двенадцать человек: Шеревию, Хашавию и с ними десять из братьев их; и отдал им весом серебро, и золото, и сосуды — всё, пожертвованное для дома Бога нашего, что пожертвовали царь, и советники его, и князья его, и все израильтяне, там находившиеся. И отдал на руки им весом: серебра — шестьсот пятьдесят талантов, и серебряных сосудов на сто талантов, золота — сто талантов; и чаш золотых — двадцать, в тысячу драхм, и два сосуда из лучшей блестящей меди, ценимой, как золото. И сказал я им: “Вы — святыня Господу, и сосуды — святыня, и серебро, и золото — доброхотное даяние Господу, Богу отцов ваших. Будьте же бдительны и сберегите это, доколе весом не сдадите начальствующим над священниками и левитами и главам поколений Израилевых в Иерусалиме, в хранилище при доме Господнем”. И приняли священники и левиты взвешенное серебро, и золото, и сосуды, чтоб отнести в Иерусалим в дом Бога нашего».

В своём письме царь Артаксеркс указал, что дары нужно передать Ездре и отнести в храм Бога в Иерусалиме. Стихи 24–30 объясняют, как это поручение было исполнено.

Стих 24. Ездра выбрал из начальствующих над священниками, чтобы они отвечали за пожертвованное: Шеревию, Хашавию и с ними десять из братьев их. В английской версии NIV общее количество представлено как двадцать четыре: «И я отделил двенадцать начальствующих над священниками вместе с Шеревией, Хашавией и с десятью их братьями». Это второе толкование согласуется с тем, что находится в 8:18, 19, а также в книге Неемии (Неем. 8:7, 9; 9:4, 5; 10:9–12; 12:8, 24), где Шеревия и Хашавия перечислены как левиты (а не священники). Если эта версия верна, тогда было двенадцать священников и двенадцать левитов. Это соответствует стиху 30, в котором сказано, что «приняли священники и левиты взвешенное серебро, и золото».

Стихи 25–27. Затем Ездра составил перечень того, что было пожертвовано для дома Бога нашего, что доброхотно пожертвовали царь, и советники его, и князья его, и все израильтяне (8:25). Всего оказалось «серебра — шестьсот пятьдесят талантов, и серебряных сосудов на сто талантов, золота — сто талантов; и чаш золотых — двадцать, в тысячу драхм, и два сосуда из лучшей блестящей меди, ценимой, как золото» (8:26, 27). Эдвин Ямаучи говорит: «Для сравнения “650 талантов” соответствует почти 25 тоннам серебра, …“100 талантов” соответствует почти 3,5 тоннам». Некоторым учёным такие огромные величины кажутся невероятными, но многие израильтяне разбогатели в Вавилоне, а Артаксеркс был наверняка не единственным политеистом, который очень не хотел «гнева» «Бога небесного» (7:23).

Стихи 28, 29. Ездра поручил двенадцати священникам взять ответственность за эти ценности и раздать их начальствующим над священниками и левитами в храме в Иерусалиме. Он напомнил им, что они — святыня [посвящены] Господу, как и эти дары.

Стих 30. Священники и левиты согласились исполнить поручение Ездры. Они приняли взвешенное сокровище под свою ответственность. Иудеи тщательно переписали все дары, которые получили от персов, — очевидно, потому что таким было требование последних. Позднее в главе рассказывается, как они, наконец, передали эти драгоценности храмовым служителям (8:33, 34).

ВОЗВРАЩЕНИЕ В ИЕРУСАЛИМ (8:31–36)

«И отправились мы от реки Агава в двенадцатый день первого месяца, чтобы идти в Иерусалим; и рука Бога нашего была над нами и спасала нас от руки врага и от подстерегающих нас на пути. И пришли мы в Иерусалим, и пробыли там три дня. В четвёртый день мы сдали весом серебро, и золото, и сосуды в дом Бога нашего, на руки Меремофу, сыну Урии, священнику, и с ним Елеазару, сыну Финееса, и с ними Иозаваду, сыну Иисуса, и Ноадии, сыну Виннуя, левитам, — всё счетом и весом. И всё взвешенное записано в то же время. Пришедшие из плена переселенцы принесли во всесожжение Богу Израилеву двенадцать тельцов из всего Израиля, девяносто шесть овнов, семьдесят семь агнцев и двенадцать козлов в жертву за грех — всё это во всесожжение Господу. И отдали царские повеления царским сатрапам и заречным областеначальникам, и они почтили народ и дом Божий».

Стихи 31, 32. Ездра кратко излагает факты своего путешествия: (1) откуда они отправились: от реки Агава; (2) когда они вышли: в двенадцатый день первого месяца; (3) куда они пришли: в Иерусалим; и (4) почему они преуспели: потому что рука Бога была над ними. Несомненно, Ездра и иудеи сделали всё возможное, чтобы успешно завершить путешествие, но когда они благополучно прибыли, то вознесли благодарность Господу. Он спасал их от руки врага и от подстерегающих на пути.

В Езд. 7:9 сказано, что Ездра вышел из Вавилона «в первый день первого месяца», а из этих стихов следует, что они отправились «в двенадцатый день». Здесь нет противоречия. Из Вавилона они вышли в первый день месяца и остановились у реки Агава, а в двенадцатый день месяца отправились от Агава. Разница в двенадцать дней включает дорогу от Вавилона к Агаве плюс некоторое время, проведённое у Агава (где они готовились к путешествию, убеждали левитов пойти с ними, постились и молились).

В этих стихах Ездра не говорит, когда они прибыли в Иерусалим, но в 7:9 сказано, что они пришли «в первый день пятого месяца». Следовательно, путешествие заняло около четырёх месяцев (120 дней). За вычетом времени у Агава путь длиной почти 1500 км они проделали со средней скоростью около 11 км в день.

Придя в Иерусалим, они пробыли там три дня, прежде чем приступить к своим обязанностям (см. Неем. 2:11). Почему они не начали сразу? Возможно, они пришли в пятницу, и близость субботы требовала трёхдневной отсрочки передачи священных пожертвований. Согласно другому объяснению, группа устала после долгого пути. Они могли взять три дня, чтобы отдохнуть, распаковать вещи и встретиться с друзьями.

Стихи 33, 34. Первой обязанностью возвратившихся евреев, как приказывал царь и требовал Ездра, было передать принесённые с собой сокровища главным священникам и левитам в храм: «в четвёртый день мы сдали весом серебро, и золото, и сосуды в дом Бога нашего». Всё переданное было тщательным образом записано; вероятно, копия этого документа была отправлена назад царю, чтобы он знал, что его приказания исполнены.

Стих 35. От первого лица («я» и «мы») повествование в двух стихах (8:35, 36) переходит к рассказу от третьего лица, а затем, в главе 9, вновь возвращается к первому лицу. Автор, по всей видимости, счёл необходимым завершить рассказ повторным подробным изложением того, что ещё сделали вернувшиеся из плена, когда пришли в Иерусалим (в дополнение записанного Ездрой в его «воспоминаниях»).

Исполнив свой долг и передав храмовые ценности, Ездра и другие переселенцы должны были принести жертвы Богу, который благополучно провёл их через опасности путешествия. Это были жертвы во всесожжение и жертва за грех. «Ключевыми идеями всесожжения были поклонение и посвящение, а жертвы за грех — очищение» (Киднер). Эта сцена напоминает более ранние торжества в книге (3:3, 4, 10, 11; 6:16, 17).

Стих 36. Люди Ездры выполнили и другое поручение, когда отдали царские повеления царским сатрапам и заречным областеначальникам. Результатом этих повелений стало (по крайней мере, на этот раз) то, что соседи иудеев почтили народ и дом Божий. Начальники выказали почтение, передав необходимые средства из царской казны (см. 7:20), чтобы иудеи смогли совершить жертвоприношения в храме, как повелел царь Артаксеркс.

Церковь Христа