Этот фильм мы посмотрели во время подготовки к региональному этапу конкурса профессионального мастерства педагогов дополнительного образования "Сердце отдаю детям". В итоге мы единогласно решили, что это самый актуальный для современного образования фильм.
Приглашаем вас обсудить фильм времён СССР "Расписание на послезавтра", ведь каждый увидит в нём что-то важное и актуальное для себя. В этой статье мы делимся своими впечатлениями и размышлениями "Мнение педагога" и "Мнение методиста". А своё мнение вы можете написать в комментариях, с интересом почитаем.
Мнение педагога
Автор: педагог дополнительного образования Тамара Сергеевна Щедренко.
Фильм снят в 1978 году, но каждое произнесённое слово актуально сейчас. В фильме много рассуждений про одарённость детей. И несмотря на то, что показана профильная школа с физико-математическим уклоном, на протяжении всего фильма идёт явный и неявный спор о необходимости узкопрофильного образования в школе. Об этом спорят учителя, учёные, ученики и даже общество в лице журналистки.
В фильме "Расписание на послезавтра" в диалоге директора школы и его друга заведующего лабораторией очень отчётливо поднимается актуальная на сегодня тема - исследовательский метод обучения. То, к чему мы сейчас стремимся, но так и не пришли окончательно.
- Знаешь что я тебе скажу? Мы кончали обычную школу и ничего вот, стали докторами. А теперь почему-то для всех детей понадобились спецшколы.
- Да потому что время бежит вперёд. И система передачи готовеньких знаний изжила себя - я в этом убеждён.
- И чем можно заменить?
- Исследовательский метод, улавливай. Исследовательский. Постановка проблемы. Умение сформулировать гипотезу. Отстаивание её истины. И, наконец, отстаивание своего решения перед коллективом всего класса.
Особенно мне понравилась фраза директора: "Нельзя рубить с плеча, так можно отбить всякую охоту к самостоятельному мышлению". Именно самостоятельность мышления - вот то, ради чего мы учим. Только самостоятельность мышления делает полученные знания эффективными.
Очень интересен подход сценариста Нины Фоминой и то, как режиссёр Игорь Добролюбов смогли показать формирование всесторонне развитой личности даже в узкопрофильном образовательном учреждении. По сути сам по себе фильм это и есть ответ на этот вопрос: "Нужны ли особенные школы?" Неоднозначный ответ.
С одной стороны спор педагогов, каждый из которых отстаивает важность своего предмета - учитель физики и учитель литературы. Те самые физики и лирики. С другой стороны сами одарённые ученики школы, которые занимаются музыкой и пишут стихи.
В первой части фильма директор школы и новая учительница по русской литературе спорят о самой необходимости преподавания литературы в школе, которая готовит технарей. И в этом споре учительница говорит важную мысль: "Любая школа должна выпускать гармонично развитых людей".
Для меня этот фильм о том, как внешний конфликт педагогов порождает внутренний конфликт ученика. И этот конфликт показан на примере вундеркинда Овечкина из 8 класса. Ведь у мальчика есть талант и в физике, и в музыке. Но на фоне авторитета учителя физики и директора в одном лице, он подавляет в себе творческую фантазию.
Володя Овечкин играет на скрипке, и казалось бы - Альберт Эйнштейн ведь тоже играл на скрипке, хотя это редко упоминается. И педагоги-физики тоже не прочь поиграть на пианино, но вот делают это вечером, когда в школе уже нет учеников. И шутливая песенка про Эйнштейна со скрипкой воспринимается неоднозначно.
Фильм заставляет задуматься об интегрированности в современном образовании. И в этом плане очень интересен подход учительницы по литературе. У неё есть единственная возможность заинтересовать литературой детей-физиков - переплести эти два предмета. Сначала она от безысходности даёт задание написать сочинение о роли фантазии в науке:
- А розовый конь на самом деле существует? Или это абстрактный объект?
- А вы как думаете?
- Фантазия всё это. Изящная литература.
- Да, но почему таким тоном? По-моему фантазия - это не привилегия искусства. В науке тоже существует фантазия.
- Фантазия в науке, это совсем другое.
- А что именно?
Она словно улавливает стремление своих учеников искать математическое обоснование во всём.
- Пишу плохо. Никак не нащупаю в грамматике математическую закономерность.
- А ты стенографируй. Там одни крючки, никаких ошибок не видно.
В этом диалоге и стремление самих учеников к интегрированности, и то самое самостоятельное мышление, к развитию которого стремится директор школы.
У концу фильма учительница уже использует интегрированные сочинения как уверенный педагогический приём: "Как мы с вами поступим. Вы сделает мне к следующему понедельнику сравнительный анализ "Белых ночей" Достоевского с двухкомпонентным нитроном Ландау. Я правильно назвала?"
И вот тут уже меняется позиция директора относительно уместности литературы в физико-математической школе: "А что, в этом парадоксе есть своё рациональное звено. Как вы считаете?"
В более ранней сцене мы понимаем, что за несколько месяцев преподавания в этой необычной школе мнение учительницы тоже изменилось, и журналистке она говорит, что таких профильных школ должно быть больше.
Надо сказать, что в своё время педагоги восприняли фильм несерьёзно, как научную фантастику, непонятную и недостижимую. Особой популярностью фильм не пользовался, возможно именно потому что опередил своё время. И сейчас, когда современные педагогические идеи догнали идеи "Расписания на послезавтра", самое время посмотреть этот замечательный фильм.
Мнение методиста
Автор: методист дополнительного образования Ольга Станиславовна Щедренко.
Этот фильм я не смотрела в свою молодость, к сожалению, и посмотрев его имея 25-летний стаж педагогической работы, я была сильно поражена тем, что в этом фильме рассмотрены проблемы образования, которые актуальны и сейчас.
Первое: Насколько в фильме много отражено психолого-педагогических подходов к одаренным детям! Поощряется инициатива учеников, даётся возможность ошибаться, пробовать, экспериментировать. Дети смело выражают свою точку зрения, причём мотивированную и составленную на своем ученическом опыте. Фильм был снят в 1978 году, а в нём уже звучат слова директора: "Система передачи готовеньких знаний изжила себя! ...Исследовательский метод, постановка проблемы, умение сформулировать гипотезу, отстаивание её истины и защита своего решения перед коллективом всего класса!"
Второе: Очень интересная мораль также прослеживается в фильме через учителя литературы. Оказавшись в сложной ситуации, учитель находит подход к ученикам, и никого не оставляет равнодушным к своему предмету. Успех этого учителя заключается в том, что она не стала заставлять или настаивать на исключительности своего предмета (как часто бывает сейчас в школах - мой предмет самый важный). Здесь чётко раскрывается проблема разностороннего развития личности. И сегодня эта проблема остаётся актуальной, приобретая новые термины: то универсальные учебные действия, то теперь функциональная грамотность...
Третье: В некоторых моментах ещё подтверждается моё мнение, что важно педагогу, директору школы иметь педагогическое образование. Очень хорошо это показано в диалоге между директором школы и его другом - заведующим лабораторией. Очень чётко затрагивается тема оценки деятельности ученика, роль взрослого в формировании внутренней мотивации учеников к знаниям.
Сейчас очень много говорят о том, что нужно знать только предмет преподавания (в данном случае физику), иметь профильное образование (особенно это распространяется на дополнительное образование). Но на мой взгляд, чтобы успешно взаимодействовать с детьми, педагогу обязательно нужно иметь психолого-педагогические знания, уметь к разным детям найти свой подход. Как говорится в фильме: "Педагогика - это вечный поиск!" Совершенно согласна с этим высказыванием, и понимаю, в своей работе придерживалась всегда этого принципа.
Смею напомнить, что Педагогика - это наука о сущности, закономерностях, принципах, методах и формах обучения и воспитания человека. И как любую другую науку её нужно изучать, и со временем освежать в своей памяти.
Коллеги, любящие свою профессию и желающие в ней развиваться, посмотрите этот фильм, очень рекомендую!
Если вы ещё не видели фильм "Расписание на послезавтра", то его можно посмотреть на YouTube на официальном канале "Все советские фильмы киностудии «Беларусьфильм»
Приглашаем присоединиться к обсуждению идей из фильма! Пишите в комментариях своё мнение!
* * *
Вас могут заинтересовать курсы повышения квалификации:
Система работы с одаренными детьми в соответствии с ФГОС (72 ч.)
Для кого: Педагог дополнительного образования, Классный руководитель, Библиотекарь, Воспитатель ДО, Методист, Музыкальный руководитель, Учитель начальных классов, Инструктор по физической культуре, Психолог, Социальный педагог, Учитель-предметник
Система работы с одарёнными детьми в соответствии с требованиями ФГОС ООО (16 ч.)
Для кого: Педагог дополнительного образования, Директор, руководитель, заведующий, Классный руководитель, Воспитатель ДО, Методист, Музыкальный руководитель, Учитель начальных классов, Инструктор по физической культуре, Психолог, Социальный педагог, Учитель-предметник, Заместитель руководителя