Давно собирался посетить Копотиловское месторождение холцедона, даже дважды бывал рядом, но только этой осенью побывал там и набрал халцедона столько, сколько смог увезти.
Копотиловское месторождение находится в Красноярском крае, в Тасеевском районе, чуть севернее села Троицк. В справочниках и на картах оно значится как КопАтиловское, но на месте я увидел дорожный указатель с названием речки КопОтиловка, и все местные так говорят, объясняя это словом "копоть" - мол, была там деревня, люди жили, небо коптили дымом своих жилищ.
Ещё одно название месторождения в справочниках - Кремнёво-Копатиловское. Потому что там в основном кремень, и всё сырьё, вместе с включениями халцедона, некими геологами было признано пригодным только для производства абразива, не более того. Однако местные краеведы-энтузиасты находили там халцедон очень неплохого качества, во всяком случае, так они утверждали, хотя подаренные мне образцы оказались всего лишь кремнем, довольно мутным и трещиноватым. Тем не менее я загорелся съездить туда.
Первые две поездки оказались неудачными. Точного места мне не указали, главным ориентиром был назван поворот в лес налево недалеко от Троицка, а поворотов там немало. В этот раз был выбран верный поворот, да и компания собралась хорошая - мужики пригласили меня на рыбалку и согласились ради моего интереса заехать на Копотиловку.
Поехали вчетвером на уазике. Машину трясло на этой дороге, а меня трясло от вчерашней вакцинации - организм активно нарабатывал антитела и нашёптывал о том, что лучше бы я остался дома. Но как только стало ясно, что мы на верном пути, настроение стало бодрее, а когда был найден первый халцедон, о недомогании я просто забыл.
Суровые сибирские мужики, минуту назад считавшие сбор камушков менее серьёзным делом, чем рыбалка, вдруг загорелись поиском. Разбрелись по карьеру, выискивая полупрозрачные камни, то и дело принося мне на "экспертизу" заинтересовавшие их экземпляры. Единственное, что им не понравилось - мои попытки фотографировать лица. Почему они не хотят попадать в кадр, я понял позже, когда познакомился с методами их рыбалки, но это уже другая история.
Пока мужики искали отдельные камушки, я вскрывал большие глыбы при помощи молотка и кувалды. Кувалдой вбивал молоток между слоями, если глыба слоистая, а иногда просто в трещину. Используя молоток в качестве зубила и рычага, откалывал от глыбы куски. Снаружи глыбы загрязнены глиной и песком, а на месте скола хорошо видно, из чего они состоят.