У отца Павла детей много – пять мальчиков и пять девочек. Катенька же родилась, когда у него было только двое сыновей, и потому сразу же стала его любимицей. Матушка Елисавета, бывшая работница швейной фабрики, привыкла говорить громко и властно, и дети её пугались. Особенно, когда она начинала наводить уборку в доме и, поднимая с пола брошенные вещи, кричала:
– Чьё это, кто бросил?
И дети виновато выходили на этот громкий крик, забирая своё добро и получая от матери подзатыльника или по мягкому месту той же вещью. Но вот свою любимую дочь Катеньку папа трогать запретил, и Елисавета не могла ослушаться, хотя и ворчала на недотрогу. Дочка всегда находила у папы защиту и часто тёрлась возле него поласкаться. И на всех общесемейных фотографиях её место всегда было на коленках у папы. А потом стали появляться другие дочки и постепенно её вытеснили более младшие, которых папа тоже любил.
Все десять детей отца Павла с самых ранних лет на вопрос: «А сколько у тебя детей будет?» уверенно отвечали: «А сколько Бог даст». И это не случайно – они с детства знали, что всё в этом мире в руках Божиих. Каждый вечер отец Павел молился с детьми, читали вместе Евангелие, и он каждого из них спрашивал, как на уроке. Но не механического повторения добивался он от ответчика, а осмысленного понимания. И всегда говорил: «Скажи своими словами». И дети, путаясь, говорили, а он аккуратно поправлял. Отец учил их покоряться воли Божией, возил по монастырям и почти каждое воскресение его ребятишки в храме причащались.
Когда старшие сыновья окончили школу, отец Павел по согласованию с матушкой благословил их учиться в Свято-Тихоновском Богословском институте, который заочно закончил и сам когда-то. Туда же отправилась учиться и их дочка. И там познакомилась она с Витюшей – единственным сыном заграничного протоиерея. Они уже оканчивали пятый курс и вели разговоры о свадьбе, и поэтому решили – пора знакомить родителей.
Родители Витюши приехали из Европы в подмосковную деревню, которая к тому времени стала окраиной подмосковного города. Там на берегу у отца Павла было выстроено трёхэтажное семейное поместье, и ещё пара-тройка особняков для детей. Как не готовились, ни прибирались, но собрать все детские игрушки по участку невозможно – ведь кроме детей уже и внуки есть, а уследить за всеми невозможно. И конечно привыкшие к европейской чистоте приезжие заметили непорядок, но вида не подали, а у Витюши невольно вырвалось:
– Неужели и у нас столько детей будет?
Катютя, видя такую растерянность будущего суженного, сразу поняла: «Нет воли Божией». Не стала она держаться за жениха, а тут же заявила:
– Да я не пойду за тебя!
Гости после ужина уехали, и Катюня жениха к себе близко больше не подпускала.
Через некоторое время поехал отец Павел со старшими сыновьями на Афон и на пароме разговорились с одним русским паломником, который оказался московским чиновником.
И как-то так всё естественно произошло, что батюшка ему показал фото своих детей в смартфоне.
– А это у меня старшая дочь, Екатерина…
Она-то и заинтересовала Евгения, ведь он не был женат, а слышать, слышал, что «поповские дочки – самые нравственные и целомудренные». Он нашёл её в соцсетях, написал, они встретились. И скоренько так подошли к браковенчанию. Ему тридцать пять, а ей двадцать четыре – не самая лучшая разница в возрасте, но таинство Церкви совершилось. Лишь одно «маленькое» условие было у Катюши – подводный поцелуй. Уже многие её подружки хвастались, что это было снято на камеру, и Катя решила не отстать от своих, «чтоб было, что вспомнить в старости». Да и была уверена, что всё получится, так как сама увлекалась плаванием.
Серьёзного чиновника эта девичья шалость не смутила, да и он побаивался – «как бы не взбрыкнула». Историю про Витюшу она ему рассказала со смехом, и он без сожаления пригласил профессиональную студию для записи клипа. Платье, костюм, тренировки и, наконец, пошла запись: они идут по городской набережной навстречу друг другу и, взявшись за руки, прыгают с высокой стенки в Волгу. Удар головами под водой, толканье носами и дрыганье ногами в тёмной воде великой русской реки не принесло желаемого результата. Слишком темна для съёмок волжская вода.
Но они продолжили в арендованном бассейне и добились нужного результата. Платья и костюмы пришлось выбросить и купить новые, а клип послали родителям и друзьям, которые без устали делились с другими и бесконечно «лайкали». Получилось очень даже профессионально. Жених держался молодцом и даже вида не подал, что не нравится ему это ребячество и о выброшенных деньгах ничуть не жалел.
В положенное природой время у них родился мальчик, через два года ещё один, и понятно, что на этом они не остановятся, и будут продолжать подвиг родителей и родят столько, «сколько Бог даст». Ведь это прекрасно, когда рождаются дети!
***
Братья и сёстры, наш приход содержит два храма и небольшую часовню. Они требуют ремонта, но средств на него который год никак не можем собрать. Будем благодарны всем, кто сможет помочь нам привести в порядок эти места особого Божьего присутствия.