Найти в Дзене
Я ЖЕ БАТЬ!

«Потемкинские деревни» в школе: когда проблема с преподаванием, придираются ко всему остальному

Я сейчас скажу страшное — меня за это запинает весь педагогический состав Дзена. И не только запинает, но еще и дружно в истерику впадет, сопровождаемую криками «вот такое отношение к учителям и превращает их в глазах детей в прислугу».

Но если педагог придирается к внешнему виду ребенка и устраивает по этому поводу показательные драмы, доказывая, что цветные волосы или длинные волосы у мальчика (короткие до лысины у девочки, опционно) или толстовка с изображением гоблинской рожи или персонажа аниме — признак всешкольного апокалипсиса, то это означает, что на большее он, увы, не способен.

Ну, не может человек не то, что нормально общаться с детьми и подростками (он их ненавидит, по сути, и ищет этому оправдание, мол, они «неправильные»). Ну, не может он преподавать, не может вызвать интерес к своему предмету. Не может он научить учеников не просто зубрить, а полюбить — историю, физику, химию, литературу. И вообще жизнью недоволен — он в пед пошел либо от того, что больше некуда, либо для компенсации собственных проблем, может, от желания хоть кем-то повелевать, а ему ученики в этом праве почему-то смеют отказывать…

Мне повезло — самому в детстве попадались, по большей части, прекрасные преподаватели. К одной из моих классных руководительниц до сих пор ученики просто так бегают, увидеться с ней (возможно, и к другим тоже, не в курсе просто).

Так вот — у них были интересные уроки, на этих уроках была дисциплина. И, в тоже время, они никогда к нам не придирались по мелочам, как многие другие.А еще они были очень интересными людьми. Они не только знания давали, но и делились с нами своим жизненным опытом, но именно делились, а не навязывали как единственно правильный.

Они не считали себя генералами, а нас — бесправными новобранцами, которые должны слушать старшего, открыв рот и восторженно подчиняться.

В тоже время, в «соседнем» классе, на нашей же параллели, была мадам, которую все ученики терпеть не могли. Она кричала на них по любому поводу, причем так, что ее крики во время уроков были слышны даже в коридоре. Она устраивала «показательные выволочки» мальчишкам, волосы которых оказывались длиннее, чем она считала нужным. Она дергала за уши девочек, если те были в сережках. Притихла после того, как она заставила одну ученицу снять украшения и отняла, потребовала, чтобы за ними пришли родители, а потом умудрилась одну сережку потерять. Сережки были золотыми, родители ученицы этому возмутились.

Она объясняла такое поведение «поддержанием дисциплины».

А в классах постарше была дама, которая не разрешала под школьную форму мальчикам носить водолазку или свитер. Девчонкам тоже запрещала кофточку или что-то накинуть. У нее это тоже был вопрос «дисциплины».

Одна зима, выдалась… не то, что холодной, а очень плохо отапливаемой. Батареи в школе едва грели. Мерзли все. Сама она куталась в огромную серую шаль, но… На ее уроках все сидели без «утеплителей».

Сейчас мне кажется, это был некий…садизм. Разве нет?

При этом на преподавание, насколько помню, она много усилий не тратила. От нее можно было услышать только то, что есть в учебнике. Причем излагала все очень недовольным тоном, сухо, кратко, кто не понял — тот… хм… не умный ученик.

Да и сейчас тоже самое в школах можно наблюдать. Причем чем больше проблем с непосредственной работой — тем же преподаванием, тем больше придирок к внешнему виду учеников, их увлечениям, их мировоззрению. Тем больше сожалений о том, что школа — не армия. Тем больше размышлений о том, что «учителя в прислугу превратили».

Нет, я не спорю с тем, что бывают исключения. Ну очень наглые ученики. Ну очень наглые родители.

Но эти исключения — они «проявляют» себя далеко не внешним видом. И, что самое интересное, с такими вот хамами — настоящими хамами — преподаватели и администрация школы предпочитают не связываться. Потому что «от кучки отходов жизнедеятельности подальше — не воняет», да и игнорировать их — попросту безопаснее.

Потому и случаи буллинга чаще всего в школах замалчивают. Или пытаются обвинить жертву в том, что «сама виновата». Яркий тому пример — история сына Ульяны Меньшиковой в одной из барнаульских школ (при желании, все хроники можно найти в ФБ, на ее странице). И таких историй сотни, если не тысячи.

Но с зачинщиками такого — что в отношении других учеников, что в отношении других учителей — бороться гораздо сложнее, чем создавать видимость «идеальной школы» приводя к общему видовому знаменателю, и еще утверждая, что это — ко всеобщему благу… А кто не согласен, тот «учителей в прислугу превращает и еще горя хлебнет»…